Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В,
при секретаре Калинкович И.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 марта 2018 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Харитонова В.И. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", равной его рыночной стоимости в размере 449980 рублей, земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен", равной его рыночной стоимости в размере 1359280 рублей,
установил:
Харитонов В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" общей площадью 3622 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания управления с бытовками и помещений (по поэтажному плану NN 1-8) отопительной котельной, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости в размере 449980 рублей, земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" общей площадью 9847 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания зданий проходной, гаража, здания биофильтров, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", равной его рыночной стоимости в размере 1359280 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником данных земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" определена в размере 3115825,5 руб, земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" определена в размере 23491594,02 руб. Установленная кадастровая стоимость земельных участков существенно отличается от их рыночной стоимости и оказывает влияние на размер налоговых платежей. В подтверждение доводов представлен отчет "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленный ИП Ш.
Определением судьи от 9 января 2018 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми.
Определением суда от 22 февраля 2018 года произведена замена административного ответчика Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми на его правопреемника - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Административный истец Харитонов В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель административного истца Харитонова В.И. - Шибаева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Административные ответчики Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Коми, заинтересованное лицо администрация МО ГО "Сыктывкар", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца Харитонова В.И. - Шибаеву Н.В, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения, а также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктами 2, 4, 10 указанных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что для целей данного Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Указанной статьей также определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
Пунктами 3 и 4 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298 установлено, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенным выше Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что Харитонов В.И. является собственником: земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" общей площадью 3622 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания управления с бытовками и помещений (по поэтажному плану NN 1-8) отопительной котельной, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"; земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" общей площадью 9847 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания зданий проходной, гаража, здания биофильтров, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"
Административный истец Харитонов В.И. является плательщиком земельного налога, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости земельных участков.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: "Номер обезличен" установлена на основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28 ноября 2014 года N 515, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми по состоянию на 01 января 2014 года.
Согласно указанным результатам по состоянию на 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" определена в размере 3115825 рублей 50 копеек, земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" определена в размере 23491594 рублей 02 копеек.
Сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01 января 2015 года.
Статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Судом при рассмотрении настоящего дела распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.
На административных ответчиков возложена обязанность доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленной административным истцом, если они возражают против удовлетворения требований, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимыми письменными доказательствами являются отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.
В качестве доказательства рыночной стоимости земельных участков административным истцом представлен отчеты "Номер обезличен" от "Дата обезличена" об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленный ИП Ш., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" общей площадью 3622 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания управления с бытовками и помещений (по поэтажному плану NN 1-8) отопительной котельной, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", по состоянию на 1 января 2014 года составляет 449980 (четыреста сорок девять тысяч девятьсот восемьдесят) рублей, земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" общей площадью 9847 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания зданий проходной, гаража, здания биофильтров, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", по состоянию на 1 января 2014 года составляет 1359280 (один миллион триста пятьдесят девять тысяч двести восемьдесят) рублей.
Как следует из разъяснения, данного в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. В отчёте присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения. В отчёте приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
При проведении оценки эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Указанный отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж. При этом в отчете изложено подробное обоснование отказа оценщика от использования затратного и доходного подходов к оценке.
В ходе применения сравнительного подхода оценщиком был проведен анализ рынка предложений по продаже земельных участков, подобран ряд аналогов. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в расчетных таблицах.
Суд, исследовав отчет "Номер обезличен" от "Дата обезличена", и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, о том, что он отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Данных об иной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "Номер обезличен" административными ответчиками в материалы дела не представлено, ходатайств о назначении соответствующей судебной экспертизы не заявлено.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, поскольку отчет мотивирован, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными оценщиком обстоятельствами и не содержат противоречий.
Учитывая, что доказательств, которые опровергают указанную оценщиком величину рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "Номер обезличен" "Номер обезличен", а также свидетельствовали бы о рыночной стоимости земельных участков в ином размере, административными ответчиками вопреки части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено, при этом с учетом возможности принятия в качестве достоверного и допустимого доказательства отчета, представленного административным истцом, суд приходит к выводу о признании административного иска Харитонова В.И. об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Абзацем шестым статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку на момент обращения с административным иском действовала кадастровая стоимость, являвшаяся предметом оспаривания и налоговой базой в 2017 году, то на основании статей 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная в размере рыночной кадастровая стоимость земельных участков подлежит применению на период с 1 января 2017 года и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Харитонова В.И. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" общей площадью 3622 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания управления с бытовками и помещений (по поэтажному плану NN 1-8) отопительной котельной, расположенного по адресу: "Адрес обезличен" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 449980 (четыреста сорок девять тысяч девятьсот восемьдесят) рублей на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" общей площадью 9847 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания зданий проходной, гаража, здания биофильтров, расположенного по адресу: "Адрес обезличен" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 1359280 (один миллион триста пятьдесят девять тысяч двести восемьдесят) рублей на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Харитонова В.И. о пересмотре кадастровой стоимости считать "Дата обезличена".
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "Номер обезличен".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
В окончательной форме решение изготовлено 3 апреля 2018 года.
Судья - А.В. Кондратюк
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.