Московский городской суд в составе председательствующего - судьи Расновского А.В., при секретаре Новиковой А.П., с участием прокурора отдела управления прокуратуры города Москвы Моренко К.В., рассмотрел в открытом судебном заседании материалы жалобы Мажачкиной Л.В., Тишевской О.В., Карабановой Н.В., Сторожевой Т.Н., поданной в порядке ст. 125 УПК РФ, по апелляционной жалобе заявителей на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2017 года, которым заявителям отказано в принятии жалобы к судебному производству.
Выслушав выступление прокурора Моренко К.В, полагавшего постановление судьи оставить без изменения.
УСТАНОВИЛ:
Судьей Тверского районного суда города Москвы 20 ноября 2017 года Мажачкиной Л.В, Тишевской О.В, Карабановой Н.В, Сторожевой Т.Н, отказано в принятии к судебному производству жалобы, поданной в порядке ст. 125 УПК РФ, о признании незаконным решения и.о. заместителя начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобиновой И.Л. об отказе в проведении проверочных мероприятий, в порядке, предусмотренном ст. 144-145 УПК РФ.
В апелляционной жалобе Мажачкина Л.В, Тишевская О.В, Карабанова Н.В, Сторожева Т.Н, не соглашаясь с постановлением судьи,
находят его незаконным, необоснованным, указывают, что их заявление о преступлении не было рассмотрено прокурором в соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ, что препятствует их доступу к правосудию.
Выслушав мнение прокурора, проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
По смыслу ч.1 ст.123 УПК РФ д ействия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном УПК РФ порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
В соответствии со ст. 15 УПК РФ суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне защиты или обвинения, на него возложена функция разрешения дела.
Согласно ч.3 ст.29 УПК РФ суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 125 УПК РФ.
Уголовно-процессуальным законом в ч.1 ст. 125 УПК РФ установлено, что постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Из жалобы заявителей следует, что ими в Генеральную прокуратуру Российской Федерации подано заявление, которое рассмотрено прокурором и им дан ответ.
Вышеизложенные данные свидетельствуют о том, что прокурором соблюдены конституционные положения о праве граждан на обращение в государственные органы и получение ответа в установленном законом порядке, на что указывают сведения, изложенные заявителем, о получении от прокурора ответа.
Поскольку законодателем круг обжалуемых в порядке ст.125 УПК РФ действий (бездействия), решений прокурора не определен, то критерием определения таковых является их способность в результате выполнения или невыполнения, причинить ущерб конституционным правам участников уголовного судопроизводства, либо затруднить доступ граждан к правосудию.
В своем Постановлении N5 от 23.03.1999 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что суд при проверке в период предварительного следствия тех или иных процессуальных актов, не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по уголовному делу. Иное противоречило бы конституционному принципу независимости суда, гарантирующему в условиях состязательности процесса объективное и беспристрастное осуществление правосудия по уголовным делам.
При рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния, давать правовую оценку действиям подозреваемого (обвиняемого), а также собранным материалам относительно их полноты и содержания сведений, имеющих значение для установления обстоятельства, подлежащих доказыванию, поскольку эти вопросы подлежат разрешению в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела.
В связи с этим не подлежат обжалованию в порядке ст. 125 УПК РФ действия (бездействие) и решения, проверка законности и обоснованности которых относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего уголовное дело по существу (отказ следователя и дознавателя в проведении процессуальных действий по собиранию и проверке доказательств; постановления следователя, дознавателя о привлечении лица в качестве обвиняемого, о назначении экспертизы и т.д.).
Анализируя указанную правовую позицию, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд, в период досудебного производства, не вправе предрешать вопросы, связанные с оценкой предмета расследования, оценкой доказательств, в том числе их относимости и допустимости, указывать стороне защиты или обвинения, с учетом их назначения в уголовном процессе, на необходимость проведения тех или иных мероприятий, влияющих на предмет доказывания или их не проведение. Иное противоречило бы вышеуказанному принципу независимости суда.
Статья 144 УПК РФ обязывает следователя принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в установленный законом срок. Вместе с тем, в соответствии со ст.140 УПК РФ, поводы к возбуждению уголовного дела, в том числе и заявления о преступлении, должны содержать информацию о наличии данных, указывающих на признаки преступления, только в этом случае они могут служить основанием к проверке и принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Однако, УПК РФ не содержит четких требований, предъявляемых к форме и содержанию заявлений о преступлении, позволяющих отграничить таковые от иных обращений в органы уголовного преследования, в том числе ходатайств и обращений по возбужденным уголовным делам, о несогласии с действиями должностных лиц, в том числе прокуроров, при осуществлении ими своих полномочий не связанных с уголовным судопроизводством, в связи с чем при получении уполномоченным органом письменного обращения гражданина, основополагающее значение для решения вопроса о порядке рассмотрения заявление является оценочный критерий, применяемый к содержанию заявления и сущности требований подавшего его лица.
По смыслу ст. 125 УПК РФ не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 УПК РФ решения и действия (бездействие) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу, в частности прокурора, осуществляющего надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия или поддерживающего государственное обвинение в суде. Не подлежат рассмотрению судом жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением обращений по поводу законности вступивших в законную силу судебных решений.
Принимая во внимание получение заявителями уведомлений о принятом по их обращению решении, учитывая положения Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", предусматривающего, в том числе, порядок рассмотрения обращений граждан, а также обстоятельства и требования, изложенные в жалобе заявителей, судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии предмета судебного разбирательства, предусмотренного ст. 125 УПК РФ. Оснований не согласиться с таким выводом у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену данного постановления, в том числе, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.15, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 20 ноября 2017 года, которым отказано в принятии жалобы Мажачкиной Л.В, Тишевской О.В, Карабановой Н.В, Сторожевой Т.Н, поданной ими в порядке ст. 125 УПК РФ, к судебному производству, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителей - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Расновский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.