Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А,
при секретаре Агафоновой Д.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЗАО "Яуза Риэлти" об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и помещений равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Яуза Риэлти" обратилось с административным иском в Московский городской суд, в котором просило установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость равной рыночной стоимости следующих нежилых зданий (помещений):
с кадастровым номером 77:01:0003003:1050, площадью 19 511,5 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере 1 599 240 000 руб, на основании отчета N РН-12/1-17 от 01.09.2017г, подготовленного ООО "Экспертный центр "АГОРА";
с кадастровым номером 77:01:0003003:1051, площадью 10693,4 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере 848 364 000 руб, на основании отчета N РН-12/2-17 от 01.09.2017г, подготовленного ООО "Экспертный центр "АГОРА";
с кадастровым номером 77:01:0003003:1052, площадью 6210,3 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере 517 831 000 руб, на основании отчета N РН-12/3-17 от 01.09.2017г, подготовленного ООО "Экспертный центр "АГОРА";
с кадастровым номером 77:01:0003003:1055, площадью 4 812,4 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере 351 938 000 руб, на основании отчета N РН-12/4-17 от 01.09.2017г, подготовленного ООО "Экспертный центр "АГОРА";
с кадастровым номером 77:01:0003003:1056, площадью 2141,6 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере 192 754 000 руб, на основании отчета N РН-12/5-17 от 01.09.2017г, подготовленного ООО "Экспертный центр "АГОРА";
с кадастровым номером 77:01:0003003:2529, площадью 12198,9 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере 936 746 000 руб, на основании отчета N РН-12/6-17, подготовленного ООО "Экспертный центр "АГОРА";
с кадастровым номером 77:01:0003003:2530, площадью 907,1 кв.м, расположенного по адресу*** в размере 75 436 000 руб, на основании отчета N РН-12/7-17, подготовленного ООО "Экспертный центр "АГОРА";
с кадастровым номером 77:01:0003003:1058, площадью 2110,7 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере 185 276 000 руб, на основании отчета N РН-12/8-17, подготовленного ООО "Экспертный центр "АГОРА";
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что является собственником указанных выше нежилых зданий и помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки, установленная на основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года", значительно превышает их рыночную стоимость.
Несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца Поник А.В. в судебном заседании заявленные требования о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и помещений уточнила. Просила установить кадастровую стоимость объектов в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы по состоянию на 01 января 2016 года.
Представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ЗАО "Яуза Риэлти" является собственником нежилых зданий и помещений:
с кадастровым номером 77:01:0003003:1050, площадью 19 511,5 кв.м, расположенного по адресу: ***,
с кадастровым номером 77:01:0003003:1051, площадью 10693,4 кв.м, расположенного по адресу: ***,
с кадастровым номером 77:01:0003003:1052, площадью 6210,3 кв.м, расположенного по адресу: ***
с кадастровым номером 77:01:0003003:1055, площадью 4 812,4 кв.м, расположенного по адресу: ***,
с кадастровым номером 77:01:0003003:1056, площадью 2141,6 кв.м, расположенного по адресу: ***,
с кадастровым номером 77:01:0003003:2529, площадью 12198,9 кв.м, расположенного по адресу: ***,
с кадастровым номером 77:01:0003003:2530, площадью 907,1 кв.м, расположенного по адресу: ***,
с кадастровым номером 77:01:0003003:1058, площадью 2110,7 кв.м, расположенного по адресу: ***, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права.
На основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость нежилых зданий и помещений: с кадастровым номером 77:01:0003003:1050 - в размере 2 084 674 218,64 руб, с кадастровым номером 77:01:0003003:1051 - в размере 1 596 088 115,41 руб, с кадастровым номером 77:01:0003003:1052 - в размере 1 100 657 058,27 руб, с кадастровым номером 77:01:0003003:1055 - в размере 741 837 475,50 руб, с кадастровым номером 77:01:0003003:1056 - в размере 405 283 472,70 руб, с кадастровым номером 77:01:0003003:2529 - 1 806 470 080,86 руб, с кадастровым номером 77:01:0003003:2530 - в размере 152 872 773,82 руб, с кадастровым номером 77:01:0003003:1058 - в размере 380 023 556,55 руб, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости; названное постановление применяется с 1 января 2017 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимости влияют на права и обязанности общества как плательщика налога.
