Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи - Бзегежевой Н.Ш,
судей Муращенко М.Д. и Сиюхова А.Р,
при секретаре Джимовой Ю.М.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Петина Александра Георгиевича на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 03.11.2017 года, которым постановлено:
- отказать в удовлетворении административных исковых требований Петина Александра Георгиевича к конкурсной комиссии по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение", Совету народных депутатов муниципального образования " Тульское сельское поселение", Демкину Евгению Ивановичу, Кшнякову Алексею Алексеевичу о признании незаконными решений конкурсной комиссии по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" от 12.09.2017 года об отказе в регистрации кандидата Петина А.Г. и регистрации кандидатов Демкина Е.И. и Кшнякова А.А. на участие в конкурсе по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение"; признании Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение", утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тульское сельское поселение" N253 от 31.01.2017 года, незаконным в части истребования документов от кандидатов; признании незаконными выборов Советом народных депутатов муниципального образования " Тульское сельское поселение" от 4.10.2017 года главой администрации муниципального образования "Тульское сельское поселение" Демкина Е.И.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р, изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца Петина А.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Совета народных депутатов муниципального образования "Тульское сельское поселение" - Марина М.Л, просившего решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения, административного ответчика Демкина Е.И. и прокурора Майкопского района Республики Адыгея Хацац З.Б, просивших решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петин А.Г. обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решения конкурсной комиссии по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" от 12.09.2017 года об отказе в регистрации кандидата Петина А.Г. и регистрации кандидатов Демкина Е.И. и Кшнякова А.А. на участие в конкурсе по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение", признать незаконным в части истребования документов с кандидатов согласно Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" и выборов Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" по результатам конкурса, утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тульское сельское поселение" от 31.01.2017 N253.
В ходе рассмотрения дела Петин А.Г. дополнил административные исковые требования и просил признать незаконными решения конкурсной комиссии по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" от 12.09.2017 года об отказе в регистрации кандидата Петина А.Г. и регистрации кандидатов Демкина Е.И. и Кшнякова А.А. на участие в конкурсе по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение", признать Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" и выборов Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" по результатам конкурса, утвержденное решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тульское сельское поселение" от 31.01.2017 N253, незаконным в части истребования документов от кандидатов, и признать незаконными выборы Советом народных депутатов муниципального образования "Тульское сельское поселение" от 4.10.2017 года главой администрации МО "Тульское сельское поселение"
Демкина Е.И.
В обоснование своих требований указал, что 14.09.2017 года он получил по почте уведомление, в котором было указано, что по решению конкурсной комиссии по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" от 12.09.2017 г. (протокол N2) ему отказано в регистрации на участие в конкурсе по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" согласно подпункту 15 п. 6.11 раздела 6 Положения, поскольку копии представленных им трудовых книжек и копии документов об образовании не заверены надлежащим образом (требования п.п.6,7 п.6.1 Раздела 6 Положения); им представлена анкета не по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2005 N63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (требования п.п.12 п.6.1 раздела 6 Положения); в пункте 11 анкеты указаны недостоверные сведения (данные пункта 11 анкеты не соответствуют данным трудовых книжек); предоставлена копия справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (требования п.п. 14 п. 6.1 раздела 6 Положения).
В силу п. 6.3. Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" и выборов Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" по результатам конкурса, оригиналы документов возвращаются кандидату в день представления документов, а их копии заверяются техническим секретарем конкурсной комиссии.
Согласно п 6.4. Положения кандидату выдается расписка о приеме заявки и документов (приложение N 7), с указанием перечня документов и даты приема, о чем делается запись в журнале приёма заявок на участие в конкурсе по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение", либо об отказе в приёме документов, о чём делается соответствующая запись в журнале приёма заявок с указанием причины отказа.
Технический секретарь выдал ему расписку о приёме заявки и документов согласно перечня документов, сверив с оригиналами документов и поставив дату приёма -25.08.2017г..
