Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Джиоева П.Г,
судей Цалиевой З.Г. и Калюженко Ж.Э,
с участием прокурора Бязрова И.Ф,
при секретаре Гуляровой Ж.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску... 1 к МВД по РСО-Алания, ООО СК "ВТБ Страхование", ОАО "Альфа Страхование" о взыскании пятилетнего денежного содержания, установлении наступления страхового случая, взыскании страхового возмещения и ежемесячной денежной компенсации к пенсии, восстановлении статуса участника боевых действий и возобновлении выплат, возмещении судебных расходов и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Кабалоева М.К. на решение Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 9 ноября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований... 1 о взыскании с МВД по РСО-А единовременного пособия за вред, причиненный здоровью в размере пятилетнего денежного содержания в сумме 2 010 000 рублей, а с учетом индексации - 3 057 600 рублей, установлении наступления страхового случая... 1, взыскании с ООО СК "ВТБ Страхование" в пользу... 1 страхового возмещения в размере 1 500 000 рублей, а с учетом индексации - 2 200 500 рублей, взыскании с МВД по РСО-А в пользу... 1 недополученной части пенсии в размере 1 871 573 рублей 10 копеек, а с учетом индексации - 2 960 828 рублей 67 копеек, взыскании с МВД по РСО-А в пользу... 1 500 000 рублей за причиненный моральный вред, возложении обязанности на МВД по РСО-А назначить... 1 ежемесячные компенсационные выплаты к пенсии с перерасчетом с 24.02.2015 г, взыскании с МВД по РСО-А в пользу... 1 судебных издержек за услуги аудитора в размере 7 000 рублей и за услуги представителя - 50 000 рублей, возложении на МВД по РСО-А обязанности своим приказом восстановить... 1 в участниках боевых действий с назначением соответствующих выплат с перерасчетом с 01.06.2016 г, отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Цалиевой З.Г, выслушав Кабалоева М.К, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения по доводам апелляционной жалобы представителя МВД по РСО-Алания - Бутовой Л.В. и представителя ООО Страховая компания "ВТБ Страхование" - Симоняна Т.М, заключение прокурора Бязрова И.Ф, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
установила:
Кабалоев М.К. обратился в суд с вышеуказанным иском к МВД по РСО-Алания, ООО СК "ВТБ Страхование", ОАО "Альфа Страхование".
В обоснование иска указал, что с 01.09.1981 г. по октябрь 2003 г. проходил службу в МВД РСО-Алания, в том числе, в период с 01.04.1993 г. по 31.12.2001 г. выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта на территории РСО-Алания. Со 2.11.2003г. по 12.08.2008 г. истец проходил службу в УФСКН РФ по РСО-Алания в должности начальника отдела. Приказом... л/с от 12.08.2008 г. по УФСКН РФ по РСО-Алания истец был уволен на основании подп.2 (по достижению предельного возраста, установленного п.147 Положения), п.142 Положения о правоохранительной службе в органах ФСКН РФ. Заключением ЦВВК ФСКН РФ от 15.08.2011 г.... истцу установлена "военная травма", с установлением причинной связи: "заболевание получено в период прохождения военной службы", "ограниченно годен к военной службе на момент увольнения, т.е. на 12.08.2008 г." Приказом УФСКН РФ по РСО-Алания... л/с от 04.10.2011 г. в приказ... л/с от 12.08.2008 г. внесены изменения: "Абзац 1 п.1 изложить в следующей редакции: "Слова "на основании подп. 2 (по достижению предельного возраста установленного п. 147 Положения) п.142" заменить словами "На основании подп.9 (по состоянию здоровья на основании медицинского заключения ВВК об ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля) п.142". Согласно справке из ГБМСЭ России по РСО-Алания... от 14.06.2012 г. истцу установлена 2-я группа инвалидности в редакции "военная травма". С учетом заключения ЦВВК ФСКН РФ от 15.08.11 г. в формулировке "военная травма", соответствующие выплаты не были назначены ему по вине УФСКН РФ по РСО-Алания. Таким образом, МВД РФ по РСО-Алания обязано назначить следующие выплаты: единовременное пособие за вред, причиненный его здоровью, в размере 5-ти летнего денежного содержания, с учетом окладов по должности, званию и выслуге лет по состоянию на 28.04.2017 г. в размере 2 010 000 руб. (из расчета оклада в размере 33 500 руб.), а с учетом индекса потребительских цен за период с августа 2008 г. по март 2017 г. - 1 047 600 руб, всего - 3 057 600 руб.; недополученную часть пенсии за 3 года, предшествовавшие установлению "военной травмы", т.