Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
от 13 марта 2012 г. N 46/06-2011
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - Абросимов Д.Е. - заместитель руководителя Приморского УФАС России, члены Комиссии: Дегтярев С.А. - начальник аналитического отдела, Яковенко Н.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Москальцов А.Ю. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Голубева Л.С. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев 27.02.2012 дело N 46/06-2012,
возбужденное по обращению ООО "Порт-Эко",
в отношении ФГУП "Росморпорт" (Восточный филиал ФГУП "Росморпорт") и ООО "Восточная стивидорная компания" (далее - ООО "ВСК"),
о нарушении ФГУП "Росморпорт" (Восточный филиал ФГУП "Росморпорт") и ООО "Восточная стивидорная компания" (далее - ООО "ВСК") п. 8 ч. 1 ст. 11 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в направлении ФГУП "Росморпорт" в адрес ООО "ВСК" писем, содержащих требование о принятии мер к исполнению требований государственных органов о запрете вывоза отходов спецавтотранспортом, действиях ООО "ВСК" по изъятию пропусков на въезд спец. автотранспорта ООО "Порт Эко", и в направлении в адрес агентирующих компаний уведомления о том, что на терминале ООО "ВСК" сбор отходов с судов будет проводить ФГУП "Росморпорт",
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В части 1 статьи 11 указанного Федерального закона отсутствует пункт 8
при участии:
от ФГУП "Росморпорт": Барткус Ж.С. - начальник юридического отдела Восточного филиала ФГУП "Росморпорт", по доверенности N б/н от 18.03.2010;
от ООО "ВСК": Эйрих Е.Е. - юрисконсульт ООО "ВСК", по доверенности N б/н от 25.01.2012;
от ООО "Порт Эко": Прохоров В.И. - директор; Кузнецов А.Н. - представитель по доверенности N б/н от 17.01.2012.
установила:
В августе 2011 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы (далее - Приморское УФАС России) поступило обращение ООО "Порт Эко" (далее - заявитель) на следующие действия ФГУП "Росморпорт" Восточный филиал (далее - ФГУП "Росморпорт") и действия ООО "Восточная стивидорная компания" (далее - ООО "ВСК").
В июне 2011 года в адрес ФГУ Администрация морского порта "Восточный" (далее - ФГУ АМП "Восточный") Управлением "Россельхознадзора" по Приморскому краю письмом N 1-16/3362 от 17.06.2011 поступило сообщение о необходимости принятия мер с целью предотвращения заноса возбудителя ящура на территорию Российской Федерации с перечнем мер обязательных к реализации на территории порта, в том числе содержащей запрет на вывоз отходов на полигон ТБО г. Находки.
В материалах, представленных по запросам антимонопольного органа имеются также аналогичные письма Управления "Россельхознадзора" по Приморскому краю исх. N 1-16/3361 от 17.06.2011, направленного в адрес ФГУ АМП "Находка" и которое в свою очередь разослало аналогичное уведомление руководителям судоходных, стивидорных и агентирующих компаний. В данном письме содержится запрет на "вывоз с судов бытовых и пищевых отходов для организации сбора и уничтожения в безопасных условиях".
В свою очередь, ФГУ АМП "Восточный" разослало аналогичные уведомления (исх. N 08/944 от 13.07.2011) о необходимости реализации вышеуказанных мер руководителям судоходных, стивидорных и агентирующих компаний, при этом в указанном письме не содержится иных ограничений, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой.
Из переписки, представленной заявителем, а также документов и материалов, представленных, в том числе, ФГУП "Росморпорт" и ООО "ВСК" по запросам Приморского УФАС России, следует, что в период с 06.07.2011 по 23.08.2011 специализированному автотранспорту заявителя со стороны ООО "ВСК" по требованию ФГУП "Росморпорт" чинились препятствия доступу на территорию морского терминала, оператором которого является ООО "ВСК".
На основании изложенного, Приморским УФАС России было возбуждено дело N 46/06-2011 по признакам нарушения норм антимонопольного законодательства.
Заявитель оказывает экологические услуги на территории порта Восточный на основании лицензии N ОТ-74-000457(25), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 21.08.2009, на основании которой имеет право осуществлять деятельность по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Заявитель считает, что препятствия доступу специализированного автотранспорта ООО "Порт Эко" на территорию ООО "ВСК", выразившиеся в изъятии 05.07.2011 ООО "ВСК" пропусков на автотранспорт, принадлежащий ООО "Порт-Эко", является следствием сговора двух юридических лиц: ООО "ВСК" и ФГУП "Росморпорт".