В силу п.6.7. Положения основаниями для отказа в приёме заявки на участие в конкурсе по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" являются: несвоевременное представление заявки на участие в конкурсе и документов, установленных пунктами 6.1 и 6.2 настоящего Положения; представление заявки на участие в конкурсе и документов, установленных пунктами 6.1 настоящего Положения не в полном объеме; представление заявки на участие в конкурсе и документов, установленных пунктами 6.1 настоящего Положения с нарушением правил их оформления.
Конкурсная комиссия приняла от него все документы 25.08.2017 года и не установиланарушений Положения.
Полагал, что требования Положения о заверении копии трудовой книжки и документов об образовании незаконны, поскольку противоречат положениям Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а, кроме того, ему затруднительно, как члену партии, составлять финансовые отчеты об использовании средств на эти цели.
Кроме того, конкурс был назначен и проведен с нарушением сроков, установленных п.2.4 Положения, так как 12 апреля 2017 года бывший глава поселения Д.П.В. сложил с себя полномочия главы поселения, и Совет народных депутатов муниципального образования "Тульское сельское поселение" должен был не позднее 22 апреля 2017 года принять решение о проведении конкурса по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования поселения и назначении выборов для замещения должности главы муниципального образования поселения, но сделал это только в июле 2017 года.
Также кандидат на должность главы поселения Демкин Е.И. при подаче заявки по установленной форме предоставил сведения о размере и источниках доходов на 10 листах (согласно заявке на дату 09.08.2017г.), а в описи (деле) присутствует 21 лист, при этом, сведения о доходах жены и дочери датированы 14.08.2017 года, что свидетельствует о неполноте сведений о доходах, представленных в заявке на 09.08.2017 года. Анкета выборного должностного лица на 5 листах в заявке отсутствует на 09.08.2017 года, а в описи она имеется. Отсутствуют в качестве приложения к заявке и документы политической партии "Единая Россия" - свидетельство о госрегистрации партии, протокол N9 от 09.08.2017 года, решение политсовета ПП "ЕР", справка о членстве, протокол N13 о согласии на выдвижение.
Кандидат на должность главы сельского поселения Кшняков А.А. при подаче заявки по установленной форме не предоставил сведения о размере и источниках доходов жены и дочерей (согласно заявке на дату 25.08.2017 года). В сведениях о его доходах не указана дата и расшифровка его подписи. Они не заверены отделом кадров. На представленных Кшняковым А.А. подписных листах отсутствует дата и подпись кандидата, в комиссию представлены копии подписных листов, а не подлинники.
Административный истец полагал, что при таких обстоятельствах конкурсная комиссия обязана была при вынесении решения отказать в регистрации Дёмкину Е.И. и Кшнякову А.А. в качестве кандидатов на должность главы в связи с неполнотой предоставленных сведений.
Рассмотрев административное исковое заявление Петина А.Г, судья Майкопского районного суда вынес вышеуказанное решение от 03.11.2017 года об отказе в его удовлетворении.
В апелляционной жалобе административный истец Петин А.Г. просит отменить решение Майкопского районного суда от 03.11.2017 и принять по делу новое решение об удовлетворении его административного искового заявления.
В обоснование указывает, что все ссылки суда первой инстанции на Закон Республики Адыгея от 12.08.2002 года N89 "О выборах главы муниципального образования" в редакции от 31.03.2015 года являются недопустимыми, так как требования этого закона в соответствии с его преамбулой не распространяются на выборы главы поселения, административный центр которого является административным центром муниципального района и этот закон не может служить основанием для норм, изложенных в Положении "О порядке проведения конкурса по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение".
Указывает, что требование о том, что он должен был заверить у нотариуса представленные им в комиссию копии документов, противоречат законодательству Российской Федерации, так как он, будучи кандидатом от партии Дела не получал от партии денежных средств, которые он мог израсходовать на оплату услуг нотариуса.