е. за период с 15.08.2008 г. по 14.05.2017 г.; а в соответствии с ч.6 ст.43 Федерального закона от 07.02.2011 г. N3-ФЗ "О полиции" - выплату ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью, как инвалиду 2-й группы в редакции "военная травма" в размере утраченного денежного довольствия с 24.02.2015 г, т.е. со дня вступления в силу ФЗ N15 - ФЗ от 12.02.2015 г, "О внесении изменений в ст.43 ФЗ "О полиции", когда ему должны были произвести перерасчет и назначить выплату ежемесячной денежной компенсации как инвалиду 2-й группы в редакции "военная травма" с коэффициентом 0,5 от ежемесячного денежного содержания и за стаж службы (выслуга лет), принимаемых для исчисления пенсии. Истец неоднократно обращался в страховую компанию ООО "ВТБ - Страхование" по выплате страхового возмещения, которое составляет в соответствии с аудиторским расчетом- 1 500 000 руб, а индексация -700 500 руб. Моральный вред, причиненный незаконными действиями ответчиков, оценивает в 500 000 руб. Для составления аудиторских расчетов он вынужден был обратиться в ООО "Аргентум+", за услуги которого им было уплачено 7 000 руб, которые являются судебными издержками и подлежат взысканию с ответчиков. За услуги представителей им уплачено 50 000 руб, которые также подлежат взысканию с ответчиков. Кроме этого, приказом по МВД РСО-Алания истец был признан участником боевых действий и ему было выдано удостоверение серии РМ... от 11.11.2004 г. На основании этого он получал из УФСКН РФ по РСО-А надбавку к пенсии как участник боевых действий в размере 1 800 руб. до 01.06.2016 г, т.е, до передачи его пенсионного дела в пенсионный отдел МВД по РСО-Алания. С указанной даты он не получает ЕДВ как участник боевых действий, что также является незаконным, в связи с чем выплаты ему ЕДВ как участнику боевых действий должны быть возобновлены с перерасчетом с 01.06.2016 г.
В судебном заседании истец Кабалоев М.К. и его представитель Токаева З.Т. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Ответчики МВД по РСО-Алания и ООО СК "ВТБ Страхование" исковые требования истца не признали.
ООО "Альфа Страхование", надлежащим образом уведомленное судом о времени и месте рассмотрении дела, в суд своего представителя не направило, о причинах невозможности явки суд не известило.
Советским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания 9 ноября 2017 года было вынесено указанное решение, с которым не согласился Кабалоев М.К.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение районного суда отменить, считая его неправильным по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, Кабалоев М.К. с сентября 1992 г. по октябрь 2003 г. проходил службу на различных должностях старшего начальствующего состава МВД по РСО-Алания, откуда был уволен с 29.10.2003 г. в связи с достижением предельного возраста.
Со 2.11.2003 г. по 12.08.2008 г. истец проходил службу в УФСКН РФ по РСО-Алания в должности начальника отдела, после чего, согласно приказу... л/с от 12.08.2008 г. УФСКН РФ по РСО-Алания, был уволен на основании подп.2 (по достижению предельного возраста). При увольнении от освидетельствования отказался.
Согласно заключению ЦВВК ФСКН РФ от 15.08.2011 г..., в связи с наличием у истца таких заболеваний, как остеохондроз шейного и пояснично-крестцового отдела позвоночника, дисциркуляторная энцефалопатия первой стадии с вестибулопатией и астеническим синдромом, хронический персистирующий гепатит, хронический холецистит, хронический панкреотит, Кабалоеву М.К. установлена "военная травма". Гипертоническая болезнь... стадии.... стадии. "Заболевание получено в период военной службы". Категория годности к военной службе: на основании ст.ст. 66-г 24-в, 59-в, 43-6, 44-6, 73-в графы III Расписания болезней. Ограниченно годен к военной службе на момент увольнения 12.08.2008 г.
В этой связи, приказом УФСКН РФ по РСО-А... л/с от 04.10.2011 г, в приказ... л/с о т 12.08.2008 г. внесены изменения: "абзац 1 п.1 изложить в следующей редакции: "Слова "на основании подп. 2 (по достижению предельного возраста установленного п. 147 Положения) п. 142" заменить словами "На основании подп.9 (по состоянию здоровья на основании медицинского заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля) п.142".
