Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего А.И. Мирсаяпова,
судей А.С. Гильманова, Н.Н. Моисеевой,
при секретаре судебного заседания Л.И. Саитове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Мирсаяпова гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ш.В. Кадырова - И.И. Хамидуллина на решение Вахитовского районного суда города Казани от 4 декабря 2017 года, которым постановлено:
иск Ш.В. Кадырова удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Ш.В. Кадырова убытки в виде расходов на оплату услуг представителя размере 1500 рублей, в счет компенсации расходов по оплате услуг представителя 2000 рублей, расходы по государственной пошлине в размере 400 рублей.
Ш.В. Кадырову в удовлетворении остальной части иска к Министерству внутренних дел Российской Федерации, в удовлетворении иска к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
И.И. Хамидуллин, действуя в интересах Ш.В. Кадырова, обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее - ГИБДД) о возмещении вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением инспектора ГИБДД от 26 ноября 2016 года истец был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда города Казани от 17 января 2017 года постановление о привлечении Ш.В. Кадырова к административной ответственности было отменено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В ходе производства по делу об административном правонарушении истцом понесены расходы на оплату услуг защитника в размере 5000 рублей.
Представитель истца просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации расходы на оплату услуг защитника в размере 5000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, расходы на уплату государственной пошлины в размере 700 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
Протокольным определением суда от 13 ноября 2017 года (л.д. 51 об.) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В судебном заседании представители ответчиков иск не признали.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. При этом по существу приводит те же доводы, что и суду первой инстанции. Полагает, что у суда не имелось оснований для отклонения требования о компенсации морального вреда, а также снижения расходов на оплату услуг защитника и представителя.
В суде апелляционной инстанции представители Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел по Республике Татарстан А.В. Чернов, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани М.В. Логинов и третье лицо Н.Н. Туктамышев с жалобой не согласились.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению в части.
Пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как закреплено в статье 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1). Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2).
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Реализация указанных конституционных правомочий осуществляется отраслевым законодательством.
Так, в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Под убытками применительно к пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Абзацем первым пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 100 пункта 11 данного Положения Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета
Как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.
Из материалов дела следует, что постановлением инспектора отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Казани Н.Н. Туктамышева от 26 ноября 2016 года Ш.В. Кадыров привлечен к административной ответственности по статье 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Советского районного суда города Казани от 17 января 2017 года вышеуказанное постановление отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Разрешая спорные правоотношения, суд пришел по существу к правильному выводу о наличии оснований для возмещения истцу расходов на оплату услуг защитника по делу об административном правонарушении, расходов на оплату услуг представителя по настоящему делу, а также расходов на уплату государственной пошлины.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляя право на пользование услугами защитника, не предусмотрел порядок возмещения расходов, связанных с рассмотрением дела об административном правонарушении.
В соответствии с конституционно - правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2002 года N 22-О "По жалобе открытого акционерного общества "Большевик" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации", законодатель не установилкаких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат на представительство в суде интересов лица, чье право нарушено, иное противоречило бы обязанности государства по обеспечению конституционных прав и свобод.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что прямое закрепление в статье гражданского процессуального кодекса положения о присуждении судом стороне, в пользу которой состоялось решение, расходов по оплате помощи представителя с другой стороны, не означает, что из-за отсутствия аналогичной нормы в другом процессуальном кодексе (Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации) такие же расходы не могут быть взысканы при защите сторонами своих прав, иное противоречило бы закрепленному в статьи 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципу равенства каждого перед законом и судом.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Как следует из содержания указанных норм закона, их толкования и конституционно - правового смысла норм о возмещении судебных расходов, отсутствие в законодательстве об административных правонарушениях правил о возмещении расходов, связанных с разрешением дела, не лишает лицо, которое необоснованно привлекалось к административной ответственности, права на возмещение таких расходов.
Данные выводы судебной коллегии согласуются с правовой позицией Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 26 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Судебная коллегия считает, что для разрешения вопроса о размере подлежащих взысканию расходов на оплату услуг защитника, по аналогии права, необходимо руководствоваться положениями статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая по существу регулирует частный случай возмещения убытков в виде оплаты помощи представителя и предусматривает, что расходы на оплату таких услуг присуждаются в разумных пределах.
Суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом обстоятельств оказания юридической помощи истцу, разумным размером возмещения данных расходов в рассматриваемом случае является сумма, равная 1500 рублей.
По мнению судебной коллегии, определенная ко взысканию сумма расходов на оплату услуг представителя в размере 2000 рублей, с учетом сложности гражданского дела, степени участия представителя в его рассмотрении, соответствует требованию разумности.
С учетом этого доводы жалобы как о необоснованном снижении взыскиваемых убытков, так и о несогласии со взысканным размером расходов на оплату услуг представителя по настоящему делу являются необоснованными.
Что касается заявления в жалобе о несогласии с отказом суда во взыскании компенсации морального вреда, то оно не может быть признано заслуживающим внимания, поскольку такой вывод суда у судебной коллегии сомнений не вызывает.
В силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, как следует из приведенных норм, компенсация морального вреда может быть взыскана судом с нарушителя в том случае, если таким нарушением затрагиваются личные неимущественные права потерпевшего, а также в случаях, предусмотренных законом.
Требования истца о взыскании компенсации морального вреда связаны с причинением ему материального вреда, следовательно, с нарушением имущественных прав.
Однако в данном случае действующим законодательством компенсация морального вреда за нарушение имущественных прав не предусмотрена.
Доказательств того, что вследствие необоснованного привлечения истца к административной ответственности имело место нарушение его личных неимущественных прав либо посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага суду не представлено.
При таком положении суд пришел к правильному выводу об отказе Ш.В. Кадырову в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.
Вместе с тем, постановляя решение о взыскании убытков непосредственно с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, суд не учел следующего.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, резолютивная часть решения суда подлежит изменению с указанием на взыскание убытков и судебных расходов в пользу Ш.В. Кадырова с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 4 декабря 2017 года по данному делу в части взыскания убытков и судебных расходов изменить, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шамиля Вадимовича Кадырова расходы на оплату услуг защитника в размере 1500 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 2000 рублей, расходы на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей.
Это же решение суда в остальной части оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.