Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Фахрутдинова И.И, Федонина С.М,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Батталовой Алины Ауфаровны на решение Приволжского районного суда города Казани от 15 декабря 2017 года, которым постановлено:
"административные исковые требования Батталовой Алины Ауфаровны к Волго-Вятскому главному управлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан об оспаривании решения об отказе в исключении сведений из централизованной базы данных оставить без удовлетворения".
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Батталовой А.А. - Ахметовой Г.З, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации - Берендяеву Е.В. и представителя Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного Управления Центрального банка Российской Федерации - Булякова Д.С, возражавших ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батталова А.А. обратилась в суд с административным иском к Волго-Вятскому главному управлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Национальный банк по Республике Татарстан) об оспаривании решения об отказе в исключении сведений из централизованной базы данных, как о лице, деловая репутация которого не соответствует требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее также - база данных).
В обоснование заявленных требований указано, что 9 июня 2017 года Батталова А.А, занимающая на момент отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации - общества с ограниченной ответственностью "Татарстанский аграрно-промышленный банк" (далее - ООО "Татагропромбанк") должность заместителя председателя правления банка, обратилась Национальный банк по Республике Татарстан с ходатайством об исключении из базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", информации о ней как о лице, деловая репутация которого не соответствует требованиям, установленным статья 11.1, 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Ходатайство мотивировано тем, что решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принято в связи с полной утратой ООО "Татагропромбанк" капитала - событием, обязывающем Банк России отозвать у кредитной организации лицензию.
Надзорный орган неоднократно применял в отношении банка меры воздействия, включая ограничения на привлечение вкладов населения. ООО "Татагропромбанк" проводило операции, направленные на финансирование кредитных организаций, входящих в неформальную банковскую группу, возглавляемую ПАО "Татфондбанк". Вследствие доформирования резервов по обязательствам ПАО "Татфондбанк" и ПАО "Интехбанк" в связи с отзывом у них лицензий на осуществление банковских операций капитал Банка приобрел отрицательное значение порядка 0,6 млрд рублей.
Кроме того, ООО "Татагропромбанк" не соблюдало требования законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при представлении информации в уполномоченный орган.
В обоснование своего ходатайства административный истец пояснила, что назначение ее на должность заместителя председателя правления банка было согласовано Национальным банком по Республике Татарстан. Функциональными обязанностями административного истца в качестве заместителя председателя правления банка являлись курирование деятельности управления продаж банковских продуктов и сопровождение операций юридических лиц и казначейства банка.
В административном исковом заявлении также указано, что в период с 9 августа 2016 года до дня отзыва лицензии - 5 апреля 2017 года - административный истец находилась в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, и не участвовала в работе коллегиальных органов банка, определяющих деятельность в части управления активами и пассивами.
Батталова А.А. считает, что она, занимая должность заместителя председателя правления банка, не совершала в указанный период действий, которые могли бы способствовать нанесению ущерба финансовому положению банка или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
По данному ходатайству Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства о признании деловой репутации административного истца соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", и об исключении сведений об административном истце из централизованной базы данных, о чем ей сообщено письмом от 6 июля 2017 года N Т-492-11-21/21134.
Батталова А.А. считает данное решение незаконным, так как отсутствуют документально подтвержденные сведения о фактах причастности административного истца к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций у банка, нанесению ущерба финансовому положению банка или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Включение административного истца в централизованную базу данных о лицах, деловая репутация которых не соответствует требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", является нарушением действующего законодательства и прав административного истца.
В судебное заседание административный истец не явилась, ее представитель заявленные требования поддержала.
Представители Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан с административным иском не согласились.
Представитель заинтересованного лица - Центрального банка Российской Федерации в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
С решением суда Батталова А.А. не согласилась, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене по мотиву его незаконности и необоснованности. Апеллянт считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. При этом приводятся те же обстоятельства и основания, что и в первоначальном административном исковом заявлении. Указывается, что судом было установлено отсутствие документально подтвержденных сведений о причастности Батталовой А.А. к действиям, которые нанесли финансовый ущерб банку и способствовали отзыву у него лицензии. Несмотря на это, суд пришел к выводу об обоснованности оспариваемого решения.