14.06.2012 г. Кабалоеву М.К. была установлена 2-я группа инвалидности 2-ой степени в редакции "военная травма", а в последующем, 01.07.2014 г. он был переосвидетельствован с подтверждением 2-ой группы инвалидности (бессрочно), причина инвалидности - "военная травма".
На момент обращения в суд истец являлся получателем пенсии в органах внутренних дел по выслуге лет.
Считая, что ему положены выплаты в возмещение вреда здоровью, Кабалоев М.К. обратился с иском в суд, обосновывая свои требования положениями Закона РФ "О милиции", Федерального закона от 07.02.2011 г. N3-ФЗ "О полиции", главой 59 ГК РФ.
В силу ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст.196 ГПК РФ).
В п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального права Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указанием истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
При определении закона, подлежащего применению к спорным отношениям, судебная коллегия исходит из того, что Кабалоев М.К. проходил службу в Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, деятельность которой регулировалась Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 (далее - Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N976.
Пунктом 2.1 (введен Указом Президента РФ от 7 июня 2013 г. N552 "О внесении изменений в Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента РФ от 5 июня 2013 г. N 613") Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определено, что денежное довольствие сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах наркоконтроля, обеспечение жилыми помещениями и медицинское обеспечение сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах наркоконтроля, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также предоставление им иных социальных гарантий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и названным Положением.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2013 г. согласно части 1 статьи 20 этого же закона, установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе ежемесячная денежная компенсация.
Согласно части 5 и 6 статьи 12 названного закона, при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: 1) в отношении инвалида I группы - 1; 2) в отношении инвалида II группы - 0,5; 3) в отношении инвалида III группы - 0,3. Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 названной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, приведенной в части 5 названной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Во исполнение положений части 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ приказом ФСКН России от 22 мая 2013 г. N 218 были утверждены Правила выплаты в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, установленных частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действовавшие на момент обращения Кабалоева М.К. в суд, и утратившие силу в связи с изданием Приказа МВД России от 21.06.2017.
Согласно пункту 1 указанных Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах наркоконтроля и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", частью 26 статьи 33 которого установлено, что выплаты, предусмотренные частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не выплаченные членам семей погибших (умерших) сотрудников наркоконтроля, сотрудникам упраздненной службы наркоконтроля, получившим увечье или иное повреждение здоровья, исключившие возможность дальнейшего прохождения службы, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах наркоконтроля, назначаются и производятся в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с п.1 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ от 18 июня 2012 г. N 590 (далее - Инструкция), согласно которому ежемесячная денежная компенсация выплачивается в случае установления гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Статьей 21 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определены категории инвалидов в целях пенсионного обеспечения, к которым отнесены инвалиды вследствие военной травмы и инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
Так, к категории инвалидов вследствие военной травмы отнесены лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (пункт "а" статьи 21 названного закона).
Из содержания приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что право сотрудника наркоконтроля на получение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровья возникает при наличии определенных обязательных условий, к которым относится не только получение сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, связанных с выполнением служебных обязанностей, исключающих для него возможность в дальнейшем прохождения службы, но и невозможность для такого сотрудника продолжить службу в органах наркоконтроля.
При этом вопрос о невозможности дальнейшего прохождения службы решается соответствующей ВВК в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, оформляется свидетельством о болезни и справкой.
Вместе с тем, заключение ЦВВК от 15.08.2011 г.... в отношении истца Кабалоева М.К. не содержит вывода о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью (при отсутствии возможности перемещения по службе).
При таких обстоятельствах основания для назначения истцу ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч.5 ст.12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отсутствуют.
По этой же причине подлежали отклонению требования о взыскании с ответчика недополученной части пенсии (в том числе за 3-летний период, предшествовавший установлению истцу "военной травмы") с учетом индексации в размере 2960828 руб. 67 коп.
В соответствии со ст.1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 настоящего Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В силу п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По смыслу п.2 ст.1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда наступает за виновное его причинение, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя.
Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя положениями ст.1084 ГК РФ не предусмотрено.
Вины ответчика МВД по РСО-Алания в причинении вреда здоровью Кабалоева М.К. не установлено, в связи с чем его требования, основанные на положениях главы 59 ГК РФ, удовлетворению не подлежали.
Суд правомерно отказал и в части удовлетворения исковых требований истца о взыскании единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания, предусмотренного Законом РФ "О милиции", с учетом новых окладов денежного содержания.