При таких данных суд находит, что обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с положениями статьи 24. 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, которой закреплено право оспаривания результатов определения кадастровой стоимости за лицами, чьи права и обязанности затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости.
При этом суд учитывает, что указанной нормой возможность оспаривания кадастровой стоимости не поставлена в зависимость от вида объекта недвижимого имущества, наличия либо отсутствия в законодательстве о таких объектах нормы, напрямую закрепляющей в случаях определения рыночной стоимости объекта возможность установления его кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
Законодательный запрет на возможность определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости в отношении объектов капитального строительства, посредством указания их рыночной стоимости, отсутствует.
Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
По убеждению суда, подлежат отклонению доводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о законности государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об их утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и помещений и 21 сентября 2017 года обратился с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 05 октября 2017 года административному истцу было отказано в удовлетворении заявлений о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости, в связи с чем последний обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ЗАО "Яуза Риэлти" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установлении их кадастровой стоимости в размере, равном их рыночной стоимости, были представлены отчеты N N РН-12/1-17, N РН-12/2-17, N РН-12/3-17, N РН-12/4-17, N РН-12/5-17, N РН-12/6-17, N РН-12/7-17, N РН-12/8-17 от 01.09.2017г, составленные ООО "Экспертный центр "АГОРА", об оценке рыночной стоимости нежилых зданий и помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003003:1050, 77:01:0003003:1051, 77:01:0003003:1052, 77:01:0003003:1055, 77:01:0003003:1056, 77:01:0003003:2529, 77:01:0003003:2530, 77:01:0003003:1058.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 31 января 2018 года по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты, подготовленные ООО "Экспертный центр "АГОРА", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Эксперты пришли к выводу о
р ыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года: нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1050 в размере 1 617 272 000 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1051 - 911 335 000 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1052 - 548 121 000 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1055 - 404 243 000 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1056 - 199 639 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003003:2529 - 963 729 000 руб, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003003:2530 - 78 444 000 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1058 - 190 294 000 руб.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости спорных нежилых зданий и помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "Экспертный центр "АГОРА", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперты, проводившие судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответили на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировали свои выводы. Мотивы, по которым представленные административным истцом отчеты об оценке признаны не соответствующими требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, подробно приведены экспертами в заключении.
Лица, участвующие в деле, выводы экспертов относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий и помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Экспертный центр "АГОРА", а по результатам судебной экспертизы.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд находит, что выводы экспертов объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.
Экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение экспертов относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий сделано на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки; суд считает, что приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости города Москвы на дату оценки по спорному сегменту и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, о местоположении объектов, их количественных и качественных характеристиках; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; в заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объектов оценки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости; итоговый результат получен при согласовании результатов применения подходов и проверен применительно к диапазону рыночной стоимости недвижимости аналогичного сегмента рынка; расчеты произведены в рамках используемых подходов и позволяют объективно определить стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2016 года; содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов, не представлено. Ходатайств о повторной экспертизе ответчики не заявляли.
В названной ситуации оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда не имеется.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий и помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении экспертов по состоянию на 01 января 2016 года.
Правила статьи 24. 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных установленная настоящим решением кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2016 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года.
При этом датой обращения административного истца с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату его обращения в Комиссию.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий и помещений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1050 площадью 19 511,5 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 1 617 272 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1050, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1051 площадью 10693,4 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 911 335 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1051, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1052 площадью 6210,3 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 548 121 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1052, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1055 площадью 4 812,4 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 404 243 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1055, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1056 площадью 2141,6 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 199 639 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1056, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003003:2529 площадью 12 198,9 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 963 729 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003003:2529, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003003:2530 площадью 907,1 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 78 444 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0003003:2530, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1058 площадью 2110,7 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 190 294 000 руб. и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003003:1058, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением считать 21 сентября 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.