Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Грицких Е.А,
судей Карпушкиной Е.И, Бузуновой Г.Н,
при секретаре Ценько А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Карпушкиной Е.И по апелляционной жалобе ЗАО "Лагуна-ГРИН" на решение Бутырского районного суда города Москвы от 15 ноября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к ЗАО "Лагуна-ГРИН" о защите прав потребителей - удовлетворить частично.
Взыскать с ЗАО "Лагуна-ГРИН" в пользу фио сумму неустойки в размере 1.459.401 рубль 55 копеек, сумму штрафа в размере 50.000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2.000 рублей.
Взыскать с ЗАО "Лагуна-ГРИН" в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 15.497 рублей.
УСТАНОВИЛА:
Истец Бутвинова А.С. обратилась в суд с иском к ответчику ЗАО "Лагуна-ГРИН" о защите прав потребителей, мотивируя свои требования тем, что 14 августа 2012 между Бутвиновой А.С. и ЗАО "Лагуна-ГРИН" был заключен договор участия в долевом строительстве N 112ДДУ-5/1/7/3/33/2. В соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве застройщик обязался построить многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать истцу, как участнику долевого строительства, объект долевого строительства квартиру N33, многоквартирного дома по адресу: адрес, 26км. автомагистрали "Балтия", восточнее адрес. Истец исполнил обязательства по договору в полном объеме, оплатив цену 4.876.864 рубля. Согласно п. 3.3. договора участия в долевом строительстве, застройщик обязуется в срок до 28.02.2014 года передать по передаточному акту объект долевого строительства истцу как участнику долевого строительства. При этом в указанные сроки объект долевого строительства истцу не передан. 16.08.2017 года истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием о выплате неустойки в связи с нарушением сроков передачи объекта долевого строительства, вместе с тем до настоящего времени данное требование ответчиком не выполнено.
С учетом уточненного расчета неустойки, просил суд взыскать с ответчика в пользу истца сумму нестойки за нарушение предусмотренного договором передачи объекта долевого строительства за период с 28.02.2014 г. по 01.07.2016 г. в размере 2.918.803 рубля 10 копеек, компенсацию морального вреда в размере 150.000 рублей, сумм штрафа в размере 50 % от присужденной судом суммы и расходы на оплату услуг представителя в размере 50.000 рублей.
Истец Бутвинова А.С. в суд не явилась, ее представитель Мамонтов В.В. настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика ЗАО "Лагуна-ГРИН" в суд не явился, о дате времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, представил возражение на исковое заявление, в котором просил суд применить ст. 333 и снизить сумму неустойки.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое ЗАО "Лагуна-ГРИН" просит изменить, вынести новое решение о снижении размера неустойки.
В апелляционной жалобе ссылается на допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе.
Судом апелляционной инстанции приняты меры к надлежащему извещению лиц, участвующих по делу о времени и месте рассмотрения дела, однако представитель ЗАО "Лагуна-ГРИН" в заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки коллегию не уведомил, в связи с чем коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ответчика.
В судебную коллегию представитель Бутвиновой А.С. Мамонтов В.В. явился, считал доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению. Полагал, что решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав Мамонтова В.В, согласившегося с решением суда, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, не исполнившая своих обязательств или не надлежаще исполнившая свои обязательства, обязана уплатить другой стороне предусмотренные настоящим Федеральным законом и указанным договором неустойки (штрафы, пени) и возместить в полном объеме причиненные убытки сверх неустойки.
Исполнение обязательств застройщика согласно п. 2 ч. 2 ст. 12.1 названного Федерального закона должно обеспечиваться по всем договорам, заключенным для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости на основании одного разрешения на строительство, одним из следующих способов, включая уплату участнику долевого строительства денежных средств, причитающихся ему в возмещение убытков и (или) в качестве неустойки (штрафа, пеней) вследствие неисполнения, просрочки исполнения или иного ненадлежащего исполнения обязательства по передаче участнику долевого строительства объекта долевого строительства, и иных причитающихся ему в соответствии с договором и (или) федеральными законами денежных средств.
Частью 1 статьи 4 того же Федерального закона установлено, что по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.
