ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2018 года по делу N 3а-6/2018г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М,
с участием представителя административного истца Алиева М.О. по доверенности Муртузалиева З.И,
представителя административного ответчика - Правительства Республики Дагестан по доверенности Абдуллаевой К.А,
представителя административного ответчика - Управления Росреестра по Республике Дагестан по доверенности Рабадановой А.А,
при секретаре судебного заседания Магомедове Э.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алиева М.О. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Алиев М.О. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Дагестан и Правительству Республики Дагестан об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1565 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 5507000 руб.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указал, что установленная в отношении принадлежащего ему земельного участка и используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость в размере 11529433,25 руб. значительно превышает рыночную стоимость земельного участка на дату оценки, что нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение размера уплачиваемого им земельного налога.
Представитель Алиева М.О. по доверенности Муртузалиев З.И. в судебном заседании заявленные административные исковые требования уточнил и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере 6137400 рублей, т.е. в размере, определенном заключением проведенной по делу судебной экспертизы.
Представители административных ответчиков - Правительства Республики Дагестан по доверенности Абдуллаева К.А. и Управления Росреестра по РД по доверенности Рабаданова А.А. в судебном заседании исковые требования Алиева М.О. не признали и просили в их удовлетворении отказать.
Административный истец Алиев М.О. и представители привлеченных к участию в административном деле заинтересованных лиц - администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в судебное заседание не явились, в связи с чем, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административных ответчиков, допросив эксперта, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных уточненных административных исковых требований.
Как следует из материалов дела, административному истцу Алиеву М.О. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1565 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под строительство 240-квартирного жилого дома.
Согласно представленной в суд выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09 ноября 2017 года, в отношении принадлежащего Алиеву М.О. земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 11529433 руб. 25 коп.
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан", которым утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель разрешенного вида использования "земли под домами многоэтажной застройки" в кадастровом квартале N городского округа "город Махачкала" в размере 7282,74 руб. за 1 кв.м.
При этом, как установлено судом, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка площадью 1565 кв.м. определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 7367,05 руб. за 1 кв.м. (11529433,25/1565), т.е. в размере, превышающем размер, утвержденный Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13, что повлекло необоснованное увеличение кадастровой стоимости земельного участка на 131945,15 рублей и объяснено в судебном заседании представителем административного ответчика технической ошибкой.
Полагая установленную и внесенную в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, Алиев М.О. обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28), при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Как усматривается из материалов административного дела, принадлежащий Алиеву М.О. земельный участок поставлен на кадастровый учет 02.03.2011г.
Учитывая, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка, чьи результаты утверждены Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года N 13, был составлен по состоянию на 01 декабря 2012 года, датой определения кадастровой стоимости принадлежащего Алиеву М.О. земельного участка является дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, т.е. 01 декабря 2012 года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлен в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 20 октября 2017 года N 257-17з/у, выполненный оценщиком ООО "Фирма АСКОМ" ФИО9, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01.12.2012г. составляла 5507000 руб.
Исследовав представленный отчет, суд приходит к выводу о том, что он не может быть признан доказательством, объективно подтверждающим размер рыночной стоимости принадлежащего Алиеву М.О. земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости.
Так, согласно пункту 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает, в том числе, положение о том, что в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.
Одними из наиболее важных ценообразующих факторов, применительно к оценке земельных участков, являются вид разрешенного использования земельного участка и его площадь.
Производя расчёт рыночной стоимости оцениваемого земельного участка, оценщик не применил в отношении объектов-аналогов, отличающихся по виду разрешенного использования (л.д. 68) корректировку по данному ценообразующему фактору.
Также, несмотря на различие в площадях оцениваемого земельного участка (1565 кв.м.) и объектов-аналогов (4000 кв.м.; 1000 кв.м.; 6000 кв.м.) оценщиком не применялись корректировки на площадь земельных участков.
С учётом изложенного суд считает необоснованными выводы представленного в суд отчета о рыночной стоимости принадлежащего Алиеву М.О. земельного участка по состоянию на 01.12.2012 года в размере 5 507 000 руб.
Учитывая возникшие сомнения в обоснованности выводов представленного в суд отчета о рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости, для выяснения этого вопроса по ходатайству представителя административного истца Муртузалиева З.И. по делу была назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "ИМА-КОМ".
В соответствии с заключением эксперта ООО "ИМА-КОМ" Алиева М.Г. от 31 января 2018 года N 09/18 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 декабря 2012 года составляла 6137400 рублей.
Допрошенный судом эксперт Алиев М.Г, предупрежденный об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, изложенные в заключении N 09/18 от 31.01.2018г. выводы о размере рыночной стоимости принадлежащего Алиеву М.О. земельного участка полностью подтвердил.
Оценивая указанное заключение по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его выводы обоснованными, в связи с чем, признает его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости, т.е. по состоянию на 01.12.2012г.
Установленная экспертом методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость земельного участка, использованные объекты-аналоги, примененные корректировки по различным ценообразующим факторам, а также содержащиеся в заключении расчеты не вызывают у суда сомнений в их объективности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность выводов проведенной по делу экспертизы административными ответчиками в суд не представлено, ходатайств о назначении по делу повторной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка не заявлялось.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего Алиеву М.О. земельного участка в размере, установленном заключением эксперта N 09/18 от 31 января 2018 года.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей подлежат взысканию в его пользу с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, т.е. с Правительства Республики Дагестан.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление Алиева М.О. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1565 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 декабря 2012 года в размере 6137400 (шесть миллионов сто тридцать семь тысяч четыреста) руб, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка считать 23 ноября 2017 года.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу Алиева М.О. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 20 февраля 2018 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.