Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Самохиной Н.А,
судей Смирновой Ю.С, Андреевой И.Ю,
при секретаре Молфыгиной А.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А.
дело по апелляционной жалобе ДГИ г. Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 05 сентября 2017 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Северо-Восточного административного округа города Москвы в интересах **** Сергея Алексеевича удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 13 октября 2016 года (протокол N 157) по жилищному вопросу **** Сергея Алексеевича, ****г.р.
Признать за **** Сергеем Алексеевичем, **** г.р, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать,
УСТАНОВИЛА:
истец прокурор Северо-Восточного административного округа города Москвы в интересах **** Сергея Алексеевича обратился в суд с иском к ответчикам Комиссии по решению жилищных вопросов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, Департаменту городского имущества г. Москвы, ссылаясь на то, что Звягинцев Сергей Алексеевич родился **** года в городе Москве; относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать **** С.А. - **** Н.В, лишена родительских прав Тимирязевским районным судом г.Москвы 05 октября 2004 года, умерла 16 октября 2009 года. В соответствии с Распоряжением муниципалитета "Бескудниковский" г.Москвы от 15 января 2004 N5 **** С.А, зарегистрированный по адресу: ****, направлен в детское учреждение на полное государственное обеспечение с сохранением жилого помещения по адресу регистрации. Распоряжением УСЗН Бескудниковского района г.Москвы от 26 февраля 2015 N58 в распоряжение от 15 января 2004 года N5 внесены изменения, а именно "Признать необходимым предоставление **** С.А. жилого помещения". **** С.А. с семьей из 5 человек зарегистрированы в 3-х комнатной квартире, предоставленной по договору социального найма, общей площадью 54, 4 кв.м, жилой площадью 36,8 кв.м по адресу: ****. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 16 февраля 2015 года фактически в квартире проживают: брат с женой и дочерью, а также тетя, лишенная родительских прав в отношении своих детей. Записи о регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним у **** С.А. и матери в г.Москве отсутствуют. По решению Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей **** И.В. (дочери тети) и **** О.С. (брату) предоставлены жилые помещения. Между тем, в квартире проживает тетя - **** Е.В, 24 февраля 1965 года рождения, больная хроническим алкоголизмом, состоящая на учете в наркологическом диспансере N11 и лишенная родительских прав в отношении **** Н.В. Указанное обстоятельство препятствует социальной адаптации в обществе **** С.А. Вопрос о предоставлении жилого помещения **** С.А. рассмотрен 13 октября 2016 г. на заседании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (протокол N 157), решением которой **** С.А. отказано в предоставлении жилого помещения в г. Москве. По мнению истца, **** С.А. имеет право на льготное предоставление жилого помещения, такое право им не было реализовано и на момент предъявления иска в суд он нуждается в жилом помещении. До настоящего времени Департаментом городского имущества города Москвы жилое помещение **** С.А. не предоставлено.
В связи с изложенным, истец просил признать незаконным и отменить решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 13 октября 2016 года (протокол N 157) по жилищному вопросу **** С.А.; признать за **** С.А. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений
.
Представитель истца - помощник прокурора Северо-Восточного административного округа г. Москвы **** М.С. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
**** С.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по доверенности **** Д.В. в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, представленном в порядке ст. 35 ГПК РФ.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности **** Е.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ДГИ г. Москвы, ссылаясь на то, что все лица вселялись в квартиру как члены одной семьи, доказательств утраты родственных отношений между **** С.А. и его тетей **** Е.В. не предоставлено.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности **** А.С. явился, апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных споров детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей по доверенности ****Д.И. в заседание судебной коллегии явился, апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель прокурора СВАО г. Москвы Боков Р.Ф. явился, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Истец **** С.А. и его представитель в порядке ст. 53 ГПК РФ **** А.И. в заседание судебной коллегии явились, возражали против доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Судом первой инстанции установлено, что **** Сергей Алексеевич родился 13 октября 1998 года в городе Москве; относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать **** С.А. - **** Н.В, лишена родительских прав Тимирязевским районным судом г.Москвы 05 октября 2004 года, умерла 16октября 2009 года.
