Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Мелихова А.В. и Садыковой Э.И,
при секретаре судебного заседания Хакимовой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Сорокина В.И. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 15 ноября 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Сорокина В.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан об оспаривании срока выплаты ежемесячной денежной компенсации отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Сорокина В.И. и его представителя Семовского О.Б. в поддержку доводов жалобы, представителя Управления Федеральной службы исполнений наказаний России по Республике Татарстан - Хайруллиной Г.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сорокин В.И. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан об оспаривании срока выплаты ежемесячной денежной компенсации.
В обоснование требований указал, что он является получателем ежемесячной денежной компенсации на основании части 5 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Федеральным законом Российской Федерации от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ в статью 12 вышеуказанного закона были внесены изменения.
14 июня 2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете денежной компенсации в связи с произошедшими изменениями в законе.
Решением ответчика истцу была назначена выплата указанной компенсации с момента обращения - 14 июня 2017 года.
Полагая, что выплата должна быть произведена с момента принятия Федерального закона от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ - 12 мая 2016 года, истец, просил суд признать незаконным решение комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан в части установления срока выплаты ежемесячной денежной компенсации с 14 июня 2017 года и обязать ответчика выплачивать указанную компенсацию с 12 мая 2016 года.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Сорокин А.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, об удовлетворении заявленных исковых требований, при этом указывает, что заявительный характер выплат распространяется на лиц, впервые претендующих на получение денежной компенсации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно Федеральному закону от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ изложена в следующей редакции: "При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
в отношении инвалида I группы - 1;
в отношении инвалида II группы - 0,5;
в отношении инвалида III группы - 0,3.
Изменения вступили в действие с 12 мая 2016.
Из материалов дела видно, что Сорокин В.И. до 1998 года проходил службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан. Причиной увольнения со службы послужило получение военной травмы, исключающее возможность дальнейшего прохождения службы и приведшей к установлению инвалидности II группы бессрочно.
На основании приказа N 454 л/с от 11 декабря 1998 года Министерства внутренних дел Республики Татарстан истец имеет право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещении вреда здоровью.
14 июня 2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ.
Решением ответчика истцу установлена ежемесячная денежная компенсация на период установления инвалидности II группы с 14 июня 2017 года.
Полагая, что указанная выплата должна быть установлена с момента принятия Федерального закона от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ - 12 мая 2016 года, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что реализация права на получение ежемесячной денежной выплаты в увеличенном размере компенсации носит заявительный характер и зависит от волеизъявления самого гражданина.
При этом суд первой инстанции руководствовался пунктом 20 "Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей", (далее Правила) утвержденных приказом Федеральной службы исполнения наказания России от 05 августа 2013 года (в редакции от 16 сентября 2016 года) за N 439, согласно которому для рассмотрения вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации в комиссию представляются:
а) заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в УИС вследствие военной травмы, о выплате ежемесячной денежной компенсации; б) копия заключения служебной проверки по факту получения сотрудником военной травмы; в) копия приказа (выписка из приказа) об увольнении по болезни либо по ограниченному состоянию здоровья; г) заключение ВВК о категории годности сотрудника к службе в формулировке "ограниченно годен к военной службе" или "не годен к военной службе" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма"; д) выписка из акта освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы с приложением справки о группе, причине и сроке инвалидности вследствие военной травмы; е) справка пенсионного органа о размере оклада месячного денежного содержания и размере ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсии.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Как видно из материалов дела, Сорокин В.И. является инвалидом второй группы вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей в 1998 году. Инвалидность истцу установлена бессрочно "данные изъяты".
На основании приказа N 454 л/с от 11 декабря 1998 года Министерства внутренних дел Республики Татарстан УФСИН России по Республике Татарстан производит истцу выплату ежемесячной денежной компенсации с 1998 года.
Таким образом, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ - 12 мая 2016 года, истец уже являлся получателем ежемесячной денежной компенсации. Следовательно, заявительный порядок для ее перерасчета не требовался. Правила, на которые сослался суд первой инстанции, распространяются на лиц, впервые претендующих на получение денежной компенсации.
Таким образом, правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 15 ноября 2017 года по данному делу отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Сорокина В.И. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан по вопросам выплат пособий, денежных компенсаций, сумм в возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей.
Возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан обязанность по выплате Сорокину В.И. денежной компенсации на основании Федерального закона Российской Федерации от 01 мая 2016 года 125-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 12 мая 2016 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.