Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Фомин М.В,
судей Болотовой Л.А. и Луневой С.П.
при секретаре Мазикиной А.Б,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства "Стародубцев" Гасанова Абубакара Мирзагаджиевича к администрации Буденовского муниципального района Ставропольского края об оспаривании решения об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, заключении договора аренды,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика главы администрации Буденновского муниципального района Соколова Андрея Николаевича на решение Буденновского городского суда от 28 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, судебная коллегия
установила:
глава крестьянского фермерского хозяйства "Стародубцев" Гасанов А.М. (далее КФХ "Стародубцев") обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным решение администрации Буденновского муниципального Ставропольского края N 2777 от 9 июня 2017 года об отказе в предоставлении в аренду КФХ "Стародубцев" участков из земель сельскохозяйственного назначения: 600 000 кв.м. пашни с учетным кадастровым номером части 030; 1 030 000 кв.м пашни с учетным кадастровым номером части 031; 650 000 кв.м пашни с учетным кадастровым номером части 032; 330 000 кв.м пашни с учетным кадастровым номером части 033, входящих в состав единого землепользования фонда перераспределения земель и являющихся частью земельного участка с кадастровым номером 26:20:0:0183, общей площадью 68 465 000 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Буденновский район, в границах землепользования ЗАО "Терский", обязать администрацию Буденновского района заключить с КФХ "Стародубцев" договор аренды указанных земельных участков сроком на 20 лет в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указывается на то, что КФХ "Стародубцев" с 10 июля 2007 года является законным землепользователем на основании договора аренды, до окончания действия которого хозяйство обратилось к ответчику с заявлением о заключении договора на новый срок, в чем было безосновательно отказано.
Обжалуемым решением Буденовского городского суда от 28 ноября 2017 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе глава администрации Буденновского муниципального района Соколов А.Н. просит решение отменить, производство по административному делу прекратить в связи с ликвидацией КФХ "Стародубцев" 29 марта 2017 года. Выражая несогласием с выводами суда в решении по существу спора, полагал, что судом неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы, изложенные в решении, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель административного ответчика Воробьев Р.А. в заседании судебной коллегии на апелляционной жалобе настаивал.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.
С учетом изложенного, обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в отсутствие указанных лиц, судебная коллегия не усматривает, на основании части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Право граждан, организаций обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 КАС РФ.
Глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, на основании договора аренды (пункт 1 статьи 39.1).
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
Оспариваемое КФХ "Стародубцев" решение, выраженное в уведомлении от 9 июня 2017 года, в соответствии с приведенными нормами права является актом органа местного самоуправления, принятым в рамках реализации возложенных на него публичных функций, в связи с чем, подлежит судебной проверке в порядке главы 22 КАС РФ по заявлениям заинтересованных лиц, отвечающих требованиям статьи 5 данного Кодекса.
В силу статьи 22 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Согласно статье 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Как видно из материалов дела, 22 февраля 1995 года КФХ "Стародубцев" было зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Буденновского муниципального района (регистрационный номер 190), что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц.
20 марта 1995 года данное юридическое лицо постановлено на учет в налоговом органе, 30 декабря 2002 года ему присвоен ОГРН 1022603230396.
На момент создания КФХ "Стародубцев" действовал Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который предусматривал, что Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство (статья 1).
Пунктом 2 статьи 9 данного Закона предусматривалось, что после регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица.
Из материалов дела усматривается, что 29 марта 2017 года КФХ "Стародубцев" снято с учета в налоговом органе и по решению регистрирующего органа исключено из ЕГРЮЛ как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ.
Сведений о том, что действия налогового органа признаны незаконными, материалы дела не содержат.
Согласно статье 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные до введения в действие Кодекса (в качестве юридических лиц), обязаны привести свой правовой статус в соответствие с его нормами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 ГК РФ главой крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257 ГК РФ), может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем ни ГК РФ, ни Законом N 74-ФЗ от 11 июня 2003 года не предусмотрена процедура приведения правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствие с частью первой ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 23 Закона N 74-ФЗ от 11 июня 2003 года, крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года.
Статус юридического лица КФХ "Стародубцев" был сохранен, сведения о регистрации Гасанова А.М. в качестве индивидуального предпринимателя главы КФХ в Едином реестре отсутствуют (egrul.nalog.ru).
Согласно нормам ГК РФ, прекращение деятельности юридического лица возможно при реорганизации либо ликвидации юридического лица.
В силу пункту 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
С учетом установленных обстоятельств, принятое по делу решение подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 194, пункта 4 статьи 309, пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Буденновского городского суда от 28 ноября 2017 года отменить, производство по административному делу по административному исковому заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства "Стародубцев" Гасанова Абубакара Мирзагаджиевича о признании незаконным отказа администрации Буденовского муниципального района Ставропольского края в предоставлении в аренду земельных участков, возложении обязанности заключить договор аренды, прекратить.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.