Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего - Матакаевой С.К,
судей - Сыч О.А, Лайпанова А.И,
при секретаре судебного заседания - Баден И.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Черкесского городского суда КЧР от 16 октября 2017 года по иску Акбаева Р.Р. к Управлению труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики и Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики об установлении факта нахождения на иждивении и установлении ежемесячной денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А, объяснения истца Акбаева Р.Р, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Акбаевой С.У, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Акбаев P.P. в лице своего представителя обратился в суд с иском к Управлению труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики и Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики об установлении факта его нахождения с 13 мая 2009 года по 01 июня 2016 года на иждивении своего отца - "ФИО"5; обязании ответчиков назначить ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда семье умершего инвалида и компенсацию за потерю кормильца в размере 41 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что с 13 мая 2009 года он является нетрудоспособным в связи с установлением ему инвалидности "данные изъяты" группы бессрочно и находился на иждивении своего отца "ФИО"5 - инвалида "данные изъяты" группы, участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. "дата" его отец умер. После смерти отца он обратился с заявлением о назначении ему ежемесячной компенсации в возмещение вреда семье умершего инвалида и компенсации за потерю кормильца с приложением всех необходимых документов, на что им получено письмо с разъяснением о необходимости обратиться в суд для установления факта нахождения на иждивении, а также указано, что в строке степень ограничения способности к трудовой деятельности записи о том, что он является нетрудоспособным не имеется, в связи с чем ему не может быть назначена компенсация, установленная пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244 - 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку указанные выплаты распространяются на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных лиц. Считает, что наличие инвалидности является доказательством его нетрудоспособности. На иждивении отца он находился свыше 1 года. Поскольку отец был тяжело болен и прикован к постели, он не мог нигде работать и вместе со своей матерью осуществлял за ним уход, находясь при этом у него на иждивении. Основными источниками дохода были для него его пенсия и выплаты в возмещение вреда здоровью. Его собственного дохода едва хватает на лекарства. Помощь умершего была основным и постоянным источником его существования, что подтверждается фактом совместного проживания, свидетельством о его рождении, справкой о размере его пенсии, справками о размере пенсии его отца и о размере сумм по возмещению вреда здоровью его отцу как инвалиду - чернобыльцу.
Определениями Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Акбаева С.У. и ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по КЧР".
Истец Акбаев P.P. и его представитель Айбазова Ш.З. в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики Борлаков А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. В документах, представленных истцом, не имеются сведения о его нетрудоспособности. Статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указывается, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида. Для инвалидов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Таким образом, действующим законодательством предусматривается трудоустройство для инвалидов II и III группы.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Акбаева С.У. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить. Пояснила, что истец приходится ей сыном. И она, и истец находились на иждивении ее супруга - участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, умершего "дата". Они оба обратились с заявлениями о назначении ежемесячных выплат по потере кормильца, на что получили письменный отказ. Она в судебном порядке установилафакт нахождения на иждивении супруга, после чего ей выплаты по потере кормильца назначены. Она понимает, что в случае назначения истцу компенсации за потерю кормильца, размер ее собственных выплат будет вдвое уменьшен, однако желает, чтобы право истца было восстановлено. Истец по причине нетрудоспособности не работал, дохода кроме пенсии по инвалидности не имел, находился на иждивении своего отца, осуществлял за ним уход.
Ответчик Управление труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики, и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по КЧР", надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, своих представителей в судебное заседание не направили. О причинах неявки представителей суду не сообщено, ходатайств об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в их отсутствие в суд не направлено.
С учетом мнения сторон, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 октября 2017 года исковые требования Акбаева Р.Р. удовлетворены частично. Суд постановил:установить факт нахождения Акбаева Р.Р. в период с 13 мая 2009 года по 01 июня 2016 года на иждивении Акбаева Р.Х, умершего 01 июня 2016 года; обязать Управление труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики назначить и выплачивать Акбаеву Р.Р. ежемесячную денежную компенсацию по потере кормильца с 25 июля 2016 года по 01 февраля 2017 года в размере 4 370 рублей 49 копеек, с 01 февраля 2017 года в размере 4 606 рублей 49 копеек бессрочно с последующей индексацией. В удовлетворении остальной части исковых требований Акбаева P.P. отказано.