По мнению заявителя, действия ООО "ВСК" по изъятию пропусков были направлены на создание конкурентных преимуществ для ФГУП "Росморпорт", которое также оказывает экологические услуги в порту Восточный на основании лицензии N ОТ-00-008433(00), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 20.02.2008 и осуществляет сбор отходов с судов с использованием плавсредств (на балансе филиала числятся 2 сборщика льяльных вод "Аргус" и "Портовик-3").
Заявитель также указал, что убытки ООО "Порт Эко", понесенные за период с 05.08.2011 по 23.08.2011, составили 281 064,76 (двести восемьдесят одну тысячу шестьдесят четыре рубля 76 коп.). Данная сумма была потрачена на привлечение для работы по сбору судовых отходов плавсредств, так как действовал запрет на въезд специализированного автотранспорта ООО "Порт Эко" на территорию ООО "ВСК".
В заседании Комиссии заявитель позицию, изложенную в жалобе, поддержал полностью.
Представитель ООО "ВСК" не согласился с доводами заявителя и представил следующее обоснование правомерности действий по изъятию пропусков на спецавтотранспорт ООО "Порт Эко".
Действия ООО "ВСК" по временному приостановлению допуска транспорта ООО "Порт ЭКО" на территорию ООО "ВСК" для вывоза отходов с судов были обусловлены получением писем от руководителей Управления "Россельхознадзора" по Приморскому краю N 1-16/3361 от 17.06.2011, Находкинского отдела ветнадзора N 932 от 24.06.09, Восточного филиала "Росморпорта" N 12/331 от 29.06.2011, ФГУ Администрация морского порта "Восточный" N 08/944 от 13.07.2011, в соответствии с которыми стивидорным компаниям в Порту Восточный, в связи с неблагополучной обстановкой по ящуру, сложившейся в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, предписано принять ряд профилактических мер по недопущению выброса на территории Российской Федерации биологических и пищевых отходов с морских судов, прибывающих из иностранных портов, включая запрет на вывоз отходов за пределы морского порта.
ООО "ВСК" указало, что обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами действующего законодательства, с соблюдением экологических и санитарных норм, в том числе следовать указаниям надзорных органов. В частности, по смыслу Постановления Правительства РФ от 19.06.1994 N 706 "Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации" решения, требования и указания должностных лиц Россельхознадзора по вопросам, относящимся к его компетенции, обязательны для предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Согласно Распоряжениям Правительства РФ от 20.11.2008 N 1724-р "О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", от 31.03.2009 N 420-р, Приказу Росграницы от 10.12.2009 N 189 вся территория терминала ООО "ВСК" и находящиеся на ней объекты находятся в пределах пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В силу ст. 22 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе РФ", Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 963 "О порядке установления режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ", Приказа Росграницы от 27.12.2010 N 451-ОД "Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу РФ", в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 41 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", а также согласно Инструкции о режиме и пропускной системе на объектах ООО "ВСК" (далее - Инструкция), утвержденной и согласованной в соответствии с вышеперечисленными нормативными актами, в пункте пропуска через государственную границу РФ в пределах терминала ООО "ВСК" установлен особый режим и пропускная система (въезд и выезд осуществляется строго по пропускам, с проведением досмотра провозимого через проходные груза). В связи с чем, ООО "ВСК" обязано обеспечить исполнение запрета на вывоз пищевых отходов, других сепараций с территории порта.
Также ООО "ВСК" сослалось на Инструкцию, в соответствии с п. 5.8 которой, ООО "ВСК" в случае регистрации и возможности распространения опасных инфекционных заболеваний на объектах морского транспорта и пункте пропуска, при введении санитарно-карантинных ограничительных мероприятий - отдел режима Предприятия, ЛОВДТ, органы пограничного и таможенного контроля обязаны оказывать содействие санитарно-карантинной службе по ограничению передвижения людей, транспорта и груза.
ООО "ВСК" указало, что является арендатором федерального имущества (причалов) и осуществляет использование указанного имущества согласно договору N ПО-39/ис от 23.09.2004 и N ПО-40/ис от 23.09.2004 заключенных между ФГУП "Росморпорт" и ООО "ВСК".
В силу положений указанных договоров, ООО "ВСК" обязано осуществлять техническое обслуживание арендованного имущества, в том числе с соблюдением норм охраны окружающей среды и санитарных норм, что соответствует требованиям пп. 1 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
ООО "ВСК" были направлены запросы в Управление "Россельхознадзора" по ПК, в Восточный филиал "Росморпорта", в ФГУ "АМП Восточный" с просьбой разъяснить имеет ли право ООО "Порт-Эко" принимать и вывозить бытовые и пищевые отходы с морских судов, находящихся у причалов ООО "ВСК", за пределы границы морского порта.