В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере (ч. 2)
Поскольку вышеназванный Федеральный закон (ст. 4), а также условия договора прямо связывают срок завершения строительства со сроком получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и, соответственно, со сроком передачи построенного объекта участнику долевого строительства, суд пришел к правильному выводу о том, что объект, в отношении которого сторонами не было заключено изменения к договору в части срока передачи строительства истцам, должен быть передан ответчиком по акту приема - передачи в срок до " 28" февраля 2014 года (п. 3.3. договора долевого участия).
Как установлено письменными материалам дела, 14 августа 2012 между Бутвиновой А.С. и ЗАО "Лагуна-Грин" был заключен договор участия в долевом строительстве N 112ДДУ-5/1/7/3/33/2. Принятые ответчиком на себя обязательства по договору участия в долевом строительстве не были выполнены.
Из письменных материалов дела следует, что жилой дом введен в эксплуатацию согласно разрешению, на ввод объекта в эксплуатацию NRU50505301-200, выданного
Заместителем главы администрации адрес 26.12.2014 года.
Как следует из пояснений представителя ответчика, многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию 26.12.2014 года, а письмом от 19.08.2015 года застройщик уведомил истца о готовности передать квартиру. 01.07.2016 года ЗАО "Лагуна-Грин" был составлен односторонний передаточный акт, который впоследствии направлен истцу.
В соответствии с п.1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В связи с установленным судом нарушением ответчиком срока исполнения обязательств, связанных с передачей истцу как участнику долевого строительства объекта долевого строительства в виде квартиры, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию неустойка в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ.
01 июля 2016 года ответчиком ЗАО "Лагуна-Грин" в одностороннем порядке был составлен передаточный акт жилого помещения.
Как усматривается из расчета размер неустойки с 28.02.2014 года по 01.07.2016 года (дата передаточного акта) составляет 2.918.803 рубля 10 копеек.
В соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе периода просрочки, степени вины ответчика в нарушении установленного договорами срока, соразмерности последствиям нарушения обязательства, и при наличии соответствующего ходатайства с ответчика в соответствии со ст. 333 ГК РФ пришел к правильному выводу, что в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 1.459.401 рубль 55 копеек, что соответствует однократной ставке рефинансирования ЦБ РФ от суммы договора.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Так, учитывая количество дней просрочки передачи объекта долевого строительства, наличие ходатайства представителя ответчика о снижении суммы штрафа, с учетом положений ст. 333 ГК РФ, суд взыскал с ответчика сумму штрафа в размере 50.000 рублей.
Оценивая в соответствие со ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" характер и объем причиненных истцу Бутвиновой А.С. нравственных страданий вследствие нарушения ответчиком обязательств по несвоевременному исполнению договора долевого участия, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца Бутвиновой А.С. сумму в размере 2.000 рублей, в счет компенсации морального вреда.
С учетом требований разумности и справедливости, характера рассмотренного дела и объема оказанных услуг, в порядке ст.100 ГПК РФ суд взыскал с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя за оказание юридической помощи в размере 20.000 рублей.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, основаны на оценке представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется
Доводы апелляционной жалобы ЗАО "Лагуна-ГРИН" о том, что что суд взыскал несоразмерную неустойку, судебная коллегия находит несостоятельными, так как гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 декабря 2000 года N 263-О разъяснил, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств направлена против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть по существу - на реализацию требования ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Именно поэтому в п. 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что исключает для истцов возможность неосновательного обогащения за счет ответчика путем взыскания неустойки в завышенном размере.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 апреля 2004 года N 154-О, положение абз. 1 п. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", устанавливающее размер неустойки за каждый день просрочки, применяется в системной взаимосвязи с п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая закрепляет право суда уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 июня 2009 года N 11-П, - в силу ч. 3 ст. 17 ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об уменьшении неустойки (ст. 333) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, работ, услуг; сумма договора и т.п.).
При таком положении, учитывая, что размер неустойки, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, снижен уже судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательств, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению постановленного судом решения, размер штрафа также определен судом правильно с учетом ст.333 ГК РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, т.к. принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бутырского районного суда города Москвы от 15 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Лагуна-ГРИН" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.