Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Никитина Александра Юрьевича, Филатова Сергея Евгеньевича к администрации г.Алатыря Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и понуждении организовать газоснабжение, поступившее по апелляционной жалобе Никитина А.Ю. и Филатова С.Е. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Никитин А.Ю. и Филатов С.Е. обратились в суд с административным иском к администрации г.Алатыря Чувашской Республики (далее также администрация), в котором просили признать бездействие администрации по организации газоснабжения индивидуальных жилых домов, расположенных по адресу:... незаконным и возложить на администрацию обязанность организовать газоснабжение по.., обеспечив возможность подключения дома N.., принадлежащего Филатову С.Е, и дома N.., принадлежащего Никитину А.Ю, к системе газоснабжения.
Заявленные требования мотивированы тем, что Филатов С.Е, является арендатором земельного участка с кадастровым номером.., площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу:... Данный земельный участок был ему предоставлен постановлением главы... для строительства жилого дома. Никитин А.Ю. является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером.., расположенного по адресу:... Административными истцами возведены на указанных земельных участках жилые дома на основании выданных разрешений на строительство. Однако, в домах отсутствует газоснабжение, в связи с отсутствием технической возможности его подключения к уличному газопроводу низкого давления. Из сообщения директора филиала АО... от 11 июля 2016 года N 229, следует, что в 2004 году проводилась газификация ул.... согласно проектно-сметной документации "Газоснабжение жилых домов... ". Согласно данному проекту, распределительный газопровод низкого давления по ул.... был проложен только до жилого дома N.., который являлся на то время конечной точкой потребления газа. В связи с выделением земельных участков администрацией г. Алатыря Чувашской Республики в продолжение ул.... им было рекомендовано обратиться в администрацию для внесения строительства сети газораспределения по ул. Светлая в инвестиционную программу газификации. 22 августа 2016 года административные истцы и еще трое арендаторов земельных участков по ул.... обратились в администрацию с просьбой внести строительство сети газораспределения по ул.... в инвестиционную программу газификации. Администрация г.Алатыря Чувашской Республики согласовала изменение в газоснабжение индивидуальных жилых домов, расположенных по адресам: г... (письмо директору филиала АО... от 17 октября 2016 года N с-517; Н-518). Из сообщения от 26 октября 2016 года N 122/2 л/п за подписью заместителя главы администрации г.Алатыря Чувашской Республики - начальника управления градостроительства и городского хозяйства... следует, что выданы технические условия для проектирования, подготовлен договор на изготовление проектно-сметной документации. Между тем, договор на выполнение проектных и изыскательских работ... по настоящее время не подписан. Они же, с учетом действующего правового регулирования при предоставлении им земельных участков для индивидуального жилищного строительства, вправе были рассчитывать на получение не только самого земельного участка, но и соответствующей инженерной инфраструктуры, обеспечивающей необходимый уровень жилищного благополучия.
В судебном заседании суда первой инстанции административные истцы Никитин А.Ю, Филатов С.Е. и их представитель Ванюков С.В. поддержали заявленные требования.
Представители административного ответчика администрации г.Алатыря Чувашской Республики Веряскин Е.Н. требования не признал.
Представители заинтересованных лиц Министерства строительства и архитектуры Чувашской Республики, Акционерного общества "Газпром газораспределение Чебоксары", в судебном заседании не присутствовали.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, Никитин А.Ю. и Филатов С.Е. подали апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности и принятии по делу нового решения об удовлетворении их требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. От представителя административного ответчика администрации г.Алатыря Чувашской Республики Веряскина Е.Н. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, содержащее также доводы о законности судебного акта.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела следует, что Никитин А.Ю. является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером... и незавершенного строительством индивидуального жилого дома площадью застройки 144 кв.м. (степень готовности 30%), расположенных по адресу:...
На основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 17 августа 2010 года, заключенного между арендодателем администрацией г.Алатырь и арендатором Филатовым С.Е, административному истцу передан в аренду сроком по 17 августа 2020 года земельный участок площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером.., находящийся по адресу:...
01 июня 2011 года Филатову С.Е. администрацией г.Алатыря выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома с гаражом и надворными постройками на предоставленном в аренду земельном участке с кадастровым номером.., сроком действия до 01 июня 2021 года.
22 августа 2016 года Никитин А.Ю, Филатов С.В, а также иные граждане обратились к главе администрации г.Алатыря с просьбой внести сети газораспределения по... в инвестиционную программу газификации.
22 сентября 2016 года администрация г.Алатыря Чувашской Республики обратилась к директору филиала АО... с просьбой разработать проектно-сметную документацию для выполнения данных видов работ (письмо от 22 сентября 2016 года N 159).
Согласно письму зам. главы администрации - начальника управления градостроительства и городского хозяйства... адресованного директору филиала АО.., от 17 октября 2016 года N с-517; Н-518, администрация г.Алатыря Чувашской Республики согласовывает изменения в газоснабжение индивидуальных жилых домов, расположенных по адресам: ул....