В судебном заседании представитель Батталовой А.А. заявленные требования поддержала.
Представители Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации и Национального банка по Республике Татарстан просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется по правилам, установленным главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Федеральный закон от 10 июля 2002 года N86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (банке России) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России") Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.
Для предотвращения указанных в настоящей статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц (часть 3 статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В силу части 4 статьи 11 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности") лицо, осуществляющее функции члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, и кандидат на указанную должность должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 1 части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, а также квалификационным требованиям, устанавливаемым в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что под несоответствием кандидата на должность руководителя кредитной организации, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя или главного бухгалтера филиала кредитной организации (включая небанковскую кредитную организацию, имеющую право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций), члена совета директоров (наблюдательного совета), лица, назначаемого на должность руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации или специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, требованиям к деловой репутации понимаются: осуществление кандидатом функций (независимо от срока, в течение которого кандидат их осуществлял) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера финансовой организации, руководителя или главного бухгалтера филиала финансовой организации, руководителя службы управления рисками, контролера (руководителя службы внутреннего контроля), внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, или члена совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов, при условии, что такое решение было принято Банком России в течение 10 лет, предшествовавших дню назначения (избрания) кандидата на должность или дню получения Банком России документов для государственной регистрации кредитной организации (за исключением случая, если кандидат представил в Банк России доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации).
В соответствии с Положением о порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", утвержденном Банком России 25 октября 2013 года N 408-П, в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций (банковских групп), стабильности банковской системы Российской Федерации ведется централизованная база данных о лицах, деловая репутация которых не соответствует требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", других работниках кредитной организации и иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России (далее - база данных) (пункт 5.1).
В частности, в базу данных (приложение 9 к настоящему Положению) вносятся сведения о руководителях кредитной организации (филиала), лицах, временно исполняющих должностные обязанности руководителя кредитной организации, и лицах, на которые возложены отдельные обязанности руководителей кредитной организации (филиала), предусматривающие право распоряжения денежными средствами, находящимися на открытых в Банке России счетах кредитной организации, занимавших должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации (в том числе занимавших одновременно должность руководителя, главного бухгалтера филиала этой же кредитной организации) в течение последних 12 месяцев до даты отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (абзац 4 подпункта 5.2.2 пункта 5.2).
Внесение в базу данных по основанию, предусмотренному абзацем четвертым подпункта 5.2.2 пункта 5.2 настоящего Положения, сведений о лицах, занимавших должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации (в том числе занимавших одновременно должность руководителя, главного бухгалтера филиала этой же кредитной организации), производится уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России или территориальным учреждением, осуществляющими надзор за деятельностью кредитной организации (абзац 2 пункта 5.4).
Исключение сведений, внесенных в базу данных, по основаниям, предусмотренным абзацами четвертым и седьмым подпункта 5.2.2 пункта 5.2 настоящего Положения, осуществляется в порядке, аналогичном установленному абзацами вторым и третьим пункта 5.4 настоящего Положения (абзац 7 пункта 5.8).
Если иное не установлено настоящим Положением, информация о лицах, указанных в пункте 5.1 настоящего Положения, внесенная в базу данных, предусмотренную настоящим Положением, содержится в ней в течение 5 лет с даты внесения сведений о лице в базу данных (пункт 5.8).
Основанием для исключения информации из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 5.8 настоящего Положения, является установление в дальнейшем (на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 5.1 настоящего Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации) непричастности лиц, внесенных в соответствующую базу данных, к нарушениям кредитной организацией требований федеральных законов и (или) нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных (абзац 2 пункта 5.9).
Из материалов административного дела следует, что 1 марта 2013 года на заседании внеочередного общего собрания участников ООО "Татагропромбанк" утверждена кандидатура Батталовой А.А. для назначения на должность заместителя председателя правления банка и членом правления Банка.
