Московский городской суд в составе судьи Колосовой С.И., при секретаре Анай-оол В.В., с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-763/2017 по административному исковому заявлению акционерного общества "МОЗ ВНИИМЕТМАШ" о признании не действующими с 1 января 2017 года пунктов 11912, 11913, 11826, 11827, 11828, 11829, 11830, 11831, 11832, 11833, 11834, 11835, 11841, 11842, 11843, 11844 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП",
установил:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" Приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2017 года (далее - перечень на 2017год). Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2016 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, том 3, том 4.
В названный Перечень, действующий с 1 января 2017 года, под пунктами 11912, 11913, 11826, 11827, 11828, 11829, 11830, 11831, 11832, 11833, 11834, 11835,11841, 11842, 11843, 11844 включены следующие здания: с кадастровым номером 77:04:0002006:16015, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 24; с кадастровым номером 77:04:0002006:16016, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 25; с кадастровым номером 77:04:0002006:1323, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр.22; с кадастровым номером 77:04:0002006:1324, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 36; с кадастровым номером 77:04:0002006:1325, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр.37; с кадастровым номером 77:04:0002006:1326, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 38; с кадастровым номером 77:04:0002006:1327, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 41; с кадастровым номером 77:04:0002006:1328, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 19; с кадастровым номером 77:04:0002006:1329, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 28; с кадастровым номером 77:04:0002006:1333, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 34; с кадастровым номером 77:04:0002006:1332, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 33; с кадастровым номером 77:04:0002006:1369, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 30; с кадастровым номером 77:04:0002006:1370, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 32; с кадастровым номером 77:04:0002006:1371, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 31; с кадастровым номером 77:04:0002006:1334, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр.35; с кадастровым номером 77:04:0002006:1358, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр.20.
Акционерное общество "МОЗ ВНИИМЕТМАШ" ( далее - АО "МОЗ ВНИИМЕТМАШ"), являясь собственником названных зданий, обратилось в суд с уточненным административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими с 01 января 2017 г. пункты 11912, 11913, 11826, 11827, 11828, 11829, 11830, 11831, 11832, 11833, 11834, 11835,11841, 11842, 11843, 11844 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
В обоснование своих требований административный истец указывает на то, что названные здания не обладают признаками объекта налогообложения, определёнными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение зданий в Перечень противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы АО "МОЗ ВНИИМЕТМАШ" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца АО "МОЗ ВНИИМЕТМАШ" по доверенности Овчинников И.Н. в судебном заседании административные исковые требования просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Федотов П.С, одновременно на основании доверености представляющий интересы заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы, требования административного истца не признал, указав на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов АО "МОЗ ВНИИМЕТМАШ".
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования и (или) предназначения здания (помещений).
В ходе судебного разбирательства установлено, что АО "МОЗ ВНИИМЕТМАШ" является собственником следующих зданий: с кадастровым номером 77:04:0002006:16015, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 24; с кадастровым номером 77:04:0002006:16016, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 25; с кадастровым номером 77:04:0002006:1323, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр.22; с кадастровым номером 77:04:0002006:1324, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 36; с кадастровым номером 77:04:0002006:1325, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр.37; с кадастровым номером 77:04:0002006:1326, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 38; с кадастровым номером 77:04:0002006:1327, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 41; с кадастровым номером 77:04:0002006:1328, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 19; с кадастровым номером 77:04:0002006:1329, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 28; с кадастровым номером 77:04:0002006:1333, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 34; с кадастровым номером 77:04:0002006:1332, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 33; с кадастровым номером 77:04:0002006:1369, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 30; с кадастровым номером 77:04:0002006:1370, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 32; с кадастровым номером 77:04:0002006:1371, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр. 31; с кадастровым номером 77:04:0002006:1334, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр.35; с кадастровым номером 77:04:0002006:1358, расположенное по адресу: Рязанский проспект, д. 8А, стр.20.
Здания с кадастровыми номерами 77:04:0002006:16015, 77:04:0002006:16016, 77:04:0002006:1323, 77:04:0002006:1324, 77:04:0002006:1325, 77:04:0002006:1326, 77:04:0002006:1327, 77:04:0002006:1328, 77:04:0002006:1329, 77:04:0002006:1333, 77:04:0002006:1332, 77:04:0002006:1369, 77:04:0002006:1370, 77:04:0002006:1371, 77:04:0002006:1334 как на момент утверждения Перечня на 2017 год, так и на момент начало налогового периода (на 1 января 2017 года) располагались на земельном участке с кадастровыми номерами 77:04:0002006:166 и с установленным видом разрешённого использования земельного участка (далее ВРИ), включающего "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7))".
Данные обстоятельства подтверждаются распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 19015 от 20 октября 2015 года об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002006:166.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002006:166 был изменен 12 января 2017 года распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 290 на "производственная деятельность 6.0. (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)".
Таким образом, как по состоянию на 29 ноября 2016 года, так и на начало налогового периода 2017 гада изменения в части вида разрешенного использования в сведения кадастра недвижимости о земельных участках не вносились.
Из представленных документов и возражений ответчика следует, что спорные здания включены в Перечень на 2017 год в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на которых они расположены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N437 является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое своим приказом N 39 от 15 февраля 2007 года во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316), утвердило Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), в которых, среди прочего, были определены следующие виды разрешенного использования земельных участков:
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7).