Указывает, что ответчик, ссылаясь в отказе в регистрации на участие в конкурсе на недостоверность представленных им в комиссию сведений и несоответствие сведений в анкете и данных в трудовой книжке, не представили суду доказательств, подтверждающих эти выводы.
Считает, что решение комиссии по отбору кандидатов на должность главы сельского поселения об отказе в регистрации является незаконным, так как при принятии документов комиссия не установилаоснований для отказа в принятии его заявления, что избрание главой сельского поселения
Демкина Е.И. является незаконным, так как представленные им в комиссию сведения являются неполными и были дополнены позже, что кандидат Кшняков А.А. незаконно был допущен к участию в конкурсе, так как представленные им подписные листы не были проверены.
Изучив материалы дела, проверив доводов апелляционной жалобы и заслушав мнение участников судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Майкопского районного суда от 03.11.2017 года подлежит оставлению без изменения.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно частям 9 и 11 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
В силу п. 5 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года
N131-ФЗ порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Согласно п. 6 ст. 37 указанного Закона лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно пп.1 п.2 ст.23 Устава муниципального образования "Тульское сельское поселение" глава муниципального образования избирается Советом народных депутатов муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса сроком на 5 лет.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-Ф3 "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тульское сельское поселение" Майкопского района Республики Адыгея от 31 января 2017 года N253 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" и выборов Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" по результатам конкурса.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Тульское сельское поселение" N278 от 13.07.2017 года был объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Тульское сельское поселение". Проведение конкурса назначено на 16 сентября 2017 года. Срок подачи заявок определен со 02 августа 2017 года по 25 августа 2017 года.
25 августа 2017 года Петин А.Г. обратился в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" с заявлением на участие в конкурсе, в котором указал, что с Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" и выборов Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" по результатам конкурса ознакомлен.
Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Тульского сельского поселения Петину А.Г. было отказано в регистрации его в качестве участника конкурса по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение". За данное решение проголосовали восемь из восьми членов комиссии.
13.09.2017 года Петин А.Г. получил письменное уведомление о том, что по итогам проведенной 12 сентября 2017 года проверки конкурсной комиссией принято решение об отказе в регистрации на участие в конкурсе по отбору кандидатов для замещения должности главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" в соответствии с подпунктом 15 п.6.11 раздела 6 Положения, поскольку в ходе проверки было установлено, что копии представленных им трудовых книжек и копии документов об образовании не заверены надлежащим образом (требования п.п.6,7 п.6.1 раздела 6 Положения); им представлена анкета не по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2005 N63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (требования п.п.12 п.6.1 раздела 6 Положения); в пункте 11 анкеты указаны недостоверные сведения (данные пункта 11 анкеты не соответствуют данным трудовых книжек); предоставлена копия справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (требования п.п. 14 п. 6.1 раздела 6 Положения).
Согласно подпункту 15 п. 6.11. Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" и выборов Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" по результатам конкурса (далее по тексту Положение), основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе, является предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 6.1 Положения.
Пунктом 6.1 указанного Положения предусмотрено, что кандидат, изъявивший желание участвовать в конкурсе по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение", представляет в конкурсную комиссию в сроки, установленные решением Совета народных депутатов муниципального образования поселения следующие документы: 1) заявку о допуске к участию в конкурсе по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" (Приложение к Положению N1);
2) согласие баллотироваться кандидатом на участие в конкурсе по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" (Приложение N2);
3) согласие на обработку персональных данных (Приложение N3);
4)собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 N667-р "Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации", с приложением фотографии, выполненной на матовой бумаге в черно-белом изображении форматом 4x6 см;
5) копию паспорта или заменяющего его документа (оригинал предъявляется лично по прибытии на заседание конкурсной комиссии в день проведения конкурса);
6) копию трудовой книжки, заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина (оригинал предъявляется лично по прибытии на заседание конкурсной комиссии в день проведения конкурса);
7) копии документов об образовании и о квалификации, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы) (оригинал предъявляется лично по прибытии на заседание конкурсной комиссии в день проведения конкурса); 8) копию документов воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу (оригинал предъявляется лично по прибытии на заседание конкурсной комиссии в день проведения конкурса);
9) сведения о размере и об источниках доходов претендента, а также об имуществе, принадлежащем претенденту на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
10) документ (заключение медицинского учреждения) по форме
N001-ГС/у об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N984н;
11) согласие на проведение проверочных мероприятий (Приложение N4);
12) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 N63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Приложение N5);
13) копию свидетельства о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
14) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по форме, утвержденной административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденной приказом МВД России от 07.12.2011 г. N121;
15) информацию о наличии (отсутствии) обстоятельств, предусмотренных подпунктом "в" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 N67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то есть подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если выборы Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" состоятся до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (Приложение N6);
16) автобиографию кандидата в произвольной форме;
17) программу кандидата по развитию муниципального образования "Тульское сельское поселение".