Управление "Россельхознадзора" по Приморскому краю письмом от 23.08.2011 N 01-25/4702 в ответ на запрос ООО "ВСК" сообщило, что ведется работа по согласованию проведения проверок в отношении предприятий, осуществляющих сбор и утилизацию отходов с судов заграничного плавания, с государственными контролирующими органами, уполномоченными осуществлять контроль в данной сфере, и что по результатам проведения проверок нам будет направлена соответствующая информация. ФГУП "Росморпорт" письмом от 11.08.2011 N 12/432 сообщило, что проведенный анализ данных, собранных последним, позволяет сделать вывод о нарушениях ООО "Порт-Эко" требований ветеринарного и фитосанитарного законодательства.
ООО "ВСК" также пояснило, что во исполнение требований органов государственной власти ООО "ВСК" был приостановлен вывоз бытовых отходов с судов, у организаций занимающихся вывозом отходов были изъяты пропуска на территорию ООО "ВСК" для вывоза отходов с судов, до получения от них сведений, о том, что они вывозят и утилизируют отходы в соответствии с требованиями Россельхознадзора, поскольку ООО "ВСК" не располагает сведениями о том, куда вывозятся отходы и как утилизируются.
По мнению ООО "ВСК" указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия ООО "ВСК" в сложившейся ситуации были правомерными, законными, основанными исключительно на законных требованиях федеральных органов исполнительной власти.
ФГУП "Росморпорт" также не согласилось с доводами жалобы и представило следующее обоснование правомерности действий по изъятию пропусков на спецавтотранспорт ООО "Порт Эко".
Ответчик по делу пояснил, что в июне 2011 года Управления "Россельхознадзора" по Приморскому краю во исполнение письма Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору N ФС-АС-2/6469 от 23.05.2011 были проведены профилактические мероприятия по предотвращению заноса возбудителя ящура на территорию Российской Федерации.
В связи с чем, 17.06.2011 Управление "Россельхознадзора" по Приморскому краю направило ФГУ АМП "Находка", ФГУ АМП "Восточный" письма N 01-16/3361, N 01-16/3362 с просьбой "...оказать содействие в принятии мер по усилению контроля за перемещением грузов, подконтрольных Госветнадзору юридическими и физическими лицами, обязать судовладельцев и агентирующие компании иметь запас дезинфицирующего противовирусного препарата типа "Виркон" для обеспечения работоспособности дезинфекционных ковриков для обработки обуви пассажиров и членов экипажей у трапов судов и информировать Руководителей транспортных компаний о недопущении выброса на территории Российской Федерации (в пути следования морских судов) павших животных, биологических и пищевых отходов, подстилки, остатки кормов, запретить вывоз с территории пунктов пропуска сепарации бытовых и пищевых отходов, биологический конфискатов, а также усилить контроль за предотвращением использования пищевых отходов в корм животных и их уничтожением при международных и внутренних морских рейсах".
Таким образом, считает ответчик по делу, письма органов Госветнадзора N 01-16/3361, N 01-16/3362 от 17.06.2011 содержат прямой запрет на вывоз с территории пунктов пропуска сепарации бытовых и пищевых отходов.
Данные письма были получены ФГУП "Росморпорт", в лице Восточного филиала, от администраций морских портов в порядке исполнения требований органов ветеринарного и фитосанитарного контроля. Обязательность исполнения решений, требований и указаний должностных лиц Государственной ветеринарной службы РФ, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, по вопросам, относящимся к их компетенции для предприятий, учреждений, организаций и граждан установлена, в том числе, положениям пп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В свою очередь Восточным филиалом ФГУП "Росморпорт" были направлены соответствующие письма во все организации, эксплуатирующие причалы, с которыми у ФГУП "Росморпорт" были заключены договоры аренды.
В рамках исполнения вышеуказанных требований ООО "ВСК" был временно запрещен въезд автосборщиков мусора ООО "Порт Эко", что послужило основанием для обращения ООО "Порт Эко" в Приморское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
ФГУП "Росморпорт", указало, что действовало правомерно в силу обязательности исполнения требований органов ветеринарного и фитосанитарного контроля, в свою очередь ООО "ВСК" действовало правомерно в силу ст.ст. 309, 606, п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исполняя обязательства по заключенным договорам. При этом ООО "ВСК" обоснованно запрошена от ООО "Порт Эко" дополнительная информация в рамках исполнения требований.