В соответствии с Распоряжением муниципалитета "Бескудниковский" г.Москвы от 15 января 2004 N5 **** С.А, зарегистрированный по адресу: ****, направлен в детское учреждение на полное государственное обеспечение с сохранением жилого помещения по адресу регистрации.
Распоряжением УСЗН Бескудниковского района г.Москвы от 26 февраля 2015 N58 в распоряжение от 15 января 2004 N5 внесены изменения, а именно "Признать необходимым предоставление ****С.А. жилого помещения".
**** С.А. с семьей из 5 человек зарегистрированы в 3-х комнатной квартире, предоставленной по договору социального найма, общей площадью 54, 4 кв.м, жилой площадью 36,8 кв.м по адресу: ****.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 16 февраля 2015 года, фактически в квартире проживают: брат с женой и дочерью, а также тетя, лишенная родительских прав в отношении своих детей.
Учитывая сведения, предоставленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 04 апреля 2013 года и от 16 февраля 2015 года, записи о регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним у **** С.А. и матери в г.Москве отсутствуют.
По решению Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей **** И.В. (дочери тети) и **** О.С. (брату) предоставлены жилые помещения. Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на заседании 13 октября 2016 г. (протокол N 157) по жилищному вопросу **** С.А. приняла решение в форме заключения: отказать в предоставлении жилого помещения в связи с обеспеченностью жилым помещением и отсутствием в занимаемом жилом помещении обстоятельств, при которых проживание **** С.А. в занимаемом жилом помещении противоречит его интересам.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно статьи 3 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30 октября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям законодательства субъектов Российской Федерации, в части 6 статьи 13 Закона города Москвы "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием в частности следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-"г");
- больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в наркологическом диспансере (пункт 1-"д");
В части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, является ведение общего хозяйства, под которым следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Как установлено судом первой инстанции, **** С.А. зарегистрирован и проживает на условиях социального найма в 3-х комнатной квартире, предоставленной по договору социального найма, общей площадью 54, 4 кв.м, жилой площадью 36,8 кв.м по адресу: ****, фактически в квартире проживают: брат с женой и дочерью, а также тетя, лишенная родительских прав в отношении своих детей.
В силу части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" зарегистрированный в сохраненном за **** С.А. жилом помещении **** Е.В, 24 февраля 1965 г.р, не является членом семьи **** С.А.
Тетя **** С.А. - **** Е.В, больна хроническим алкоголизмом, состоит на учете в наркологическом диспансере N11 и лишена родительских прав в отношении****Н.В.
Следовательно, проживание **** С.А. в жилом помещении по адресу: ****, невозможно в силу наличия обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с пунктами 1-"г", 1-"д" части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", что, как следствие, является основанием для однократного предоставления ее благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
**** С.А. в несовершеннолетнем возрасте относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его одинокая мать была лишена родительских прав, а впоследствии умерла.
Таким образом, на **** С.А. в полном объеме распространяются меры социальной поддержки, установленные данным федеральным законом, включая дополнительную гарантию права на жилое помещение (статья 8)
. В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 13 октября 2016 г. (протокол N 157) по жилищному вопросу **** Сергея Алексеевича, **** г.р, нельзя признать законным и обоснованным, а исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества города Москвы о том, что ****С.А. и его тетя****Е.В. являются членом одной семьи, являются не состоятельными.
Так, из материалов дела, в частности из выписки из домовой книги, усматривается, что **** Е.В. зарегистрирована в квартире N ****года З**** С.А. зарегистрирован по тому же адресу по рождению 27 октября 1998 года. Таким образом, **** Е.В. и****Е.В. как члены одной семьи в квартиру не вселялись, на момент рождения Звягинцева С.А. и его регистрации по месту жительства к матери **** Е.В. уже была вселена в квартиру.
Указанные обстоятельства не свидетельствуют о то, что **** Е.В. и **** С.А. являются членами одной семьи. Доказательств того, что **** С.А. вселялся в квартиру как член семьи **** Е.В, Департаментом городского имущества города Москвы в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
Доводов, которые могли бы повлечь за собой отмену или изменение решения суда апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 05 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ДГИ г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.