Как установлено судом первой инстанции, административный истец Петин А.Г. в полном объеме владел информацией о порядке проведения конкурса, а также о требованиях, предъявляемых к участникам конкурса, что подтверждается его пояснениями, и записью в заявлении Петина А.Г. в конкурсную комиссию от 25.08.2017 года о том, что с Положением о порядке проведения конкурса он ознакомлен.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона от 2 марта 2007 г.
N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
В силу п. 3 ст. 16 указанного Закона при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; документ об образовании; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу; заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; сведения, предусмотренные статьей 15.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Поскольку федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" к кандидатам на замещение муниципальной должности предъявляются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы, стажу работы по специальности, а конкурсная комиссия не обладает полномочиями проверки достоверности документов, подтверждающих трудовой стаж и наличие соответствующего образования, то требования Положения о предоставлении надлежаще заверенных копий названных документов не противоречит действующему законодательству.
Как установлено, на момент подачи заявки на участие в конкурсе Петин А.Г. не работал, в связи с чем на него распространялись требования о нотариальном заверении копий трудовых книжек и документов об образовании, о чем ему было известно.
Петин А.Г. представил копию диплома ФГБОУ ВПО "Адыгейский государственный университет" и справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, заверенные им. Между тем, возможность заверения копий документов самими кандидатами законодательством не предусмотрена.
Кроме того, представление справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования в копии прямо противоречит требованиям п.п.14 п.6.1 Положения и само по себе является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Суд первой инстанции правильного указал, что ссылка истца
Петина А.Г. на то, что все документы от кандидатов должны приниматься в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 года N67-ФЗ несостоятельна, поскольку результатом голосования в рамках действия указанного закона не является трудовой контракт, в отличие от результатов конкурса на замещение должности главы.
Судом первой инстанции установлено, что анкета, представленная Петиным А.Г. не соответствует форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2005 N63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", чем нарушены требования п.п.12 п.6.1 раздела 6 Положения, а в пункте 11 анкеты указаны данные, не соответствующие данным трудовых книжек.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что у конкурсной комиссии имелись все основания для отказа Петину А.Г. в регистрации истца в качестве в качестве участника конкурса по отбору кандидатов для замещения должности главы сельского поселения, что решение конкурсной комиссии является правомерным и обоснованным и соответствует действующему "Положению о порядке проведения конкурса по отбору кандидатов для замещения должности Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" и выборов Главы муниципального образования "Тульское сельское поселение" по результатам конкурса".