ФГУП "Росморпорт" пояснило, что, по его мнению, непредоставление ООО "Порт Эко" запрошенной информации об осуществлении деятельности в соответствии с выставленными требованиями, направленными на обеспечение санитарно-гигиенического, эпидемиологического благополучия населения, не может трактоваться как наличие соглашения о создании препятствий к доступу на товарный рынок. При этом необходимо учитывать то, что ООО "ВСК" не является участником рынка по предоставлению экологических услуг.
ФГУП "Росморпорт" сослалось на то, что в заседании 26.01.2011 по рассмотрению дела N 46/06-2011 на вопрос представителя ФГУП "Росморпорт" директор ООО "Порт Эко" Прохоров В.И. подтвердил, что при получении лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами обществом была заявлена технология сбора отходов с судов путем использования не только автотранспорта, но и специализированных судов - сборщиков льяльных вод. В лицензирующий орган ООО "Порт Эко" представлены тайм-чартера на СЛВ-730 и МНБ-500-001 (судовладелец ООО "Трейдинг Ойл"). В соответствии со ст.ст 198, 200 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст. 632 ГК РФ тайм-чартер представляет собой разновидность договора аренды транспортного средства, согласно которому судно передаётся арендатору во временное владение и пользование на определенный срок. Изменений в лицензионные документы в части изменения технологии осуществления деятельности общество не вносило.
Таким образом, утвержденная технология позволяет ООО "Порт Эко" осуществлять деятельность по сбору отходов с судов не только автотранспортом (при необходимости проезда через проходную), но и путем использования судов специализированного флота (с моря).
Документы об особенностях применения технологии по сбору в привязке к виду отходов ООО "Порт Эко" не представлены.
Согласно пояснениям директора ООО "Порт Эко" Прохорова В.И. в заседании 26.01.2012, в заявленный период - июль-август 2012 года, ООО "Порт Эко" суда обслужены. С обслуженных судов ООО "Порт Эко" получен экологический сбор.
Согласно действующему законодательству экологический сбор - это цена за услугу оказанную субъектом естественной монополии в морском порту, размер которой определен на основании затратного метода с учетом применяемой технологии деятельности.
В свою очередь размер ставки экологического сбора рассчитывается на основании размеров обслуживаемого судна, и не зависит от вида и количества собранных отходов. То есть в силу закона установленный тариф покрывает все расходы исполнителя независимо от применения технологии.
ФГУП "Росморпорт" указало, что доводы заявителя о привлечении к обслуживанию судов сборщика льяльных вод "Ясный", принадлежащего ЗАО "Роснефтефлот", в нарушение технологии, утвержденной в рамках лицензионной деятельности заявителя, должны быть оценены в совокупности со всеми обстоятельствами по делу, как и факт осуществления заявителем деятельности по комплексному обслуживанию судов в обеспечение взимания экологического сбора, а не оказания услуг по сбору отходов в зависимости от видов и объемов.
ФГУП "Росморпорт" указало также, что материалами дела не подтвержден факт создания ФГУП "Росморпорт" и ООО "ВСК" препятствий к доступу на товарный рынок, так как заявитель имеет утвержденную технологию деятельности, позволяющую работать вне зависимости от возможности проезда автотранспорта, отсюда доводы заявителя о том, что ФГУП "Росморпорт" использованы указания Госветнадзора для запрета работы ООО "Порт Эко" не обоснованы.
Довод заявителя о том, что ФГУП "Росморпорт" в целях экономической выгоды ввел в заблуждение руководителей инфраструктур порта, ФГУП "Росморпорт" считает безосновательными, так как письма Восточного филиала ФГУП "Росморпорт" не содержат указаний на запрет работать с ООО "Порт Эко", либо чинить обществу какие-либо препятствия.
ФГУП "Росморпорт" указывает, что доказательств того, что в результате действий ответчиков, последними получена какая-либо выгода, заявителем не представлено. Напротив, ООО "Порт Эко" не отрицает, что в указанный период продолжал осуществлять обслуживание судов.
Об указанном свидетельствуют представленные ФГУП "Росморпорт" в материалы дела справки об объемах и видах отходов, собранных ООО "Порт Эко", и полученных средств экологического сбора по результатам анализа за 2010 и 2011 годы.
Комиссия не может согласиться с доводами ответчиков по делу в силу следующего.
1. Письмом от 17.06.2011 N 1-16/3362 в адрес ФГУ АМП "Восточный" Управление "Россельхознадзора" по Приморскому краю в частности просило именно Администрацию порта запретить вывоз с территорий пунктов пропуска сепарации бытовых и пищевых отходов.
