Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А.К,
судей Гомленко Н.К. и Гончарова И.А.
при секретаре Муртазаалиевой П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гомленко Н.К. дело по апелляционной жалобе представителя МР "Дербентский район" РД по доверенности Джавадова Ш.Д. на решение Дербентского районного суда от 18 января 2018 года по делу по заявлению прокурора г. Дербент к Администрации МР "Дербентский район" и СОШ с. Нюгди об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Дербента обратился в суд с административным иском к Администрации МР "Дербентский район" и СОШ с. Нюгди об обязании устранить нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой города Дербента на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 22.10.2009 N 339 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму", указания прокурора Республики Дагестан от 23.10.2017 N 298/27 "О мерах по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму", анализа и информации Антитеррористической комиссии MP "Дербентский район", в МКОУ "Нюгдинская СОШ" проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций.
В ходе проверки установлено, что автоматическая пожарная сигнализация в СОШ с. Нюгди на протяжении длительного времени находится в неисправном состоянии.
Учредителем школы является администрация МР "Дербентский район" и финансовое обеспечение осуществляется через местный бюджет, поэтому администрация МР " Дербентский район" привлечена в качестве ответчика.
Решением Дербентского районного суда от 18 января 2018 года исковые требования прокурора г. Дербент удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации МР "Дербентский район" просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что с возложением на них обязанности по организации мер антитеррористической защищенности в СОШ с.Нюгди они согласны, однако в бюджете района на 2018 г. не предусмотрены финансовые средства на указанные цели.
В возражениях на жалобу прокурор Магомедов А.М. просит решение суда оставить без изменения.
Извещенные надлежащим образом администрация МР " Дербентский район" и администрация СОШ с. Нюгди на заседание судебной коллегии не явились, о причинах своей неявки заблаговременно суду не сообщили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам прокурорской проверки были установлены нарушения требований об антитеррористической защищенности в образовательном учреждении - СОШ с. Нюгди, отсутствовала автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка вызова. Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиками как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе.
В силу положений ст. ст. 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования (п. 3 ст. 5 названного Закона).
Согласно Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).
Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 названного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством России порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования (из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования (пункт 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона).
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
Судом установлено, что учредителем образовательного учреждения - СОШ с. Нюгди Дербентского района является администрация МР "Дербентский район".
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Судом правильно применены указанные законы и подзаконные акты и сделан вывод о том, что надлежащими ответчиками по иску прокурора являются как МР " Дербентский район", так и администрация СОШ с. Нюгди Дербентского района, которыми не были выполнены указанные выше требований об антитеррористической защищенности и безопасности.
Вывод суда о том, что в условиях высокого уровня террористической активности деятельность образовательного учреждения без соблюдения требований названного законодательства может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, когда жизнь, здоровье граждан, неопределенного круга лиц будут поставлены под угрозу, что не принятие мер по разрешению этих вопросов приведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, является правильным.
Доводы представителя администрации МР " Дербентский район" о том, что финансирование на указанные цели в местном бюджете на 2018 год не предусмотрено, что будет затруднять исполнение решения суда, не состоятельны, поскольку обязанность по финансированию мероприятий, связанных с созданием условий по соблюдению требований об антитеррористической защищенности и безопасности, была возложена на местные администрации с 2009 г, следовательно, в местные бюджеты на эти цели должны быть заложены необходимые денежные средства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307-309 КоАП РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дербентского районного суда от 18 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МР "Дербентский район" РД - без удовлетворения.
Председательствующий Джарулаев А.-Н.К.
Судьи Гомленко Н.К.
Гончаров И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.