Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Цветковой Н.А. в защиту Общества с ограниченной ответственностью "ЭРЭМБИ" на вступившие в законную силу постановление судьи Измайловского районного суда г.Москвы от 21 июля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 12 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Измайловского районного суда г.Москвы от 21 июля 2017 Общество с ограниченной ответственностью "ЭРЭМБИ" (далее - ООО "ЭРЭМБИ", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации помещений контактного зоопарка " *** " по адресу: ***, по их функциональному назначению на срок 90 (девяносто) суток.
Решением судьи Московского городского суда от 12 сентября 2017 года данное постановление судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба защитника Литвинова К.Ю. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Цветкова Н.А. просит об отмене судебных актов, указывая на отсутствие состава административного правонарушения, неверное установление всех обстоятельств по делу, неправильное применение норм материального права.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, нахожу судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ст.6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с п.1 ст.25 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности, под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) состояние здоровья будущих поколений.
Согласно ч.1 ст. 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях: 1) установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека; 2) установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений); 3) установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
В соответствии с п.2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В соответствии с со ст.35 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Согласно п. 9.2 и п. 10.4.4 СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 N 54, мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают профилактическую иммунизацию лиц, имеющих профессиональный риск заболевания бешенством; профилактической вакцинации против бешенства подлежат работники вивариев и других учреждений, работающих с животными.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст.29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
На основании ст.34 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Как следует из материалов дела, 01 июня 2017 года в период времени с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут по адресу: *** в рамках проведения эпидемиологического расследования по случаю регистрации оцарапывания в контактном зоопарке "***" кроликом ребенка (эпид N ***от 29 мая 2017 года), был проведен осмотр в контактном зоопарке "***" ООО "ЭРЭМБИ", расположенном на втором этаже торгово-развлекательного комплекса "***", в ходе которого установлено нарушение указанным юридическим лицом санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, а именно: контактный зоопарк, как объект 4 класса, имеет санитарно-защитную зону менее 100 метров, поскольку в ориентировочной санитарно-защитной зоне зоопарка, составляющей 100 метров, располагается магазин для детей "***", развлекательный центр для детей "***", предприятие общественного питания - ресторан "***", при отсутствии обоснований сокращения санитарно-защитной зоны расчетным путем; в контактном зоопарке не проводятся мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей; не приводится профилактическая иммунизация лиц, имеющих профессиональный риск заболевания бешенством (сотрудники контактного зоопарка не привиты против бешенства).
Размещение объекта с содержанием животных на расстоянии менее 100 метров от объектов общественного питания создает непосредственную угрозу возникновения и распространения заразных болезней, общих для человека и животных, загрязнения патогенными организмами окружающей природной среды, возникновения случаев бешенства среди людей, что является нарушением ст.ст.11, 35 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п.2.5, п.5.2, п.12 класс 4 п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), п.9.2, п.10.4.4 СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила" (далее - СП 3.1.7.2627-10).
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судебных инстанций сделаны на основе доказательств, оценка которых произведена по правилам ст.26.11 КоАП РФ, а именно: протокола об административном правонарушении; акта проведения санитарно-эпидемиологического расследования от 01.06.2017; карточки инфекционного больного; копий медицинских книжек; иных материалов дела.
Установив, что у ООО "ЭРЭМБИ ", как лица, осуществляющего по адресу *** предпринимательскую деятельность в виде размещения в здании торгово-развлекательного комплекса "*** " контактного зоопарка "*** " имелась возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, судебные инстанции правильно квалифицировали действия Общества по ст.6.3 КоАП РФ. Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено ( ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что требования п.2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, устанавливающие необходимость отделения объектов, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха к Обществу не может быть применено, поскольку требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, не может быть принят во внимание, поскольку направлен на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Ссылка защиты на ответ Роспотребнадзора от 26.10.2017, данный ООО "ЭРЭМБИ" по вопросу разъяснения санитарного законодательства несостоятельна. Из указанного письма Роспотребнадзора усматривается, что "контактный зоопарк", как объект, не определен в санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, однако по смыслу его деятельности, является источником воздействия на среду обитания и здоровья человека, поэтому в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрен порядок установления санитарно-защитной зоны.
Довод защиты о том, что в отношении сотрудников контактного зоопарка проведена вакцинация, основанием для удовлетворения жалобы быть не может, поскольку как усматривается из копий медицинских книжек сотрудников Общества, вакцинация произведена после выявления факта совершения административного правонарушения.
Административное наказание назначено Обществу в пределах, предусмотренных санкцией ст.6.3 КоАП РФ, оснований для его изменения с учетом доводов жалобы не имеется.
Законность и обоснованность вынесенного судьей районного суда постановления, проверена нижестоящей судебной инстанцией по правилам ст.30.6 КоАП РФ, в судебных актах дана надлежащая правовая оценка всем доводам заявителя и доказательствам по делу, указаны мотивы, по которым судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ЭРЭМБИ" к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу п.п.2-4 ст.30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица, судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Измайловского районного суда г.Москвы от 21 июля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 12 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении по ст.6.3 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью " ЭРЭМБИ " оставить без изменения, жалобу защитника Цветковой Н.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.