В соответствии с п. 6 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201, Россельхознадзор осуществляет функции по надзору на государственной границе Российской Федерации, а также на транспорте в закрепленной сфере деятельности.
Комиссией установлено, что данное письмо Управлением "Россельхознадзора" по Приморскому краю не направлялось в адрес иных организаций, не содержало указаний в адрес других организаций о запрете вывоза отходов, более того, исходя из текста письма, его названия, характера содержания, данное письмо носит информационно-рекомендательный характер.
Также в материалы дела по запросу Приморского УФАС представлены пояснения Управления Россельхознадзора по Приморскому краю в отношении письма исх. N 01-16/3362 от 17.06.2011.
Согласно представленных пояснений, данное письмо носит информационный характер, распорядительные указания в нем не содержатся и в силу отсутствия нарушения норм ветеринарного законодательства, никакие меры принудительного характера Управлением не принимались (в том числе в части запрета вывоза с территорий пунктов пропуска сепараций бытовых и пищевых отходов, биологических конфискатов на городские свалки, либо запрете вывоза отходов с территории пункта пропуска вообще).
С учётом изложенного, Комиссией сделан вывод о том, что указанное письмо не может являться основанием или оправданием того, что ООО "ВСК" по требованию ФГУП "Росморпорт" изъяло пропуска на спецавтотранспорт ООО "Порт-Эко".
2. Письмом от 13.07.2011 исх. N 08/944 в адрес судоходных, стивидорных и агентирующих компаний (в т.ч. полученном ФГУП "Росморпорт" 25.07.2011) ФГУ АМП "Восточный" со ссылкой, в том числе, на вышеуказанное письмо исх. N 01-16/3362 от 17.06.2011 указало прямой запрет вывоза отходов на городские свалки. При этом в письме администрации морского порта не имеется каких-либо приложений или двусмысленных толкований относительно полного запрета вывоза отходов.
Комиссией установлено, что в соответствии со ст. 10 ФЗ от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" административно-властные и иные полномочия в морских портах, установленные указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, осуществляются администрациями морских портов, являющимися портовыми властями.
В соответствии с п. 14 Положения о капитане морского порта, утвержденным Приказом Минтранса России от 19.12.2006 N 156 капитан морского порта (лицо возглавляющее администрацию морского порта) имеет право давать распоряжения по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту, обязательные для всех находящихся в морском порту судов, организаций и граждан.
Информация о нарушении ООО "Порт Эко" норм ветеринарного и фитосанитарного контроля при обращении с опасными отходами с судов в ФГУ АМП "Восточный" не поступало.
Данные факты подтверждаются письмом исх. N 02/0991 от 19.07.2011 ФГУ АМП "Восточный", где также указано, что ООО "Порт Эко" имеет право снимать опасные отходы с судов, стоящих у причала ООО "ВСК" на основании имеющейся лицензии на данный вид деятельности.
Указанный документ в копии был предоставлен ООО "ВСК" 20.07.2011, о чем свидетельствует письмо ООО "ВСК", представленное в адрес ФГУП "Росморпорт" 21.07.2011 под вх. N 1017.
Также 25.07.2011 в адрес ФГУ АМП "Восточный" было направлено письмо Управления "Россельхознадзора" по Приморскому краю, которым подтвержден запрет вывоза отходов именно на городские свалки.
С учётом изложенного, Комиссией сделан вывод о том, что ФГУ АМП "Восточный" направило письмо от 13.07.2011 исх. N 08/944 в пределах своих полномочий и каких-либо распоряжений в адрес ФГУП "Росморпорт" или ООО "ВСК" об изъятии пропусков на спецавтотранспорт ООО "Порт Эко" ФГУ АМП "Восточный" в указанном письме не давало.
3. В письме исх. N 12/331 от 29.06.2011 ФГУП "Росморпорт", направленного в адрес ООО "ВСК", указано, что в соответствии с 2.3.3 договора N ПО-40/ис от 23.09.2004 ООО "ВСК" обязано осуществлять техническое обслуживание арендованного имущества, в том числе с соблюдением норм охраны окружающей среды и санитарных норм. Также ФГУП "Росморпорт" указало, что аналогичные положения содержит договор аренды (п.п. 2.1.2 и 2.2.15 N ПО-39/ис от 23.09.2004).
ФГУП "Росморпорт" также является арендодателем портовых сооружений для ООО "ВСК" и в рамках условий договоров имеет право давать ООО "ВСК" обязательные к исполнению предписания в отношении соблюдения технических норм эксплуатации причалов (п. 2.2 договора N ПО-40/ис от 23.09.2004 и 2.2.18 договора N ПО-39/ис от 23.09.2004).
