Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В, Грибовой Е.Н,
при секретаре Распитине А.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе Кима С.Х. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 октября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кима С*Х* к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа в постановке на учет, обязании поставить на учет для получения жилищной субсидии - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Ким С.Х. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, ссылаясь на то, что работал в районе Крайнего севера более 24 лет, выехал оттуда на место жительства в г.Москву. 29 декабря 2016 года истец подал ответчику заявление о включении его в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Данная заявка была возвращена истцу с указанием на отсутствие документов, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. На обращение истца от 01 марта 2017 года Департамент городского имущества г. Москвы 27 марта 2017 года дал ответ, согласно которому истец должен обратиться с заявлением о признании малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Уточнив исковые требования, истец просил суд, признать отказ в постановке на учет незаконным, признать незаконным требование Департамента городского имущества г. Москвы о подаче заявления на признание малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать поставить его на учет как имеющего право на получение жилищной субсидии.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Ким С.Х. не явился, направил в суд своего представителя, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, предоставил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец Ким С.Х. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца Кима С.Х. по доверенности Ким Н.Ч. и Коханова Н.И, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного с учетом фактических обстоятельств и норм действующего закона.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Ким С.Х. с 25 января 2005 года зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу: ***.
Письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 04 июля 2016 года N ДГИ-ГР-61419/16-1 в ответ на обращение истца по вопросу предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, как выехавшему из районов Крайнего Севера, сообщено, что на жилищном учете в городе Москве заявитель не состоит, согласно представленных документов обеспечен площадью жилого помещения более учетной нормы, кроме этого в письме разъяснен установленный в г.Москве порядок постановки на жилищный учет.
Ответом Департамента городского имущества г. Москвы от 13 февраля 2017 года, а также ответом от 27 марта 2017 года истцу также разъяснен порядок признания жителей г.Москвы, в том числе выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, нуждающихся в улучшении жилищных условий/нуждающимися в жилых помещениях и включения их в списки участников подпрограммы для получения социальных выплат из федерального бюджета.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N 879, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, Регламентом рассмотрения заявлений граждан об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11 мая 2010 года N 388-ПП, а также положениями ст.ст. 7, 8 и 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается в полном объеме, поскольку вывод суда об отказе в удовлетворении иска основан на правильном применении норм материального и процессуального права, а также представленных доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец как переселенец из районов Крайнего Серена и районов приравненных к ним, имеет право на получение государственной субсидии в виде жилищного сертификата в соответствии с положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", при этом к спорным правоотношениям не подлежат применению положения Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", судебная коллегия находит несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N879 регистрация и постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, производится по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета.
На основании ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий из федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года (и выехавшие из указанных районов не ранее 01 января 1992 года), имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получившие субсидии на эти цели.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", в соответствии с которыми право на получение социальной выплаты имеют, в том числе, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Исходя из положений вышеприведенных норм для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" необходимо быть признанным в установленном на территории субъекта Российской Федерации порядке нуждающимся в жилом помещении. В городе Москве основания и порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях регулируются Законом города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". В силу ст.11 Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы рассматривает заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные заявителем к заявлению, и документы, полученные уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по межведомственным запросам, которые подтверждают наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Заявление подается в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее - многофункциональный центр). Порядок взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы и многофункционального центра определяется заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Заявитель вправе представить иные документы, свидетельствующие о его жилищной обеспеченности, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые, по его мнению, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Во исполнение положений Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" постановлением Правительства Москвы от 07 апреля 2011 года N 115-ПП утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, которым в том числе утверждены форма и перечень документов, прилагаемых к заявлению, возможность подачи таких заявлений регламентирована также постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2014 года N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы".
Отказывая в удовлетворении заявленных Кимом С.Х. требований, суд первой инстанции объективно не установилсо стороны ответчика нарушений жилищных прав истца, поскольку в представленных в материалы дела ответах Департамента городского имущества г.Москвы истцу неоднократно разъяснялось, что для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" необходимо быть признанным нуждающимся в жилом помещении в установленном местным законодательством порядке, между тем Ким С.Х. с приложением необходимых для рассмотрения данного вопроса документов в Департамент городского имущества г.Москвы не обращался, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исчерпывающий перечень документов для принятия истца на жилищный учет утвержден Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N879, и основанием для отказа в постановке на жилищный учет согласно указанному Положению является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статьи 1 либо статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", направлены на иное толкование норм действующего жилищного законодательства. При этом судебная коллегия отмечает, что Департаментом городского имущества г.Москвы не отказано в принятии истца на жилищный учет, а лишь разъяснен установленный в г.Москве общий порядок принятия граждан на жилищный учет, применимый в данной части и к переселенцам из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств и оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке. Доказательств по существу рассмотренных требований, которые могли бы повлиять на содержание постановленного судом решения и правильность выводов суда, судебной коллегии не представлено.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кима С.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.