Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу Мунтян Николая Владимировича на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года N 12-187/2017,
установил:
постановлением начальника отделения (позг) в городе Севастополе Службы в городе Балаклаве ПУ ФСБ России по Республике Крым ФИО3 от 26 июня 2017 года капитан судна "МОТОБОТ" Мунтян Николай Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением врио начальника подразделения процессуальной деятельности - начальника отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Республике Крым ФИО9. от 21 июля 2017 года N 9930-С/770-17 постановление должностного лица от 26 июня 2017 года оставлено без изменения, жалоба Мунтян Н.В. на указанное постановление - без удовлетворения
Не согласившись с принятым решением, Мунтян Н.В. подал жалобу в суд.
Решением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года N 12-187/2017 жалоба Мунтян Н.В. на решение должностного лица от 21 июля 2017 года N 9930-С/770-17 оставлена без удовлетворения, указанное решение - без изменения.
Оспаривая решение суда, Мунтян Н.В. просит отменить состоявшиеся по делу постановление должностного лица от 26 июня 2017 года, решение от 21 июля 2017 года N 9930-С/770-17 и решение суда от 21 декабря 2017 года N 12-187/2017, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для его отмены.
Заявитель указывает на то, что судом не верно оценены фактические обстоятельства дела, вина Мунтян Н.В. в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ не доказана, в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, заслушав Мунтян Н.В, поддержавшего доводы жалобы, представителя ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" Яковлева Д.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.
Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации лицами и транспортными средствами регулируется ст. 9 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее Закон N4730-1)
Согласно статьи 1 Закона N4730-1 определено, что Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Защита Государственной границы - это часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации (ст. 3 Закона N4730-1). Согласно пп. "б" п. 2 ст. 5 Закона N 4730-1 прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
В силу ст. 7 Закона N 4730-1 режим Государственной границы включает, в том числе, правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, а также пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Частью 5 ст. 9 Закона N 4730-1 предусмотрено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с названным Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Закона N 4730-1).
Частью 5 данной статьи также предусмотрено, что пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно.
Согласно ч. 2 ст. 13 Закона N 4730-1 хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств должна осуществляться в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения Государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.
В соответствии с частью 16 статьи 9 Закона о Государственной границе, капитан судна, командир военного корабля, командир воздушного судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы или вынужденного несоблюдения определенных настоящим Законом правил следования судов от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, порядка пребывания в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах, в территориальном море и воздушном пространстве Российской Федерации обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского, речного порта, соответствующему органу единой системы организации воздушного движения, которые оповещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации, и в дальнейшем действовать согласно их указаниям или указаниям командира военного корабля, капитана морского, речного судна или командира воздушного судна Российской Федерации, прибывшего для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося.
Согласно части 21 статьи 9 Закона о Государственной границе, российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
В силу ч.2,3 ст.21 Закона N4730-1 в целях охраны Государственной границы указанная в пункте 1 настоящей статьи деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов с разрешения пограничных органов, а во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации - с уведомлением пограничных органов. При этом сообщаются сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах.
Лица, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 настоящей статьи, без уведомления (разрешения) пограничных органов, а также с уведомлением их (с их разрешения), но с нарушением условий такого уведомления (разрешения), несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Следовательно, вышеуказанные условия являются обязательными при пересечении Государственной границы без прохождения пограничного (таможенного) контроля российскими судами.
Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 27.08.2014 N 863 "Об утверждении Правил уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля" капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное им лицо не позднее чем за 4 часа до выхода российского судна из порта или морского терминала, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте (контактные данные пограничных органов размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") в пограничный орган по месту нахождения указанного порта или морского терминала (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению.
Согласно пп.а п.3 Правил уведомления, к уведомлению прилагается план перехода российского судна и (или) сведения о районе осуществления деятельности и планируемый маршрут следования судна в указанный район.
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 15.08.2014 N 811 "Об утверждении Правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля" передача в пограничные органы данных о местоположении судов осуществляется: российским центром системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (далее - российский центр системы опознавания), созданным в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. N 922 "О мерах по внедрению системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии", в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - для судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй статьи 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", за исключением промысловых судов, на которые технические средства контроля местоположения судна устанавливаются в обязательном порядке; центрами отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (далее - российские центры мониторинга), созданными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. N 226 "О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов", - для промысловых судов, на которые технические средства контроля местоположения судна устанавливаются в обязательном порядке.
Другого порядка передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля настоящим постановлением не предусмотрено.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что пересечение Государственной границы непосредственно связано с порядком пропуска через границу, который заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 06 июня 2017 г. около 19 часов 05 минут рыболовное судно "Мотобот" (борт номер ТК 0383, порт приписки Темрюк, судовладелец ФИО5, капитан (судоводитель) гражданин РФ Мунтян Николай Владимирович) осуществил пересечение государственной границы РФ на выезд из Российской Федерации в точке с примерными координатами 44°51? СШ 33° 11? ВД.
Согласно поданному Мунтян Н.В. уведомлению о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, рыболовное судно "Мотобот" должно было пересечь государственную границу РФ на вход в координатах 44°45? СШ 33°15? ВД, выход из РФ в координатах 45°07? СШ 32° 37? ВД, но 06.06.2017г. в 19 часов 05 минут пересекло Государственную границу Российской Федерации на выход (выезд) в точке с географическими координатами 44°51? СШ 33° 11? ВД. На рыболовном судне "Мотобот" установлено техническое средство контроля "АвтоФон SE-Маяк".
По факту нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, выразившихся в несоблюдении установленных требований к российским судам, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, 12 июня 2017г. уполномоченным отделения (погз) в г. Севастополе Службы в г. Балаклаве ПУ ФСБ России Республике Крым ФИО6 в отношении должностного лица капитана рыболовного судна "Мотобот" гражданина РФ Мунтяна Н.В. было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 12 июня 2017 года, Мунтян Н.В. как должностное лицо - капитан (судоводитель) маломерного судная "Мотобот" нарушил пункты 2,3,4,5 Правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 2014г. N811 "Об утверждении Правил передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих Государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля", и ст.9 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".
Постановлением начальника отделения (позг) в городе Севастополе Службы в городе Балаклаве ПУ ФСБ России по Республике Крым ФИО3 от 26 июня 2017 года капитан судна "МОТОБОТ" Мунтян Николай Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина Мунтян Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, подтверждаются доказательствами по делу в совокупности: протоколом об административном правонарушении от 12.06.2017 г, приказом N1 от 07.03.2017г. о назначении Мунтян Н.В. на должность судоводителя "МОТОБОТ" ТК0383; судовым билетом серии С N030532; рапортом старшего техника РТП в н.п. Угловое отделения (погз) в г. Севастополе ФИО8 от 06.06.2017г.; уведомлением о намерении пересечь государственную границу РФ с указанием координат границ пересечения от 06.06.2017г.; схемой движения судна "МОТОБОТ" ТК0383 от 06.06.2017г.; постановлением о назначении наказания от 26.06.2017г.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности Мунтян Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом и судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы, аналогичные заявленным в поданной в Верховный Суд Республики Крым жалобе, являлись предметом проверки судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Доказательств, подтверждающих принятие лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения Мунтян Н.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года N 12-187/2017, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу Мунтян Николая Владимировича на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года N 12-187/2017 - оставить без удовлетворения.
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года N 12-187/2017 в отношении Мунтян Николая Владимировича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 КоАП РФ - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.