ООО "ВСК" является арендатором федерального имущества (причалов) и осуществляет использование указанного имущества в соответствии с договорами N ПО-39/ис от 23.09.2004 и N ПО-40/ис от 23.09.2004 заключенных между ФГУП "Росморпорт" и ООО "ВСК".
ООО "ВСК" обязано осуществлять техническое обслуживание арендованного имущества, в том числе с соблюдением норм охраны окружающей среды и санитарных норм, что соответствует требованиям подпункта 1 части 1 статьи 16 ФЗ от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 2.1.4 договора N ПО-40/ис от 23.09.2004 ФГУП "Росморпорт" имеет право контролировать исполнение ООО "ВСК" обязательств по договору и выдавать обязательные к исполнению предписания об устранении нарушений.
В переписке (исх. N 452/07 от 08.07.2011, исх. N 12/331 от 29.06.2011, исх. N 12/432 от 11.08.2011, а также пояснениях представленных в адрес Приморского УФАС России), представленной в материалах, ФГУП "Росморпорт" и ООО "ВСК" ссылаются на обязательность исполнения каждым из контрагентов условий договоров N ПО-39/ис от 23.09.2004 и N ПО-40/ис от 23.09.2004 и мотивируют совершение действий по препятствию доступу на территорию морского терминала ООО "Порт Эко" обязанностями сторон по договору.
Вместе с тем, Комиссия, проведя анализ положений указанных договоров, установила: в условиях данных договоров не содержится указаний на возможность осуществления ООО "ВСК" и ФГУП "Росморпорт" полномочий административно-властных органов (ФГУ АМП "Восточный", Управление "Россельхознадзора" по Приморскому краю) при осуществлении деятельности оператора и арендатора на терминале. Условия договоров не противоречат действующему законодательству.
И обязательные к исполнению предписания ФГУП "Росморпорт" (арендодатель) в рамках исполнения договоров имеет право давать ООО "ВСК" (арендатор) только в отношении соблюдения технических норм эксплуатации причалов (п. 2.2 договора N ПО-40/ис от 23.09.2004 и 2.2.18 договора N ПО-39/ис от 23.09.2004).
Таким образом, ссылка ООО "ВСК" и ФГУП "Росморпорт" на условия договоров как обоснование действий по препятствию доступу на территорию морского терминала и изъятие пропусков на спецавтотранспорт ООО "Порт Эко" не состоятельна.
4. 01.07.2011 письмом за исх. N КС/0139/-7/2011 ООО "ВСК" разослало агентским компаниям уведомление, о том, что в связи с требованиями Управления "Россельхознадзора" по Приморскому краю, ФГУ АМП "Восточный", филиала ФГУП "Росморпорт" сбор и вывоз отходов с судов будет производиться специализированным судном ФГУП "Росморпорт".
Как уже было указано выше, Управление "Россельхознадзора" по Приморскому краю, ФГУ АМП "Восточный" не давали таких требований.
В материалы дела представлен аналитический отчет анализа состояния конкуренции на рынке работ (услуг) по снятию судовых отходов в границах морского порта Восточный. В первом полугодии 2011 года на исследуемом рынке деятельность осуществляли 5 хозяйствующих субъектов: Восточный филиал ФГУП "Росморпорт"; ООО "Порт-Эко"; ООО "ГЛОБАЛ ЭКО НСРЗ", ООО "Альфа-Марин"; ООО "Транс-Эко".
Но, только в отношении одной организации, которая будет проводить сбор отходов с судов на терминале ООО "ВСК", ООО "ВСК" направило в адрес агентирующих компаний уведомления - Восточный филиал ФГУП "Росморпорт".
Таким образом, на терминале ООО "ВСК" в связи с требованиями филиала ФГУП "Росморпорт" была ограничена конкуренция в отношении компаний, которые могли бы осуществлять деятельность по сбору отходов с судов на данной территории.
5. 05.07.2011 ООО "ВСК" не допустило спецавтотранспорт ООО "Порт Эко" на территорию терминала и 08.07.2011 письмом за исх. N 452/07 ООО "ВСК" уведомило ООО "Порт Эко", о том, что оно приостанавливает вывоз отходов с судов автотранспортом на основании письма за исх. N 12/331 от 29.06.2011 Восточного филиала ФГУП "Росморпорт" до получения сведений от организаций, занимающихся вывозом ТБО, о том что данные организации осуществляют деятельность в соответствии с требованиями Управления "Россельхознадзора" по Приморскому краю. В данном письме ООО "ВСК" предлагает ООО "Порт Эко" согласовать вопрос возможности вывоза отходов спецавтотранспортом с ФГУП "Росморпорт".