Из сообщения администрации г.Алатыря Чувашской Республики от 26 октября 2016 года N 122/2 л/п, адресованного Филатовой Т.А, следует, что выданы технические условия для проектирования, подготовлен договор на изготовление проектно-сметной документации по... После изготовления данных документов, возможность газификации по... будет рассмотрена.
Однако, договор N А-40-389 на выполнение проектных и изыскательских работ от 02 декабря 2016 года между АО "... " и Управлением градостроительства и городского хозяйства администрации г.Алатырь Чувашской Республики на выполнение работ по разработке проекта "Наружного газопровода низкого давления для газификации жилых домов по.., подписан не был.
При этом, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 июня 2017 года N 242 утверждена Программа газификации Чувашской Республики на 2018 год, финансируемая за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа акционерным обществом "Газпром газораспределение Чебоксары". Объекты, расположенные на территории г.Алатыря, в указанную Программу не включены. Муниципальной программы по газификации г.Алатырь Чувашской Республики не имеется.
Действительно, в соответствии с п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены полномочия органов местного самоуправления для решения этих вопросов местного значения.
В частности, п. 6.1. ч.1 данной нормы права установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделены полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации") организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации (абз. 4 ст. 4 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации").
То есть, как верно указал районный суд, разрешение названных вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований, подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных программ устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Для финансирования программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в установленном Правительством Российской Федерации, могут быть введены специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок.
Порядок установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 мая 2001 года N 335.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 года N 903 утверждены Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. В соответствии с п.3 указанных Правил разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 сентября 2011 года N 417 утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации программы газификации Чувашской Республики, финансируемой за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями (далее Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка Программа газификации Чувашской Республики, финансируемая за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, формируется Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики с участием органов местного самоуправления в Чувашской Республике и газораспределительных организаций.
В соответствии с п. 2.5 Порядка Программа разрабатывается Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на основании заявок органов местного самоуправления в Чувашской Республике (в части нового строительства объектов газификации) и газораспределительных организаций (в части реконструкции и модернизации объектов газификации).
Так, из дела следует, что на основании заявления административных истцов в соответствии с вышеуказанным Порядком, административным ответчиком письмом от 29 декабря 2016 года N 3961/1 в адрес Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики направлена заявка на включение в Программу на 2017 год двух объектов строительства газовых сетей, расположенных на территории... : наружного газопровода низкого давления для газификации жилых домов NN... ориентировочной стоимостью 400 тыс. руб.; наружных сетей газоснабжения микрорайона... сметной стоимостью 1 590 тыс. руб.
В дополнение к указанному письму административным ответчиком в адрес Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики 06 марта 2017 года направлено письмо N 600 с указанием общего количества земельных участков, требующих газификации, с приложением заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации строительства сетей газоснабжения в микрорайоне...
Таким образом, как также верно указал районный суд, администрация г.Алатыря Чувашской Республики по ходатайству административных истцов и в пределах своих полномочий обращалась в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики с заявкой о включение в Программу газификации Чувашской Республики на 2017 год двух объектов строительства газовых сетей, расположенных на территории г.Алатыря (в том числе жилых домов... ), с приложением всех имеющихся в их распоряжении документов, а потому доводы административных истцов о ее незаконном бездействии следует признать безосновательными.
По смыслу же ст. 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконным действия (бездействия) государственных органов, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов административных истцов.
Соответственно, поскольку судом не было установлено вины административного ответчика, незаконности в его действиях или незаконного бездействия, оснований для возложения на него какой-либо обязанности у районного суда не имелось.
При этом, доводы административных истцов о том, что достаточных мер по исполнению полномочий, установленных ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части организации надлежащего газоснабжения, администрацией г.Алатыря Чувашской Республики судебной коллегией не принимаются, поскольку само по себе данное обстоятельство о наличии признаков бездействия со стороны администрации не свидетельствует.
Изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что заявка в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на включение в Программу газификации подана с пропуском установленного срока и без необходимого пакета документов, также не служит основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку газификация улицы Светлая в г.Алатырь до дома N 37 проводилась в 2004 году согласно проектно-сметной документации, реализация полномочия органа местного самоуправления по организации в границах городского округа газоснабжения с учетом растущего количества потребителей, нуждающихся в использовании природного газа, не может быть решена без учета иных задач местного самоуправления, также требующих финансирования.
Таким образом, в целом доводы апелляционной жалобы сводятся к необходимости переоценки доказательств, из которых исходил суд первой инстанции при постановке своих выводов, которые не основаны на нормах процессуального закона.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
В то же время вывод суда о пропуске административными истцами срока обращения в суд с настоящим административным иском, предусмотренного ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит исключению, поскольку, делая такой вывод, суд не учел, что нарушение прав административные истцы основывают отсутствием газификации принадлежащих им объектов недвижимости, при котором срок исковой давности признать пропущенным со стороны административных истцов не представляется возможным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Никитина А.Ю. и Филатова С.Е. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Карлинов
Судьи Д.В.Алексеев
И.Н.Орлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.