Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Расторгуевой Н.С.
судей Михалиной С.Е, Кирсановой В.А.
при секретаре Пугачевой Т.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалиной С.Е.
дело по апелляционной жалобе истца Заикина В.Н. на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 13 декабря 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Заикина В.Н. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Заикин В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения N 194/1/46293 от 28 декабря 2015 года об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, обязании восстановить в очереди на учете нуждающихся в жилых помещениях и в праве на получение жилого помещения на состав семьи 2 человека. В обоснование иска Заикин В.Н. указал, что о постановке его семьи на жилищный учет, а также об обстоятельствах, послуживших основанием для постановки на такой учет, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ стало известно еще 08.09.2011 г, таким образом, ответчиком пропущен трехлетний срок исковой давности для отмены решения жилищной комиссии от 10.06.2009 г. о признании семьи нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ согласно приказу Министра обороны РФ от 18.11.2010 г. N 1550 осуществляет функции по снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих, тогда как он (истец) уволен с военной службы с зачислением в запас на основании приказа Министерства обороны РФ N 110 от 20.02.2015 г, то есть не является военнослужащим, вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.
И стец Заикин В.Н. и его представитель Корнилова М.Н. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца Заикина В.Н. по доверенности Корнилова М.Н.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца Заикина В.Н. по доверенности Корниловой М.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами и материалами дела, требованиями действующего законодательства и отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п.2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведённым требованиям постановленное по делу решение соответствует.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, анализ которых изложен в решении суда.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 3 вышеуказанной статьи военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Ч. 10 ст. 15 указанного Закона военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Как следует из материалов дела, полковник Заикин В.Н. на основании приказа Министра обороны РФ от 20.02.2015 г. N 110 уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона).
На основании решения жилищной комиссии Военной академии ГШ ВС РФ от 27.05.2009 г, утверждённого распоряжением начальника Управления по реализации жилищных программ Министерства обороны РФ от 10.06.2009 г. N 155/8/41, Заикин В.Н. с семьей из 2 человек (он, супруга Василькова О.Ю.) принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.
На основании решения жилищной комиссии от 10.09.2009 года N 12 по договору найма служебного жилого помещения N 39 от 28.02.2011 год в связи с прохождением военной службы Военной академией Генерального штаба ВС РФ полковнику Заикину В.Н. была предоставлена отдельная *** квартира общей площадью *** кв.м, расположенная по адресу: ***.
5 августа 2014 года Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ предварительно распределил семье Заикина В.Н. жилое помещение по адресу: ***.
При проверке Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ документов, представленных Заикиным В.Н. для подтверждения права на предоставление распределенного жилого помещения, установлено, что в период прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ Заикину В.Н. по линии Министерства обороны РФ на состав семьи *** человека была предоставлена благоустроенная квартира общей площадью *** кв.м, расположенная по адресу: ***. В 1995 году указанная квартира была приватизирована Заикиным В.Н. и членами его семьи в равных долях и в последующем Заикиным В.Н. прекращено право собственности на принадлежавшую ему долю. В настоящий момент в собственности Заикина В.Н. находится комната жилой площадью *** кв.м в *** квартире, расположенной по адресу: г. ***.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 28.12.2015г. N 194/1/46293 Заикину В.Н. отказано в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания по адресу: ***; Заикин В.Н. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Заикина В.Н, суд первой инстанции исходил из того, что в период военной службы Заикин В.Н. и его семья были обеспечены жилым помещением по адресу: ***, то есть Заикиным В.Н. было реализовано право на обеспечение жилым помещением на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", которое может быть использовано, согласно указанным выше положениям закона, однократно. Отчуждение по своему выбору военнослужащим полученной им жилой площади, не возлагает на государство обязанность по повторному его обеспечению жилой площадью по линии Министерства обороны РФ.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым приведена судом и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе представитель истца оспаривает решение и ссылается на то, что указанное судебное постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Между тем судебная коллегия не находит оснований, установленных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Выражая свое несогласие с решением суда, истец ссылается на то, что ответчик лишил его права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в предоставлении жилья по нормам, гарантированным гражданам РФ Жилищным Кодексом Российской Федерации, полагает, что в связи с тем, что его право нарушено после увольнения в запас, то к правоотношениям между ним и ответчиком должен быть применен не закон "О статусе военнослужащих", а Жилищный кодекс РФ.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 п. 27 Постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
С учетом изложенного, вывод суда об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ незаконным является правильным. При этом Заикин В.Н. не лишен права обратиться в компетентные органы для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Ссылка в апелляционной жалобе на пропуск ответчиком срока исковой давности при принятии решения о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, основана на неправильном применении норм материального права.
Исковой давностью в силу ст. 195 ГК РФ признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 2 ст. 196 ГПК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Исходя из вышеприведенных положений следует, что срок исковой давности применяется судом в случае обращения лица за защитой нарушенного права или законного интереса. В данном же случае иск заявлен самим Заикиным В.Н. В связи с чем оснований для применения норм права, регулирующих исковую давность, в указанном споре не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований к отмене обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 13 декабря 2016 г. года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Заикина В.Н.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.