Вместе с тем, у Комиссии отсутствуют правовые основания считать правомерным изъятие пропусков и требование согласовать право на осуществление вида деятельности (ООО "Порт Эко" имеет лицензию на обращение с опасными отходами) с организацией, которая не является уполномоченным лицензирующим органом лицом, а является конкурентом ООО "Порт Эко". Иные контролирующие органы (Управление Россельхознадзора по Приморскому краю, ФГУ АМП "Восточный") также не наделяли ФГУП "Росморпорт" контрольно-властными полномочиями в пределах установленной компетенции.
6. Письмом, от 18.07.2011 за исх. N 487/07 ООО "ВСК" направило запрос ФГУП "Росморпорт" (вх. N 1017 от 21.07.2011), где просило уточнить - имеет ли право ООО "Порт Эко" осуществлять деятельность по сбору отходов с судов, т.к. ООО "Порт Эко" представило ООО "ВСК" копию письма ФГУ АМП "Восточный" (исх. N 02/0991 от 19.07.2011), где указано, что ООО "Порт Эко" имеет право снимать опасные отходы с судов, стоящих у причала ООО "ВСК" на основании имеющейся лицензии на данный вид деятельности.
ФГУП "Росморпорт" письмом за исх. N 12/432 от 11.08.2011 указало ООО "ВСК", что ООО "Порт Эко" предположительно нарушает требования ветеринарного и фитосанитарного законодательства и просит принять соответствующие меры реагирования. Также, в данном письме содержатся ссылки на необходимость исполнения ООО "ВСК" условий вышеперечисленных договоров аренды.
С учётом данного письма ООО "ВСК" повторно отказало в выдаче пропусков ООО "Порт Эко" и выдало их только 23.08.2011 со ссылкой на "коллизию позиций надзорных органов по данному вопросу".
Комиссия считает, что вывод ФГУП "Росморпорт" о нарушении ООО "Порт Эко" ветеринарного и фитосанитарного законодательства не основан на фактах, только на предположениях, но ООО "ВСК" неправомерно его приняло к исполнению, в силу существующих связей между ответчиками, что расценивается Комиссией, как действия по соглашению.
ФГУП "Росморпорт" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте приказом ФСТ РФ N 31-т/12 от 30.04.2004.
ООО "Восточная стивидорная компания" также включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте приказом ФСТ РФ от 20.07.2007 N 177-т.
ФГУП "Росморпорт" оказывает экологические услуги в порту Восточный и является конкурентом ООО "Порт Эко" в данном виде деятельности.
ООО "ВСК" действиями по препятствию доступу на морской терминал ООО "Порт Эко", а также письмами, направленными в адрес ООО "Порт Эко" и агентских компаний согласилось и поддержало без законных на то оснований необоснованные выводы ФГУП "Росморпорт" о противозаконной деятельности ООО "Порт Эко" и в интересах ФГУП "Росморпорт" (что подтверждается уведомлением от 01.07.2011 за исх. N КС/0139/-7/2011) изъяло пропуска на спецавтотранспорт ООО "Порт Эко".
Переписка, свидетельствующая о том, что действия ООО "ВСК" и ФГУП "Росморпорт" были направлены на создание препятствий доступу ООО "Порт Эко" на территорию морского терминала является доказательством действий по соглашению, достигнутому сторонами в целях воспрепятствования доступу на морской терминал ООО "Порт Эко" и созданию режима наибольшего благоприятствования для ФГУП "Росморпорт".
Довод ФГУП "Росморпорт" о том, что ООО "Порт Эко" осуществляло сбор отходов с судов не смотря на изъятие пропусков, и таким образом со стороны ФГУП "Росморпорт" и ООО "ВСК" обществу не чинились препятствия в осуществлении деятельности, не может быть оценен Комиссией как объективный. Себестоимость эксплуатации или аренды плавсредства выше, чем себестоимость эксплуатации спецавтотранспорта. Кроме того, Комиссия расценивает как необоснованное ограничение саму невозможность ООО "Порт Эко", в силу действий ответчиков, использовать принадлежащий обществу спецавтотранспорт для сбора и вывоза отходов с судов.
