Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А,
судей Брянского В.Ю, Мекеровой С.Р,
при секретаре Мазикиной А.Б,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Невинномысска на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Невинномысска, управлению жилищно - коммунального хозяйства администрации города Невинномысска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав выступление участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Невинномысска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административном исковым заявлением к администрации города Невинномысска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска.
В обоснование административного иска административный истец указал, что прокуратурой города Невинномысска проведена проверка по обращению начальника отдела МВД России по городу Невинномысску полковника полиции Толмачева А.Ю. по вопросу отсутствия освещения дорог и улиц города Невинномысска.
Проведенной проверкой исполнения должностными лицами администрации города Невинномысска законодательства о безопасности дорожного движения в части освещения дорог и улиц города Невинномысска установлено, что на территории города Невинномысска имеются участки дорог и улиц, где в нарушение нормативным требованиям отсутствует стационарное электрическое освещение, а именно на участках дорог и улиц: бульвар Мира от пересечения с улицей Краснопартизанской до спортивного комплекса "Олимп"; улица Пятигорское шоссе, от пересечения с а/д Р-217 "Кавказ" до улицы Водопроводной; улица Партизанская в районе строения N 15; улица Калинина от пересечения с улицей Гагарина до пересечения с улицей Энгельса; улица Матросова от улицы Заводской до границы с селом Ивановским Кочубеевского района (подъем в сторону с. Ивановское Кочубеевского района); улица Советская от пересечения с улицей Красноармейской до улицы Степной; объездная автомобильная дорога ЗИП-ПРП (100-101 микрорайоны).
На протяжении длительного времени отделом МВД России по городу Невинномысску, в связи с многочисленными обращениями участников дорожного движения по вопросам отсутствия освещения дорог и улиц города Невинномысска, а также в связи с совершением дорожно-транспортных происшествий, в адрес главы администрации города Невинномысска направляется информация о необходимости приведения в соответствие с нормативными требованиями улично-дорожную сеть города Невинномысска в части обустройства искусственным освещением, строительства линий уличного освещения. Однако, до настоящего времени недостатки не устранены. Не исполнение требований федерального законодательства, а также не исполнение возложенных на административного ответчика обязанностей, по мнению административного истца, является незаконным, нарушает права и законные интересы граждан, подвергает опасности их жизни и здоровье. Кроме того, отсутствие освещения на вышеуказанных участках дороги оказывает существенное и негативное влияние на безопасность дорожного движения, влечет совершение дорожно - транспортных происшествий с травмированием граждан и в дальнейшем может увеличить вероятность аварийных ситуаций.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие администрации города Невинномысска, выразившееся в непринятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска, а именно: бульвар Мира от пересечения с улицей Краснопартизанской до спортивного комплекса "Олимп"; улица Пятигорское шоссе, от пересечения с а/д Р-217 "Кавказ" до улицы Водопроводной; улица Партизанская в районе строения N 15; улица Калинина от пересечения с улицей Гагарина до пересечения с улицей Энгельса; улица Матросова от улицы Заводской до границы с селом Ивановским Кочубеевского района (подъем в сторону с. Ивановское Кочубеевского района); улица Советская от пересечения с улицей Красноармейской до улицы Степной; объездная автомобильная дорога ЗИП-ПРП (100-101 микрорайоны);
обязать администрацию города Невинномысска в срок, не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на вышеуказанных участках дорог и улиц города Невинномысска.
Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 15 июня 2017 года в качестве соответчика по делу привлечено управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года административные исковые требования удовлетворены частично.
признано незаконным бездействие управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска, выразившееся в непринятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска;
на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска возложена обязанность в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска, а именно: бульвар Мира от пересечения с улицей Краснопартизанская до спортивного комплекса "Олимп"; улица Пятигорское шоссе, от пересечения с а/д Р-217 "Кавказ" до улицы Водопроводной; улица Партизанская в районе строения N 15; улица Калинина от пересечения с улицей Гагарина до пересечения с улицей Энгельса; улица Матросова от улицы Заводской до границы с селом Ивановским Кочубеевского района (подъем в сторону с. Ивановское Кочубеевского района); улица Советская от пересечения с улицей Красноармейской до улицы Степной; объездная автомобильная дорога ЗИП-ПРП (100-101 микрорайоны);
в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора города Невинномысска Самарина В.И. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Невинномысска, выразившегося в непринятии мер по обустройству искусственного освещения, строительству линий уличного освещения на участках дорог и улиц города Невинномысска отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Невинномысска Журба Д.А. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в полном объеме и принять по делу новое решение. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с нарушением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменением закона, подлежащего применению. Указывает, что принятое решение может повлечь существенное обременение бюджета города Невинномысска, который и без того является дефицитным, как отражено в основных характеристиках бюджета города. Выполнить работы в течение трех месяцев не представляется возможным в силу законодательно установленных сроков размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора города Невинномысска Самарин В.И. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Считает, что суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку всем доказательствам. Полагает, что отсутствие бюджетного финансирования, дефицит бюджета не освобождают административного ответчика от обязанности по выполнению возложенных на него законом обязанностей.