Доводы жалобы административного истца о том, что решение комиссии по отбору кандидатов на должность главы сельского поселения об отказе в регистрации является незаконным, так как при принятии документов комиссия не установилаоснований для отказа в принятии его заявления, являются несостоятельными, поскольку основания для отказа в регистрации на должность главы сельского поселения были выявлены только на этапе проведения проверки представленных кандидатом документов
Доводыжалобы Петина А.Г. о том, что результаты конкурса являются незаконными и нарушают его права, поскольку другими его участниками Демкиным Е.И. и Кшняковым А.А. на конкурс представлены ненадлежащие документы, были проверены судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
Так, Петин А.Г. ссылался на то, что кандидат на должность главы поселения Демкин Е.И. при подаче заявки по установленной форме предоставил сведения о размере и источниках доходов на 10 листах (согласно заявке на дату 09.08.2017г.), а в описи присутствует 21 лист, при этом, сведения о доходах жены и дочери датированы 14.08.2017г, что, как он считает, свидетельствует о неполноте сведений о доходах. Анкета выборного должностного лица на 5 листах в заявке отсутствует на 09.08.2017г, а в описи она имеется. Отсутствуют в качестве приложения к заявке и документы политической партии "Единая Россия" - видетельство о госрегистрации партии, протокол N9 от 09.08.2017г, решение политсовета ПП "ЕР", справка о членстве, протокол N13 о согласии на выдвижение. Кандидат на должность главы поселения Кшняков А.А. при подаче заявки по установленной форме не предоставил сведения о размере и источниках доходов жены и дочерей (согласно заявке на дату 25.08.2017г.). В сведениях о его доходах не указана дата и расшифровка его подписи, они не заверены отделом кадров. На представленных Кшняковым А.А. подписных листах отсутствует дата и подпись кандидата, представлены копии подписных листов, а не подлинники.
Однако Положение и закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" не предусматривает истребование от кандидатов сведений о доходах его супруга и детей, а приведенный в Положении перечень предоставляемых документов не является исчерпывающим и не содержит запрета на предоставление документов, не предусмотренных перечнем, в связи с чем предоставление кандидатами на рассмотрение комиссии дополнительных документов не может расцениваться как нарушение процедуры проведения конкурса.
При этом, ни Положением, ни другими нормативными актами не предусмотрена обязательность внесения в заявку всех представляемых конкурсной комиссии документов, в связи с чем, представление кандидатами документов, не внесенных в заявку, однако указанных в описи, составленной после предоставления всех документов, также не является нарушением процедуры проведения конкурса. Судом первой инстанции правильно установлено, что количество листов документов в личных делах всех кандидатов соответствует количеству, указанному в описях к личным делам, что подписные листы в поддержку кандидата Кшнякова А.А. в конкурсную комиссию были представлены в подлинниках, претензий по поводу указанных листов у конкурсной комиссии к кандидату не было.
Доводы жалобы о том, что кандидат Кшняков А.А. незаконно был допущен к участию в конкурсе, так как представленные им подписные листы не были проверены, не нашли своего подтверждения, поскольку согласно данным, представленным по запросу Экспертно-криминалистическим центром МВД по Республике Адыгея, при проверке подписных листов, представленных в поддержку кандидата Кшнякова А.А, не было обнаружено признаков, указывающих на недостоверность или недействительность подписей избирателей.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания решений конкурсной комиссии от 12.09.2017 года незаконными.
Как установлено в судебном заседании суда первой инстанции, конкурс прошли два кандидата Демкин Е.И. и Кшняков А.А, при этом за них проголосовали единогласно все члены комиссии. Нарушений процедуры проведения конкурса, равно как и каких-либо нарушений со стороны членов комиссии, участников конкурса не выявлено.
По результатам конкурса 04.10.2017 года главой Федерального закона от 2 марта 2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" "Тульское сельское поселение" был избран Демкин Е.И, а Кшняков А.А. был назначен заместителем главы муниципального образования " Тульское сельское поселение".
Несогласие Петина А.Г. с результатами конкурса не является основанием для отмены результатов выборов главы муниципального образования" Тульское сельское поселение", поскольку оценка кандидатов и выбор победителей относится к компетенции комиссии.
При рассмотрении дела судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам, правильно применены нормы материального права и не было допущено нарушений норм процессуального права, которые привели бы к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Майкопского районного суда от 03.11.2017 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба административного истца Петина А.Г. - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 309, ст. 311
КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от
03 ноября 2017 года по административному исковому заявлению
Петина Александра Григорьевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу Петина А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Ш. Бзегежева
Судьи М.Д. Муращенко
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.