Кандидатура Батталовой А.А. была согласована с Национальным банком по Республике Татарстан на должность заместителя председателя правления и члена правления ООО "Татагропромбанк", что подтверждается письмом от 24 апреля 2013 года.
В соответствии с должностной инструкцией заместителя председателя правления ООО "Татагропромбанк", утвержденной 17 сентября 2015 года, в основные должностные обязанности заместителя входит: проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности, прогнозировать перспективы финансово-экономического развития банка, контролировать работу курируемых подразделений, контролировать поддержание текущей ликвидности банка, управление финансовыми ресурсами банка, и т.д.
Лицензия на осуществление банковской деятельности у ООО "Татагропромбанк" была отозвана на основании приказа Центрального банка Российской Федерации от 5 апреля 2017 года N ОД-872 с даты издания данного приказа.
Таким образом, административный истец занимала должность заместителя руководителя кредитной организации, указанную в статье 60 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и абзаце 4 пункта 5.2.2 вышеназванного Положения, в период, входящий в 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, в связи с чем была включена в базу данных как лицо, занимающее должность заместителя председателя правления, члена правления ООО "Татагропромбанк", не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций у данной кредитной организации.
Согласно письму Национального банка по Республике Татарстан от 6 апреля 2017 года в базу данных предложено внести сведения о Батталовой А.А. по основаниям, предусмотренным пунктом 5.2.2 вышеуказанного Положения.
В письме начальника Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 7 апреля 2017 года указано на то, что по итогам рассмотрения предложения, изложенного в письме Национального банка по Республике Татарстан от 6 апреля 2017 года, была утверждена кандидатура Батталовой А.А. для внесения сведений о ней в базу данных по приведенным основаниям.
26 мая 2017 года в адрес заместителя начальника Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации направлено письмо о внесении в базу данных сведений о Батталовой А.А.
Письмом от 30 мая 2017 года Волго-Вятское главное управление Центрального банка Российской Федерации сообщило об утверждении списка для внесения сведений в базу данных, в который вошла также Батталова А.А.
9 июня 2017 года административный истец обратилась в Национальный банк по Республике Татарстан с ходатайством об исключении из базы данных информации о ней как о лице, деловая репутация которой не соответствует установленным статье 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций у данной кредитной организации, приложив копию должностной инструкции, приказов о предоставлении отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Как следует из имеющихся в материалах дела приказов ООО "Татагропромбанк", Батталова А.А. находилась в отпуске по беременности и родам в период с 9 августа 2016 года по 10 января 2017 года, и в отпуске по уходу за ребенком - с 11 января 2017 года.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации 3 июля 2017 года принято решение о признании представленных Батталовой А.А. документов недостаточными для подтверждения непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций, назначению временной администрации по управлению ООО "Татагропромбанк" и признанию указанной кредитной организации несостоятельной (банкротом), в связи с чем отказано в удовлетворении ходатайства о признании деловой репутации Батталовой А.А. соответствующей требованиям, установленным статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", и об исключении сведений о ней из централизованной базы данных.
В письме от 4 июля 2017 года первым заместителем начальника Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Эберенц Е.Э. сообщено о принятом решении, а также рекомендовано для получения дополнительной информации по Батталовой А.А. в период ее деятельности с 5 апреля 2016 года по 9 августа 2016 года Национальному банку Республики Татарстан запросить у подразделений, осуществляющих функции надзора за деятельностью кредитных организаций, дополнительную информацию о причастности Батталовой А.А. к обстоятельствам отзыва лицензии на осуществление банковских операций у ООО "Татагропромбанк".
6 июля 2017 года письмом Национального банка по Республике Татарстан N Т492-11-21/21134 Батталовой А.А. было сообщено об отказе в удовлетворении ее ходатайства по мотивам недостаточности представленных доказательств для подтверждения непричастности ее к принятию решения или совершению действий (бездействия), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций, назначению временной администрации и признанию ООО "Татагропромбанка" несостоятельным (банкротом). При этом указано на возможность повторного рассмотрения вопроса при предоставлении доказательств и выяснении всех обстоятельств ее деятельности в качестве заместителя председателя правления и члена коллегиального органа банка.