На данное решение истцом подана апелляционная жалоба с просьбой изменить решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 октября 2017 года в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, обязав Управление труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда семье умершего инвалида и компенсации за потерю кормильца в размере 1/3 части от размера ежемесячной денежной компенсации, получаемой им, что составляет 41 253 рубля 72 копейки. В обоснование доводов жалобы указано, что суд правильно установив факт его нахождения на иждивении отца и признав его право на получение денежной компенсации, неправильно определилего размер. Так, на момент смерти его отца у него на иждивении находились два нетрудоспособных члена его семьи. При этом, его мать также является инвалидом "данные изъяты" группы и достигла пенсионного возраста. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, которая выплачивалась отцу при жизни составляла 123 761 рублей 15 копеек. В соответствии с действующим законодательством размер денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца, что в данном случае составляет 8 2507 рублей 43 копеек. Кроме того, при определении размера компенсации из расчета твердой суммы судом допущена арифметическая ошибка. Суд ошибочно не принял во внимание и не учел, что при определении размера компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, на момент назначения указанной выплаты Управление труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики исходило из расчета 1 иждивенца -Акбаевой С.У, и размер ее выплаты составлял половину от твердой денежной суммы, поскольку при наличии 1 иждивенца доля приходящегося на самого кормильца составила 1/2, а при наличии 2 иждивенцев - доля кормильца составляет 1/3, а доля всех нетрудоспособных лиц, находящихся на иждивении равно 2/3. При определении размера компенсации, приходящегося на каждого иждивенца, судом неправильно определен размер компенсации, приходящийся на всех иждивенцев. Размер компенсации, приходящийся на всех иждивенцев, исходя из твердой суммы, также определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции полностью поддержал требования своей жалобы, просил изменить решение суда и обязать ответчика назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда семье умершего инвалида и компенсации за потерю кормильца в размере 1/3 части от размера ежемесячной денежной компенсации, получаемой отцом Акбаевым Р.Х, что составляет 41 253 рубля 72 копейки.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Акбаева С.У. также полагала, что решение подлежит изменению по доводам истца.
Представители ответчиков Управления труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики и Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, извещенные надлежащим судебным извещением о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили и не просили о рассмотрении дела без их участия.
Судебная коллегия, учитывая, что все участвующие в деле лица были извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц на основании норм ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения истца, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Акбаев Р.Р. является сыном "ФИО"5 инвалида первой группы, участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, умершего "дата".
При жизни "ФИО"5, Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики - Управлением труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики производились выплаты ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244 - 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Размер компенсации на дату смерти составлял 123 761 рубль 15 копеек.
Истец Акбаев Р.Р. является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно, причина инвалидности - общее заболевание (справка МСЭ N... от 13 мая 2009 года). Впервые инвалидность по указанной причине ему установлена "дата".
Размер его пенсии по инвалидности в юридически значимый период времени (с 01 июня 2015 года по 01 июня 2016 года) составлял до 01 февраля 2016 года - 10 483 рубля 91 копейка, с 01 февраля 2016 года - 10 970 рублей 52 копейки. Иных доходов в указанный период он не имел.
Из представленной суду домовой книги жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" следует, что истец и его отец проживали совместно.
Из медицинских документов истца следует, что он страдает рядом заболеваний и ему требуется постоянное лечение, он проходит медицинские обследования, по назначению врачей покупает дорогостоящие лекарства. Разрешая заявленные истцом требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материальная помощь отца при его жизни являлась для истца постоянным и основным источником средств к существованию. Суд, признав за Акбаевым Р.Р. право на получение ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца, определилразмер ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца, в период с 25 июля 2016 года по 01 февраля 2017 года - 4 370 рублей 49 копеек; с 01 февраля 2017 года в размере 4 606 рублей 49 копеек бессрочно с последующей индексацией.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части того, что материальная помощь отца при его жизни являлась для истца постоянным и основным источником средств к существованию, в связи с чем истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца.
Между тем приходит к выводу о том, что размер компенсации Акбаеву Р.Р. судом определен не верно, по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 2 пункта 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1) в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом. В данном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат применению соответствующие положения статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (пункт п. 6.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разъяснено, что нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца являются инвалиды I, II или III группы.
Понятия "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи умершего кормильца" также содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 01 января 2015 года.