7. В отношении решения Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2012 вынесенного по делу N А51-16741/2011 по исковому заявлению ООО "Порт Эко" об отказе в удовлетворении требований о взыскании убытков в связи с изъятием пропусков на въезд спецавтотранспорта на территорию терминала ООО "ВСК" в связи с недоказанностью ООО "Порт Эко" обстоятельств изложенных в исковом заявлении, Комиссия, сделала вывод, что данное решение не может являться основанием для рассмотрения фактов по существу нарушения норм антимонопольного законодательства, поскольку не содержит выводов в отношении рассматриваемых Комиссией действий ответчиков по делу, кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела оно не вступило в законную силу.
8. Дело N 46/06-2011 было возбуждено Приморским УФАС России по признакам нарушения ФГУП "Росморпорт" и ООО "ВСК" п. 8 ч. 1 ст. 11 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В части 1 статьи 11 указанного Федерального закона отсутствует пункт 8
Вместе с тем, при рассмотрении данного дела Комиссия установила, что в действиях ООО "ВСК" и ФГУП "Росморпорт" имеются признаки нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ) - действия ООО "ВСК" и ФГУП "Росморпорт" по соглашению, которые выразились в направлении ФГУП "Росморпорт" в адрес ООО "ВСК" писем, содержащих требование о принятии мер к исполнению требований гос. органов о запрете вывоза отходов спец. автотранспортом, и действиях ООО "ВСК" по изъятию пропусков на въезд спец. автотранспорта ООО "Порт-Эко", и в направлении в адрес агентирующих компаний уведомления о том, что на терминале ООО "ВСК" сбор отходов с судов будет проводить ФГУП "Росморпорт".
Таким образом, Комиссией была изменена квалификация признаков нарушения норм антимонопольного законодательства ООО "ВСК" и ФГУП "Росморпорт".
9. Действия по соглашению ФГУП "Росморпорт" и ООО "ВСК" подтверждены перепиской, представленной в материалах дела, и, в том числе, фактическими обстоятельствами совершения данных действий.
Статьей 16 ФЗ от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что оператор морского терминала обязан обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах, а также не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона "О защите конкуренции", соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Таким образом, действия ФГУП "Росморпорт" по направлению в адрес ООО "ВСК" писем, содержащих требование о принятии мер к исполнению требований госорганов о запрете вывоза отходов спецавтотранспортом и действия ООО "ВСК", на основании указанных писем, по изъятию пропусков на въезд спецавтотранспорта ООО "Порт Эко", направлению в адрес агентирующих компаний уведомления о том, что на терминале ООО "ВСК" сбор отходов с судов будет проводить ФГУП "Росморпорт", являются действиями по соглашению (выраженному в письмах ФГУП "Росморпорт" за исх. N 12/331 от 29.06.2011 и исх. N 12/432 от 11.08.2011 и в письмах ООО "ВСК" - исх. N КС/0139/-7/2011 от 01.07.2011, исх. N 452/07 от 08.07.2011 и исх. N 473/07 от 15.07.2011, и подтверждённых фактическими действиями ответчиков), которые были направлены на создание препятствий доступу "Порт Эко" на территорию морского терминала, С создание режима наибольшего благоприятствования для конкурента заявителя - ФГУП "Росморпорт" и приведшие к ограничению конкуренции на рынке экологических услуг на территории морского терминала, оператором которого является ООО "ВСК".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать факт нарушения ООО "ВСК" и ФГУП "Росморпорт" п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ), выразившееся в действиях ООО "ВСК" и ФГУП "Росморпорт" по соглашению, а именно: в направлении ФГУП "Росморпорт" в адрес ООО "ВСК" писем, содержащих требование о принятии мер к исполнению требований государственных органов о запрете вывоза отходов спецавтотранспортом, и действиях ООО "ВСК" по изъятию пропусков на въезд спецавтотранспорта ООО "Порт-Эко", и в направлении в адрес агентирующих компаний уведомления о том, что на терминале ООО "ВСК" сбор отходов с судов будет проводить ФГУП "Росморпорт".
2. Выдать ООО "ВСК" и ФГУП "Росморпорт" обязательные к исполнению предписания о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, в том числе:
ФГУП "Росморпорт": отозвать письма за исх. N 12/331 от 29.06.2011 и исх. N 12/432 от 11.08.2011;
ООО "ВСК": отозвать письма за исх. N КС/0139/-7/2011 от 01.07.2011, исх. N 452/07 от 08.07.2011 и исх. N 473/07 от 15.07.2011.
Председатель Комиссии |
Д.Е. Абросимов |
Члены Комиссии: |
С.А. Дегтярев |
Н.В. Яковенко | |
А.Ю. Москальцов | |
Л.С. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 13 марта 2012 г. N 46/06-2011
Текст решения официально опубликован не был