3 августа 2017 года Национальным банком Республики Татарстан направлен запрос представителю конкурсного управляющего ООО "Татагропромбанк" Столбову В.А. с просьбой сообщить о наличии информации о причастности Батталовой А.А. к отзыву лицензии и введению временной администрации ООО "Татагропромбанк" для принятия решения о возможности исключения сведений о ней из базы данных о лицах, деловая репутация которых не соответствует требованиям, установленным статье 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
На данный запрос представлен ответ представителя конкурсного управляющего ООО "Татагропромбанк" Столбова В.А. от 11 августа 2017 года, согласно которому проверка обстоятельств банкротства ООО "Татагропромбанк" в настоящее время не завершена. До завершения проверки государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" не имеет возможности сделать вывод о причастности Батталовой А.А. к отзыву лицензии и введению временной администрации ООО "Татагропромбанк".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Батталова А.А. занимала на момент отзыва лицензии на осуществление банковской деятельность вышеуказанную должность, и сведения о ней, как о лице, деловая репутация которого не соответствует требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", либо деятельность которого способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
При этом суд указал, что сам по себе факт нахождения Батталовой А.А. в период с 9 августа 2016 год по 5 апреля 2017 года в отпуске по беременности и родам, а затем в отпуске по уходу за ребенком, не может служить основанием для исключения ее из вышеуказанной базы данных, так как в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, административный истец занимала должность заместителя председателя правления банка и фактически осуществляла свои должностные обязанности в период с 5 апреля 2016 года до 9 августа 2016 года.
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Суд не исследовал в полной мере материалы дела, не дал им оценку в решении, не аргументировал свою позицию указанием на имеющиеся в деле доказательства, не дал опровержение изложенным в административном исковом заявлении доводам, опираясь на относимые и допустимые доказательства, в связи с чем нарушены требования статей 62, 84, части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Это, в свою очередь, привело к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и повлекло постановление решения на основании ошибочных выводов.
В частности, судом не дана оценка представленному административным ответчиком протоколу заседания постоянно действующей комиссии от 21 июня 2017 года N ВН-11-14/15362 ДСП, на страницах 6 и 7 которого сделан вывод о том, что в ходе анализа, проведенного Национальным банком по Республике Татарстан, не было установлено сведений о причастности Батталовой А.А. к принятию решений, повлекших отзыв лицензии. Тем не менее, комиссией предложено написать заявителю письмо о предоставлении дополнительной информации по периоду деятельности до декретного отпуска, попадающего в 12 месяцев до отзыва лицензии, а также предложено запросить дополнительные сведения у конкурсного управляющего ООО "Татагропромбанк" о деятельности заявителя до выхода в отпуск по беременности и родам, то есть в период, попадающих в 12 месяцев, предшествующих отзыву лицензии (л.д. 73-74).
22 июня 2017 года и.о. управляющего Национальным банком по Республике Татарстан Шарифуллин М.Д. направил письмом в адрес начальника Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Павловой Л.В. документы для рассмотрения вопроса о досрочном исключении из базы данных сведений, в том числе о Батталовой А.А.
Как установлено судом, по результатам рассмотрения вышеуказанного обращения Волго-Вятским главным управлением Центрального банка Российской Федерации принято решение о признании представленных Батталовой А.А. документов недостаточными для подтверждения непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействия), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций, назначению временной администрации по управлению ООО "Татагропромбанк" и признанию указанной кредитной организации несостоятельной (банкротом), в связи с чем отказано в удовлетворении ходатайства о признании деловой репутации Батталовой А.А. соответствующей требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", и об исключении сведений о ней из централизованной базы данных.
В письме от 4 июля 2017 года первым заместителем начальника Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Эберенц Е.Э. сообщено о принятом решении, а также рекомендовано для получения дополнительной информации по Батталовой А.А. в период ее деятельности с 5 апреля 2016 года по 9 августа 2016 года Национальному банку Республики Татарстан запросить у подразделений, осуществляющих функции надзора за деятельностью кредитных организаций, дополнительную информацию о причастности Батталовой А.А. к обстоятельствам отзыва лицензии на осуществление банковских операций у ООО "Татагропромбанк".