Согласно статье 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ).
Аналогичное определение понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи умершего кормильца" содержится в статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Таким образом, из приведенных выше нормативных положений, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, имеющими право на получение денежной компенсации в случае смерти кормильца, являются инвалиды I, II или III группы.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Акбаев Р.Р. является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно.
Ввиду того, что право на получение ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, в силу приведенного выше правового регулирования имеют члены семьи умершего кормильца, являющиеся на момент его смерти инвалидами I, II или III группы (нетрудоспособными) и находившиеся на его иждивении, а Акбаев Р.Р. на момент смерти его отца являлся инвалидом "данные изъяты" группы, не мог осуществлять трудовую деятельность и получал от "ФИО"5 помощь, которая была для него основным источником средств к существованию.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал вывод Управления труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики об отсутствии оснований для признания Акбаева Р.Р. нетрудоспособным и установления факта нахождения его на иждивении "ФИО"5 не основанным на требованиях закона, с чем также соглашается и судебная коллегия.
Таким образом, суд первой инстанции, установив факт нахождения Акбаева Р.Р. на иждивении "ФИО"5, который при жизни являлся инвалидом 2 группы и получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью по причине инвалидности вследствие заболевания, полученного при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признал за Акбаевым Р.Р. и право на получение ежемесячной денежной компенсации по потере кормильца в соответствии с п. 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244 - 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Довод жалобы о том, что Акбаев Р.Р, как нетрудоспособный член семьи, находившийся на иждивении гражданина, ставшего инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации, подлежащей расчету как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца, что составляет 82 507 рублей 43 копейки, судебная коллегия признает несостоятельным.
Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенной в действие со 02 марта 1996 года.
Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право граждан на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).
Пункт 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в названный Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка.
Статья 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 была дополнена частью второй следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".
В 2004 году была изменена редакция статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 01 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).
В новой редакции статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15 этой же статьи.
Из содержания пункта 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года только на ежемесячную компенсацию, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией пункта 25 части первой статьи 14 названного Закона, а с 01 января 2005 года на основании Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - редакцией пункта 15 статьи 14 указанного Закона, предусматривающего выплату компенсации в твердой денежной сумме.
Следовательно, размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой денежной суммы, предусмотренной в настоящее время пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, то есть из заработка, а сам Акбаев Р.Р. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлся, впервые обратился за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, то есть из твердой денежной суммы в зависимости от группы инвалидности умершего кормильца.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что довод жалобы о том, что судом первой инстанции при определении размера из расчета твердой суммы была допущена арифметическая ошибка, заслуживает внимания.
Таким образом, при определении размера компенсации по потере кормильца Акбаеву Р.Р. из расчета твердой суммы с учетом того, что с 25 июля 2016 года по заявлению Акбаевой С.У. (матери истца) уже назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация по потере кормильца в размере 8 741 рубль с 01 февраля 2017 года и с учетом индексации, сумма составила 9 212 рублей 97 копеек, то истцу подлежит назначению и выплате ежемесячная денежная компенсация с 25 июля 2016 года по 01 февраля 2017 года в размере 5 827 рублей 33 копейки (17 482 : 3 = 5 827 рублей 33 копейки), с 01 февраля 2017 года в размере 6 141 рубль 98 копеек (18 425 рублей 94 копейки : 3 = 6 141 рубль 98 копеек) бессрочно с последующей индексацией.
При таких обстоятельствах, абзац 3 резолютивной части решения Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 октября 2017 года подлежит изменению, и изложению в следующей редакции, обязать Управление труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики назначить и выплачивать Акбаеву Р.Р. ежемесячную денежную компенсацию по потере кормильца с 25 июля 2016 года по 01 февраля 2017 года в размере 6 141 рубль 98 копеек бессрочно с последующей индексацией.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Абзац 3 резолютивной части решения Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 16 октября 2017 года изменить, изложив в следующей редакции.
Обязать Управление труда и социального развития администрации Карачаевского городского округа Карачаево-Черкесской Республики назначить и выплачивать Акбаеву Р.Р. ежемесячную денежную компенсацию по потере кормильца с 25 июля 2016 года по 01 февраля 2017 года в размере 6 141 рубль 98 копеек бессрочно с последующей индексацией.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.