Представители прокуратуры города Невинномысска Ставропольского края, администрации города Невинномысска Ставропольского края, Управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Невинномысска Ставропольского края, ОМВД России по городу Невинномысску Ставропольского края в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующее лицо не возражало против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В, полагавшую решение законным и обоснованным, учитывая постановление суда кассационной инстанции от 01 февраля 2018 года, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, органы государственной власти, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ и частью 1 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Основания для обращения в суд для прокурора носят оценочный характер и определяются необходимостью защиты прав граждан, неопределенного круга лиц, интересов публично-правовых субъектов. При этом прокурор сам определяет характер и степень интереса, подлежащего защите, с правом окончательной оценки со стороны суда.
Таким образом, как в силу прямого указания частью 4 статьи 218 КАС РФ, так и в соответствии со своей компетенцией, определенной специальным законом о прокуратуре, прокурор в данном случае имеет право на обращение в суд с настоящим административным иском.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела. прокуратурой города Невинномысска проведена проверка по обращению начальника отдела МВД России по городу Невинномысску по вопросу отсутствия освещения дорог и улиц города Невинномысска.
Проведенной проверкой исполнения должностными лицами администрации города Невинномысска законодательства о безопасности дорожного движения в части освещения дорог и улиц города Невинномысска установлено, что на территории города Невинномысска имеются участки дорог и улиц, где в нарушение нормативных требований отсутствует стационарное электрическое освещение, а именно на участках дорог и улиц: бульвар Мира от пересечения с улицей Краснопартизанской до спортивного комплекса "Олимп"; улица Пятигорское шоссе, от пересечения с а/д Р-217 "Кавказ" до улицы Водопроводной; улица Партизанская в районе строения N 15; улица Калинина от пересечения с улицей Гагарина до пересечения с улицей Энгельса; улица Матросова от улицы Заводской до границы с селом Ивановским Кочубеевского района (подъем в сторону с. Ивановское Кочубеевского района); улица Советская от пересечения с улицей Красноармейской до улицы Степной; объездная автомобильная дорога ЗИП- ПРП (100-101 микрорайоны).
В соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
При этом согласно пункту 9 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктами 6, 11 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
В статье 3 Федерального закона N 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся: осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на мобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона N 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Кроме того, согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии со статьей 38 Устава города Невинномысска, принятым решением Думы города Невинномысска Ставропольского края от 26 сентября 2012 года N 263-24, администрация города - исполнительно-распорядительный орган, наделенный Уставом города полномочиями по решению вопросов местного значения города и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и законами Ставропольского края.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Из материалов дела следует, что администрацией города Невинномысска, в пределах предоставленной ей компетенции, создано управление жилищно - коммунального хозяйства, которое согласно Положению об Управлении является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета (п. 5 Положения).
Кроме того, согласно подпункту 2 и 10 пункта 12 раздела 3 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска к функциям, выполняемым Управлением в соответствии с возложенными на него задачами относятся, в частности, осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог местного значения в границах города и организации дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организация благоустройства территории города (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Таким образом, вышеназванное управление жилищно - коммунального хозяйства создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых, в том числе, относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, в связи с чем оно является лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
Неисполнение возложенных на управление жилищно - коммунального хозяйства обязанностей нарушает права и законные интересы граждан, подергает опасности их жизни и здоровье.
Кроме того, отсутствие освещения на вышеуказанных участках дороги оказывает существенное и негативное влияние на безопасность дорожного движения, влечет совершение дорожно-транспортных происшествий с травмированием граждан и в дальнейшем может увеличить вероятность аварийных ситуаций.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований к управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска.
Судебная коллегия полагает, что судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии средств на исполнение решения суда судебная коллегия не может признать обоснованными, поскольку отсутствие бюджетного финансирования и дефицит бюджета не могут быть оценены как уважительные причины в связи с тем, что безопасность участников дорожного движения не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования, а дефицит соответствующего бюджета не должен освобождать административных ответчиков от обязанности по выполнению возложенных на них законом обязанностей.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.