Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В,
судей Костогладовой О.Г, Варнавского В.М,
при секретаре Горской О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица комитета администрации Волчихинского района Алтайского края по образованию и делам молодежи на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 21 декабря 2017 года по делу
по иску прокурора Волчихинского района, действующего в интересах Ворониной Елены Юрьевны, к МКДОУ "Волчихинский детский сад N3" о признании незаконным действий, возложении обязанности совершить действия, взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Волчихинского района, действуя в интересах Ворониной Е.Ю, обратился в суд с иском к МКДОУ "Волчихинский детский сад N3" о признании незаконными действий ответчика по начислению и выплате заработной платы ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации размера, возложении обязанности установить Ворониной Е.Ю. с 01.01.2015 заработную плату не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации в размере *** руб. с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25% до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо прекращения трудовых отношений, взыскании с ответчика недоначисленной заработной платы за ноябрь-декабрь 2014 года в размере 1213 руб. 45 коп.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 24 апреля 2015 года исковые требования прокурора Волчихинского района удовлетворены. Признаны незаконными действия МКДОУ "Волчихинский детский сад N3" по начислению и выплате Ворониной Е.Ю. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации. На МКДОУ "Волчихинский детский сад N3" возложена обязанность установить заработную плату Ворониной Е.Ю. с 01.01.2015 в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением к заработной плате районного коэффициента в размере 25%, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо прекращения трудовых отношений. С МКДОУ "Волчихинский детский сад N3" в пользу Ворониной Е.Ю. взыскана недоначисленная заработная плата за ноябрь, декабрь 2014 года в размере 1 213 руб. 45 коп, в бюджет муниципального образования Волчихинский район Алтайского края с ответчика взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.
Решение сторонами не оспорено, вступило в законную силу.
Определением Волчихинского районного суда Алтайского края от 19 декабря 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 08 февраля 2017 года, удовлетворено заявление ответчика о пересмотре по новым обстоятельствам решения Волчихинского районного суда Алтайского края от 24 апреля 2015 года, данный судебный акт отменен по новым обстоятельствам.
При новом рассмотрении прокурор исковые требования уточнил, просил признать незаконными действия ответчика по начислению и выплате истцу заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации, обязать ответчика установить истцу заработную плату с 01.01.2015 в размере не ниже установленного законом минимального размере оплаты труда в Российской Федерации, с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25%, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 21 декабря 2017 года исковые требования прокурора Волчихинского района удовлетворены.
Признаны незаконными действия МКДОУ "Волчихинский детский сад N3" по начислению и выплате Ворониной Е.Ю. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
На МКДОУ "Волчихинский детский сад N3" возложена обязанность установить заработную плату Ворониной Е.Ю. с 01.01.2015 в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 25 %, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство, либо до прекращения трудовых отношений.
С таким решением не согласилось третье лицо комитет администрации Волчихинского района Алтайского края по образованию и делам молодежи, в апелляционной жалобе просит об отмене указанного судебного акта с принятием нового решения об отказе истцу в иске, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права в части применения районного коэффициента. Заявитель полагает, что право работника на начисление районного коэффициента на заработную плату возникло с момента принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года N 38-П.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Шайтанова И.В, указывая на законность решения суда, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 17.06.2001 между МКДОУ "Волчихинский детский сад N3" и Ворониной Е.Ю. заключен трудовой договор, по условиям которого Воронина Е.Ю. принята на работу в качестве "данные изъяты". При этом условия труда работника предусматривают выплату заработной платы в виде должностного оклада, районного коэффициента - 1,20%, надбавки (доплаты) - 12% за особые условия труда в месяц.
Установив, что работодателем Ворониной Е.Ю. заработная плата в выплачивалась в ноябре-декабре 2014 года и в последующие периоды ниже минимального размера труда (с учетом районного коэффициента), правильно применив положения ст.ст. 129, 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", разрешив спор в пределах заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора об установлении материальному истцу с 01.01.2015 заработной платы не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с последующим начислением на нее районного коэффициента в размере 1,25.
С данной правовой позицией судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также равенство прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов и обеспечивающихся правосудием, с учетом основных принципов регулирования трудовых отношений, установленных ст.2 ТК РФ, на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвёртая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Согласно ч.1 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Частями 5 и 6 названной нормы закона условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
Согласно ч.2 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учёта каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
При этом частью второй статьи 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" на территории Волчихинского района Алтайского края в связи с тяжёлыми климатическими условиями установлен районный коэффициент - 1,25. Расходы на выплату повышенного коэффициента к заработной плате постановлено осуществлять за счёт средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счёт средств бюджета Алтайского края.
Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г. N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утверждённому постановлением данного министерства от 11 сентября 1995 г. N 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.
Из системного толкования приведённых выше положений закона следует, что законодатель возлагает на работодателей как обязанность оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов. Повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учёта особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Данная позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П применительно к районным коэффициентам, установленным для местностей с особыми климатическими условиями.
При этом довод апелляционной жалобы, указывающий на то, что право работника на начисление районного коэффициента на заработную плату возникло с момента принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года N 38-П, является несостоятельным, поскольку противоречит вышеназванным нормам материального закона, регулирующим спорные правоотношения, как на момент их возникновения, так и на момент принятия Конституционным Судом Российской Федерации указанного постановления, которым лишь дано толкование соответствующим нормам права.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица комитета администрации Волчихинского района Алтайского края по образованию и делам молодежи на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 21 декабря 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.