Нагатинского районного суда г. Москвы от 03 октября 2017 года, которым постановлено:
Постановление старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N * от 15 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ГБУК г. Москвы "Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник "Царицыно" оставить без изменений, а жалобу - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N * от 15 июля 2016 года ГБУК г. Москвы "Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник "Царицыно" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, по которому назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 03 октября 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, защитником ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" по доверенности Лопатенковым А.А. подана жалоба в Московский городской суд. В жалобе заявитель указывает на то, что постановление N * от 15 июля 2016 года было предметом рассмотрения в рамках другого дела и по нему Нагатинским районным судом г. Москвы вынесено решение от 01 декабря 2016 года.
В судебное заседание явился защитник ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" по доверенности Лопатенков А.А, который жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержал в полном объеме.
В судебное заседание явился представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы по доверенности Конотопчик К.И, который просил оставить обжалуемые постановления без изменения.
Изучив доводы жалобы, заслушав мнение явившегося защитника, нахожу постановление должностного лица, решение судьи законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник "Царицыно" (далее Музей - заповедник) на основании Распоряжения от 17.05.2016 N *, проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2016 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ.
В соответствии с Распоряжением от 17.05.2016 N * были представлены для проверки следующие правоустанавливающие документы Музея - заповедника:
- копия Устава, утвержденного приказом Департамента культуры города Москвы от 09.10.2014 N *;
- копия Свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от 05.11.2002;
- копия письма Федеральной службы государственной статистики от 18.11.2014 N *;
- копии Листов записи в Единый государственный реестр юридических лиц (формаN *) от 22.10.2014, от 18.04.2016;
- копия приказа Департамента культуры города Москвы от 08.04.2016 N * "О назначении Е.Б. Фокиной";
- справка Музея - заповедника от 06.06.2016 N *.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях":
- некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками;
- некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии с ч. ч. 1,2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях":
- бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;
- бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
В соответствии с Уставом, Музей - заповедник создан для осуществления культурных, образовательных и научных функциях некоммерческого характера, выполнения работ, оказания услуг в целях реализации полномочий города Москвы в сфере культуры, предусмотренных Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации в музеях в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы, регламентирующие вышеуказанные полномочия; цели создания и предметы деятельности Музея - заповедника указаны вп. 2.2 Устава.
Музеем - заповедником деятельность на территории города Москвы осуществляется по следующим адресам: *.
Оперативное управление зданиями и бессрочное пользование земельными участками по указанным адресам подтверждается документами, представленными ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" при проверке.
Территория Музея - заповедника является частью особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Царицыно".
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 14.03.1995 N33-ФЗ "Об особо-охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с ч.1 ст. 21 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" природно-исторический парк - особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо ценный для города природный комплекс и памятник отечественной истории и культуры.
24 июня 2016 в ходе проверки по адресу: г. Москва, ул. Дольская, д. 1 установлено, что при ведении деятельности ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" площадка временного накопления отходов (ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства) находится в удовлетворительном состоянии, обустроена в соответствии с действующим законодательством. В ходе проверки производилась фотосъемка на камеру мобильного телефона *, 34 фотографий (Фото N 4 Фототаблицы Приложения N 2 к акту проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 28.06.2016 N *).
Судом установлено и из материалов дела следует, что при ведении деятельности, Музей - заповедник обращается с отходами производства и потребления.
ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" также представлены документы подтверждающие санкционированную утилизацию/размещение отходов, образовавшихся от деятельности Музея - заповедника, представлены документы, подтверждающие утилизацию/размещение отходов, образовавшихся от деятельности Музея - заповедника, чем также подтверждается обращение Музея - заповедника с отходами производства и потребления, а именно накопление отходов, образовавшихся от деятельности Музея - заповедника.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами и др.
В ходе проверки представлена копия приказа Музея - заповедника от 26.07.2011 N 624пр "О назначении ответственного за экологическую безопасность при работах в области обращения с опасными отходами по ГУК "ГМЗ "Царицыно", копия Свидетельства от 19.04.2011 N 11-84-07, выданное Абрамову Ф.Ю. о том, что он прошел подготовку по программе "Обеспечение экологической безопасности при работе в области обращения с опасными отходами"; представлены дополнительные соглашения к трудовым договорам от 01.03.2015, от 17.03.2016.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды":
- в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц- природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в т.ч. в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. ч. 2, 3, 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":
- применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ч.2);
- лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (ч. 3);
- индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4);
ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" является некоммерческой организацией, созданной в форме государственного бюджетного учреждения города Москвы, т.е. не относится к субъектам малого либо среднего предпринимательства.
В ходе проверки была представлена копия Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 28.09.2010 N ЮАО/0347.
В соответствии с п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 (зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2010 N16796) - нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
То есть документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 28.09.2010 N * должен был быть действительным до 28.09.2015 при условии ежегодного предоставления технического отчета.
Музеем - заповедником, в ходе проверки, не представлен Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный и утвержденный в установленном порядке.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" не были представлены документы, подтверждающие все принятые меры для соблюдения требований природоохранного законодательства, в т.ч. для разработки в установленном порядке паспортов опасных отходов, разработанных на отходы, образующиеся от деятельности Музея - заповедника.
Также, не представлены доказательства невозможности соблюдения ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" законодательства в области охраны окружающей среды в силу чрезвычайных событий или обстоятельств, которые оно могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ установлено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Кодекса, в т.ч. за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Таким образом, судом установлено и из материалов дела следует, что * в * час. * мин. по адресу: * в ходе проведения плановой выездной проверки (акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 28.06.2016 года N *) в отношении ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" установлено, что Музей - заповедник, ведущее деятельность по адресу: * при имеющейся возможности допустило несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в отсутствии разработанного и согласованного в установленном порядке Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Федерального закона от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Указанное правонарушение совершено (допущено по вине) ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно", так как своими действиями (бездействиями) нарушил требования ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и др.
Факт совершения административного правонарушения и вина ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" в его совершении.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательств невозможности соблюдения ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, которые оно могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Административное наказание назначено ООО "Вествинг Раша" в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N * от 15 июля 2016 года, решение судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 03 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ГБУК г. Москвы "Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник "Царицыно" оставить без изменений, а жалобу защитника ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" по доверенности Лопатенкова А.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.