Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Анфиловой Т.Л.
судей Нурмухаметовой Р.Р.
Хамидуллиной Э.М.
при секретаре Хасанове Р.М.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Аю Р.Э. на решение Кировского районного суда Республики Башкортостан от 13 декабря 2017 года, которым постановлено:
Исковое заявление Аю Р.Э. к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2016 год и постановке её в зависимость от начатой ранее процедуры предоставления путевок на санаторно-курортное лечение за 2015 год, об обязании начать административную процедуру на 2016 год, а также требований о компенсации судебных расходов в размере 4000 рублей - отказать.
Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р, судебная коллегия
установила:
Аю Р.Э. обратился в суд с иском к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконными действий об отказе начать новую административную процедуру по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение за 2016 год на основании заявления Аю Р.Э. от 11 августа 2017 года и постановке её в зависимость от начатой ранее процедуры предоставления путевок на санаторно-курортное лечение за 2015 год, обязать начать новой административной процедуры по предоставлению Аю Р.Э. путевок на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 11 августа 2017 года, взыскании стоимости судебных расходов, указав, что он является получателем набора социальных услуг как инвалид 1 группы. 11 июля 2017 года он обратился в ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан с заявлением о предоставлении информации об очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение за разные годы. На указанное заявление ответчик не ответил, 11 августа 2017 года получил информационное письмо о том, что он уже состоит в списке нуждающихся в санаторно-курортном лечении граждан, оснований для регистрации последующих заявлений и как следствие начать новую административную процедуру у Фонда не имеется. Между тем, ответчик не предоставил путевку за 2015 год. Указанные действия ответчика являются незаконными, поскольку после поступления его заявления с необходимыми документами 11 августа 2017 года ответчик должен был присвоить порядковый номер и начать административную процедуру по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение на 2016 год. Считает несостоятельным довод ответчика о том, что с очередным заявлением для получения государственной услуги по предоставлению санаторно-курортного лечения получатель услуг может обратиться только после обеспечения его санаторно-курортной путевкой по ранее направленному им заявлению от 2015 года, так как не основан на нормах действующего законодательства.
Суд вынес решение, с которым не согласен Аю Р.Э, в апелляционной жалобе указывает на рассмотрение судом требований, которые им не заявлялись, в частности суд отказал: в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2016 год, в постановке в зависимость от начатой ранее процедуры предоставления путевок на санаторно-курортное лечение за 2015 год, начать административную процедуру по предоставлению путевок на 2016 год. Аю Р.Э. просил начать новую административную процедуру в соответствии с Административным регламентом о предоставлении государственной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 11 августа 2017 года с учётом даты её подачи.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав Аю Р.Э, представителя ФСС Иткулова И.Ю, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, по состоянию на момент обращения с заявлением от 11 августа 2017 года в Фонд Аю Р.Э. состоял в списке нуждающихся в санаторно-курортном лечении за 2015 год. Путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется гражданам исходя из последовательности, определяемой датой регистрации их заявления.
11 августа 2017 года Аю Р.Э. обратился в ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан с заявлением о намерении начать новую административную процедуру по предоставлению санаторно-курортного лечения на календарный период 2016 года и постановке её в зависимость от начатой ранее процедуры предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение за 2015 года.
В ответе Фонд указал на то, что о предоставлении путевки Аю Р.Э. будет дополнительно заблаговременно будет проинформирован, а информацию о своей очереди он может получить на сайте государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан www.r02.fss.ru.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 базового Федерального закона в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 63 базового Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В силу части 3 статьи 6.3 базового Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В силу пункта 10.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является предоставление заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, отобранные в установленном порядке Фондом и включенные в перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Частью 3 статьи 6.5 базового закона предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Согласно пунктам 4. 11. 19 - 21 упомянутых Правил, Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами.
В соответствии с частью 1 статьи 6.4 базового закона в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года 3178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N864).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Таким образом, установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года N686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 базового Федерального закона категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6.3 базового Федерального закона о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Следовательно, в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с доводами Фонда о том, что если административная процедура уже начата, а государственная услуга не предоставлена в полном объеме, то оснований для начала новой административной процедуры по той же государственной услуге не имеется.
Таким образом, Фондом выполнены требования действующего законодательства и у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным действия ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан по приобщению заявления Аю Р.Э. от 11 августа 2017 года о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2016 к начатой ранее процедуре предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год и возложении обязанности начать новую административную процедуру по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что резолютивная часть решения суд подлежит изменению, в связи с неправильным изложением требований истца, в удовлетворении которых отказал.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда города Уфа Республики Башкортостан от 13 декабря 2017 года в части:
Исковое заявление Аю Р.Э. к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2016 год и постановке её в зависимость от начатой ранее процедуры предоставления путевок на санаторно-курортное лечение за 2015 год, об обязании начать административную процедуру на 2016 год, изменить, изложив в редакции:
В удовлетворении иска Аю Рулаю Энгелевичу к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании незаконными действий должностных лиц по отказу начать новую административную процедуру по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение за 2016 год на основании заявления Аю Р.Э. от 11 августа 2016 года и постановке её в зависимость от начатой ранее процедуры предоставления путевок на санаторно-курортное лечение за 2015 год, об обязании начать новой административной процедуры о предоставлении государственной услуги по предоставлению Аю Р.Э. путевок на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 11 августа 2016 года с учетом даты его подачи.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Т.Л. Анфилова
Судьи Р.Р. Нурмухаметова
Э.М. Хамидуллина
Справка: судья И.Б. Сиражитдинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.