В соответствии с ч.3 ст.29 Закона РФ "О милиции" при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Закон РФ "О милиции" является специальным и на сотрудников наркоконтроля не распространяется.
Кроме того, пунктом 3 постановления Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", изданного во исполнение Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что действие указанного постановления распространяется на сотрудников органов внутренних дел РФ, проходящих службу в органах внутренних дел РФ, с 1 января 2012 г.
По смыслу приведенной выше нормы, применение новых окладов денежного содержания предусмотрено только в отношении сотрудников органов внутренних дел, проходящих соответствующую службу по состоянию на 1 января 2012 г.
Кабалоев М.К. по состоянию на 1 января 2012 г. службу в органах внутренних дел Российской Федерации не проходил, негодным к военной службе в связи с полученным при исполнении обязанностей военной службы заболеванием именно на момент увольнения из органов внутренних дел признан не был.
С учетом изложенного, у суда не имелось оснований для взыскания с МВД по РСО-Алания предусмотренного Законом РФ "О милиции" единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания в сумме 2 010 000 руб, а с учетом индексации - 3 057 600 руб.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы по день ее окончания.
В соответствии с абзацем третьим статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 г. N 86-ФЗ) одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Разрешая исковые требования об установлении факта наступления страхового случая и взыскании страхового возмещения, суд первой инстанции исходил из того, что Кабалоеву М.К. 14 июня 2012 г. была установлена II группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период службы, по истечении одного года со дня увольнения, в связи с чем страховой случай не наступил, и у истца не возникло право на страховую выплату, предусмотренную п.2 ст.5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N52-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он сделан с учетом фактических обстоятельств дела и требований закона.
Из дела видно, что решением комиссии МВД по РСО-Алания по рассмотрению оснований выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 23.08.2008 г, протокол.., удостоверение ветерана боевых действий на имя Кабалоева М.К.... признано недействительным, как выданное в нарушение действующего законодательства. Ежемесячные денежные выплаты ему, как ветерану боевых действий, прекращены с 1.06.2016 г.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции не нашел и оснований для восстановления истцу статуса участника боевых действий и возобновления соответствующих выплат.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается.
Условия и порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ в настоящее время регламентированы Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"(далее - Закон о ветеранах), постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, которым в том числе утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона о ветеранах к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня (в ред.Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N158-ФЗ) указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Период прохождения службы Кабалоевым М.К. на территории РСО-Алания и участие в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года не включен в список вооруженных конфликтов Северо-Кавказского региона, что подтверждается разделом III Перечня государств, городов, территорий и периода ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Действующее законодательство определяет военнослужащих, выполнявших задачи по ликвидации последствий осетино - ингушского конфликта на территории РСО - Алания, как находящихся в условиях чрезвычайного положения, а не в зоне вооруженного конфликта Северо -Кавказского региона.
Кроме того, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями ГПК РФ (часть 1 статьи 56).
Между тем, какие-либо доказательства, подтверждающие факт непосредственного участия Кабалоева М.К. в боевых действиях в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований истца о восстановлении статуса участника боевых действий и возобновлении выплат у суда не имелось.
При изложенных обстоятельствах нет оснований и для возмещения судебных расходов истца и компенсации морального вреда.
Довод апелляционной жалобы о том, что к участию в деле судом первой инстанции не был привлечен прокурор, основанием для отмены правильного по существу решения не является.
По смыслу положений ст.ст.34, 35 и 45 ГПК РФ, прокурором, участвующим в деле, является прокурор, который обратился в суд первой инстанции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или вступил в процесс для дачи заключения по делам, по которым его участие предусмотрено ГПК РФ и другими федеральными законами. При этом прокурор обладает правом на принесение апелляционного представления независимо от его личного присутствия в судебном заседании суда первой инстанции.
Прокурор вправе принести апелляционное представление также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона (ч.3 ст.45 ГПК РФ).
Поскольку стороны не заявили в суде первой инстанции о привлечении к участию в деле прокурора, прокурором не подано апелляционное представление, в суде апелляционной инстанции прокурором дано заключение о законности вынесенного решения, оснований полагать процессуальные права сторон нарушенными не имеется.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену правильного по существу решения, судом не допущено.
При таком положении обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
определила:
Решение Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 9 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабалоева М.К. - без удовлетворения.
Председательствующий П.Г. Джиоев
Судьи Ж.Э. Калюженко
З.Г. Цалиева
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции Советским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Гагиева А.Т.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.