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
В силу пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Градостроительные регламенты, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 85 Земельного Кодекса РФ и статьи 30 Градостроительного кодекса РФ определяются правилами землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, то есть после принятия обжалуемого Постановления N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП, равно как и после начала налогового периода 2017 год, в связи с чем не могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", до введения в действие Правил землепользования и застройки в городе Москве установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Анализ приведенных законоположений показывает, что в городе Москве изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти города. Таким органом, согласно пунктам 4.2.3, 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, является Департамент городского имущества города Москвы.
Таким образом, вид разрешенного использования указанного земельного участка установлен Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии с приведенными положениями закона.
При этом пунктом 1 Приказа Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" определено, что государственный кадастр недвижимости (ГКН) состоит из содержащих такие сведения разделов: реестра объектов недвижимости; кадастровых дел; кадастровых карт.
Согласно абзацу 2 пункта 70 названного Приказа сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр объектов недвижимости в соответствии с зонированием территории, в том числе на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Таким образом, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы является актом об установлении вида разрешенного использования земельного участка, принятым уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Именно указанный документ является основанием для включения сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002006:166 в Единый государственный реестр недвижимости. Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N 19015 от 20 октября 2015 года, которым установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002006:166, незаконным не признано.
Постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" утвержден Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия Правил землепользования и застройки.
Пунктом 3.2 названного постановления от 28 апреля 2009 года N 363-ПП предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной вышеназванным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка. Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (пункт 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Из сравнительного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Методических указаний следует, что виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют п. 1.2.7 вида разрешенного использования.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 77:04:0002006:166 отвечает требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", поскольку имеет вид разрешенного использования, предусматривающий размещение на нем офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7).
Следовательно, оспариваемые пункты 11912, 11913, 11826, 11827, 11828, 11829, 11830, 11831, 11832, 11833, 11834, 11835, 11842, 11843, 11844 приложения 1 Перечня на 2017 год соответствуют критериям, установленным пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций", оснований для признания их недействующими не имеется.
Доводы представителя истца о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду того, что с принятием распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12 января 2017 года основания для включения объектов в Перечень на 2017 год отпали, не обоснованы, поскольку объекты правомерно включены в данный перечень, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Здание с кадастровым номером 77:04:0002006:1358 по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, д. 8А, стр.20 как на момент утверждения Перечня на 2017 год, так и на момент начало налогового периода (на 1 января 2017 года) располагалось на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0002006:17095 и с установленным видом разрешённого использования земельного участка: производственная деятельность (6.0), (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9). Земельный участок поставлен на кадастровый учет 11 ноября 2016 года.
Здание с кадастровым номером 77:04:0002006:1358, площадью 2793,9 кв.м включено в пункт 11841 Перечня на 2017 год на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку более 20 процентов его общей площади используется для размещения офисов.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 г.) вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации ( пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее также Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы на основании поручения проведены мероприятия по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений, по результатам которых составлен акт обследования фактического использования здания от 14 июля 2015 года N9045901/1, согласно которому 21,45 процентов площади здания с кадастровым номером 77:04:0002006:1358, расположенного по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, д.8А, стр.20, используется для размещения офисов.
Согласно подпункту 4 пункта 1.4 Порядка в редакции, действовавшей на момент проведения Госинспекцией проверочных мероприятий, понятием "офис" обозначается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в которых оборудованы стационарные рабочие места, используемые для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованные оргтехникой и средствами связи, не используемые непосредственно для производства товаров.
С 17 мая 2016 года подпункт 4 пункта 1.4 Порядка действует в редакции постановления Правительства Москвы от 17 мая 2016 года N253-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 14 мая 2017 года N257-ПП".
Согласно новой редакции подпункта 4 пункта 1.4 Порядка "офис" - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
К акту обследования от 14 июля 2015 года N9045901/1 приложены поэтажный план и экспликация помещений здания, фототаблица с изображением помещений, используемых под офисы. В соответствии с технической документацией 599,3 кв.м общей площади здания, что составляет более 20 процентов, используется под офисы.
Данные обстоятельства подтверждаются договором аренды N2481/13а от 10 ноября 2013 года (в редакции дополнительных соглашений от 9 апреля 2015 года, от 1 августа 2015 года, от 30 сентября 2015 года), заключенным с ООО "БиэСПост", по условиям которого помещения площадью 515,7 кв.м переданы арендатору для организации офиса и размещения склада.
В соответствии с договором субаренды N1216/21А от 1 декабря 2016 года, заключенным с ООО "Твой мир", помещения подвала площадью 32,8 кв.м и помещения 1 этажа площадью 122,7 кв.м переданы субарендатору для использования в качестве офиса и склада.
Таким образом условия названных договоров не содержат конкретных данных о размере арендуемых площадей непосредственно под офисы или под склады. В этой связи доводы представителей административного истца о том, что большая часть сданных в аренду помещений фактически использовалась под склады, объективно ничем не подтверждены, более того, опровергаются актом обследования фактического использования здания от 14 июля 2015 года N9045901/1.
Суд принимает также во внимание, что административный истец не воспользовался своим правом, предусмотренным пунктом 3.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, на инициирование повторного проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания.
На основании изложенного судом установлено, что включение здания по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, дом 18А, стр.20, в пункт 11841 Перечня на 2017 год, в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку здание имеет площадь более 1 000 кв. метров и помещения в нем фактически используются под размещение офисов.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы постановление в оспариваемой части, не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "МОЗ ВНИИМЕТМАШ" о признании не действующими с января 2017 года пунктов 11912, 11913, 11826, 11827, 11828, 11829, 11830, 11831, 11832, 11833, 11834, 11835, 11841, 11842, 11843, 11844 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.