Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего - Матакаевой С.К,
судей - Сыч О.А, Лайпанов А.И,
при секретаре судебного заседания - Баден И.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 декабря 2017 года по иску военного прокурора Черкесского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) об обязании оборудовать вход в здание военного комиссариата Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на колясках, поручнями и другими элементами согласно Своду правил.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А, пояснения представителя военного прокурора Черкесского гарнизона Григоренко И.Н, действующего на основании доверенности от 21 марта 2018 года б/н, представителя ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Кондрашовой Т.В, действующей на основании доверенности N 43 от 09 января 2018 года, представителя ФКУ "Военный комиссариат КЧР" Бугайковой Н.П, действующей на основании доверенности N 12/33 от 10 января 2018 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Черкесского гарнизона обратился в суд с иском к военному комиссару Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики об обязании оборудовать вход в здание военного комиссариата Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на колясках, поручнями и другими элементами согласно Своду правил.
Определением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 02 ноября 2017 года ненадлежащий ответчик по делу Военный комиссариат Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики был заменен на надлежащего - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
В обоснование иска указано, что в ходе надзорных мероприятий, проведенных в военном комиссариате Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики установлено, что в нарушение требований ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 02 октября 1992 года N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и изданных в его развитие статей 9-25 Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам, утвержденного совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 22 декабря 1999 года N 74/51 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", утвержденных постановлением Госстроя России от 29 ноября 1999 года N 73 (далее - Свод правил), вход в здание данного учреждения не оборудован наклонными бетонными заездами для инвалидов на коляске и другими элементами согласно Свода правил, чем грубо нарушаются права инвалидов на свободный доступ в учреждение. Исходя из изложенного, просил суд обязать ответчика оборудовать вход в здание военного комиссариата Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на колясках, поручнями и другими элементами согласно Своду правил.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Черкесского гарнизона Григоренко И.Н. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Кондрашова Т.В. исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать. Представила суду письменные возражения, согласно которым исковые требования не могут быть удовлетворены, поскольку в обязанности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России входит лишь осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, а также техническое обслуживание зданий и сооружений, а не проведение строительных работ, к которым относится возведение пандусов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики" Бугайкова Н.П. полагала исковые требования истца подлежащими удовлетворению, а доводы представителя ответчика незаконными и необоснованными противоречащими требованиям Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и приказам Министра обороны РФ.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 декабря 2017 года исковые требования военного прокурора Черкесского гарнизона удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу с просьбой его отменить и принять новое решение, в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, так как действует только в рамках выделенных лимитов денежных обязательств, и не является собственником данного здания. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Кроме того, финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Суд не принял во внимание положения приказа от 30 сентября 2015 года N 572 "Об обеспечении в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи", согласно которому мероприятия проводятся без увеличения штатной численности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации за счет и в пределах имеющихся материальных и финансовых средств по закрепленным направлениям деятельности Вооруженных сил Российской Федерации. Техническая возможность устройства пандуса определяется специализированной проектной организацией, имеющей доступ к данному виду работ с учетом действующих нормативных требований, на что денежные средства ответчику не были выделены в 2017 году и не заложены на 2018 год. Установка пандусов является реконструкцией здания. В силу положений п. 6 ч. 7 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции объекта капитального строительства может быть принято с согласия собственника объекта капитального строительства. Между тем, согласие собственника административного здания на установку пандуса не предоставлено. Кроме того, в отчете о проведении обследования и паспортизации услуг, предоставляемых инвалидам на объектах социальной инфраструктуры, предоставленных представителем Военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики по Прикубанскому району, в графе "Предлагаемые решения (объем работ)" указано - "капитальный ремонт", чем ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не занимается.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В письменных возражениях ФКУ "Военный комиссариат КЧР" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Кондрашова Т.В. в суде апелляционной инстанции просила решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по основаниям указанным в апелляционной жалобе.
Представители Обособленного подразделения "Ставропольское" АО "ГУ ЖКХ" и Республиканский военный комиссариат, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
В соответствии с положениями части 1 статьи 327, частями 1, 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие извещенных, но неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, подтверждается актом обследования объекта социальной инфраструктуры от 21 декабря 2016 года и паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики - отдела военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики по Прикубанскому району, к категориям населения, обслуживаемого объектом, относятся дети, взрослые трудоспособного возраста и пожилые люди.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что до настоящего времени беспрепятственный доступ в здание военного комиссариата Карачаево-Черкесской Республики по Прикубанскому району инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, не обеспечен. Вход в данное учреждение не оборудован наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на коляске, поручнями и другими элементами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02 марта 2017 года создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности которого стало содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
Также указанным приказом были созданы и филиалы - филиал Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны по Южному военному округу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 7 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обоснованно удовлетворил иск, обязав Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) оборудовать вход в здание военного комиссариата Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на колясках, поручнями и другими элементами согласно Своду правил.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В целях реализации ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 572 "Об обеспечении в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи" утвержден порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
В соответствии со ст. 2 указанного Порядка обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи возможность входа на объект и выхода из него с соблюдением установленного контрольно-пропускного режима для инвалидов и их сопровождающих (включая сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков) обеспечивают руководители организаций.
Согласно п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 572 "Об обеспечении в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи" соответствующие мероприятия проводятся за счет и в пределах имеющихся материальных и финансовых средств по закрепленным направлениям деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Перечисленные в статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в названном федеральном законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605 и действующий с 01 января 2013 года.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах, в которых находятся в федеральной собственности (имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 24 ноября 2003 года (л.д. 21) административное здание по адресу: КЧР, пос. Кавказский, пр. Ленина, 8, на праве собственности принадлежит Российской Федерации, является федеральной собственностью. Указанное здание находится в оперативном управлении у ФКУ "Военный комиссариат Карачаево-Черкесской Республики".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы. Основной целью деятельности данного учреждения стало содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
В приложении к названному приказу, определяющему перечень филиалов ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, под номером 2 значится Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу).
Уставом ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03 марта 2017 года N 607, определено, что учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Имущество учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, если иное не установлено законодательством, распоряжается этим имуществом с согласия Министерства обороны. Контроль за использованием имущества, предоставленного учреждению в безвозмездное пользование или находящегося в оперативном управлении учреждения, осуществляется собственником имущества. Государственное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными уставом основными видами деятельности формирует и утверждает Министерство обороны Российской Федерации.
Кроме указанного, в положении о Жилищно-коммунальной службе N 64/4 (ст-ца Сторожевая), Жилищно-Эксплуатационного (коммунального) отдела N 6 (г. Ставрополь) филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) (л.д. 46 - 69) предметом, целями, задачами и видами их деятельности являются электромонтажные работы, строительные специализированные работы.
Доводы жалобы о том, что ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации не является собственником здания, в связи с чем выполнение работ по устройству пандусов на них не может быть возложено, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 689-О-О, установив в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 указанного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обеспечивается материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы Южного военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, поскольку приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года N 155 создало ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации основной целью деятельностью которого стало содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, и согласно Положения указанное управление должно осуществлять электромонтажные и строительные специализированные работы, то вывод суда о возложении обязанности оборудовать вход в здание военного комиссариата Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики наклонными бетонными заездами (пандусами) для инвалидов на колясках, поручнями и другими элементами согласно Своду правил на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) является обоснованным.
Нарушение или неправильное применение норм материального права, судом допущено не было.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.