Из материалов дела усматривается, что запрос конкурсному управляющему ООО "Татагропромбанк" Столбову В.А. был направлен только 3 августа 2017 года (л.д. 100), а ответ на данный запрос конкурсного управляющего Столбова В.А. от 11 августа 2017 года был получен Национальным банком по Республике Татарстан только 14 августа 2017 года (л.д. 102).
Из ответа конкурсного управляющего следует, что проверка обстоятельств банкротства ООО "Татагропромбанк" в настоящее время не завершена. До завершения проверки государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" не имеет возможности сделать вывод о причастности Батталовой А.А. к деятельности, повлекшей отзыв лицензии и введение временной администрации ООО "Татагропромбанк".
При таких обстоятельствах, учитывая, что компетентный орган, рассматривающий ходатайство Батталовой А.А, по результатам анализа ее работы в качестве заместителя председателя правления и члена коллегиального исполнительного органа ООО "Татагропромбанк", не пришел к однозначному и несомненному выводу о ее причастности к деятельности, повлекшей отзыв лицензии и введение временной администрации, отказ в удовлетворении ее ходатайства по мотивам недостаточности представленных доказательств для подтверждения непричастности ее к принятию решения или совершению действий нельзя считать обоснованным. Последующие проверки, как усматривается из имеющихся в деле документов, обстоятельства ее причастности к указанной деятельности также не подтвердили.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом, как первой, так и апелляционной инстанции, не представлено достоверных и относимых доказательств обоснованности такого отказа. Приведенные представителями административного ответчика доводы, связанные с осуществлением мероприятий в рамках процедуры банкротства с указанием на кредитные обязательства юридических и физических лиц перед ООО "Татагропромбанк", возникшие в период работы в занимаемой должности Баталовой А.А, не могут однозначно и последовательно свидетельствовать о ее причастности к деятельности, повлекшей отзыв лицензии у банка и введению временной администрации. Указанные выше результаты проверки в обоснование позиции административных ответчиков суду представлены не были.
Доводы представителя Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о том, что выводы, изложенные в протоколе заседания постоянно действующей комиссии от 21 июня 2017 года N ВН-11-14/15362 ДСП, не являются обязательными для Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, не могут быть расценены как обоснованные, поскольку не содержат мотивов и оснований отклонения таких выводов.
Также заслуживает внимания и довод административного истца о том, что она не может представить иные доказательства своей непричастности к отзыву лицензии у банка и введению временной администрации, поскольку не указано, какие конкретно нарушения кредитной организацией требований федеральных законов и (или) нормативных актов Банка России имели место в фактический период ее работы.
Предложение Батталовой А.А, касающееся предоставления для рассмотрения поставленного ею вопроса дополнительных доказательств, помимо приложенных к первоначальному ходатайству, носит характер общего указания, не содержит конкретизации содержания и наименования таких документов, источников их получения (с учетом отстранения Батталовой А.А. от работы в банке).
При изложенных обстоятельствах оспариваемый отказ является необоснованным и преждевременным, нарушающим права административного истца и не соответствующим в полной мере требованиям абзаца 2 пункта 5.9 вышеуказанного Положения.
Соответственно обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Ввиду наличия формальных оснований для удовлетворения заявленных требований, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании оспариваемого отказа административного ответчика от 9 июня 2017 года незаконным, что в свою очередь предопределяет обязанность административного ответчика рассмотреть ходатайство Батталовой А.А. повторно.
Также судебная коллегия обращает внимание на то, что в настоящее время принято и действует Указание Банка России от 26 декабря 2017 года N 4666-У "О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации", в то время как на период рассматриваемых правоотношений процедура обжалования таких решений не была регламентирована подобным образом.
Руководствуясь статьями 177, 309, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 15 декабря 2017 по данному административному делу отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, принятое в отношении Баталовой Алины Ауфаровны по ее ходатайству от 9 июня 2017 года и изложенное в письме Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 6 июля 2017 года N Т492-11-21/21134.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.