Постановлением Верховного Суда РФ от 13 сентября 2018 г. N 31-АД18-14 настоящее решение оставлено без изменения
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО Никифорова С.Г. на постановление главного государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора N 170872 от 11 декабря 2017 года, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора N от 11 декабря 2017 года Акционерный коммерчески банк "Чувашкредитпромбанк" (публичное акционерное общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнутр административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Никифоров С.Г. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на их незаконность. Указывает, что Банк не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку перевозка не является основным видом деятельности Банка. Также указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО Никифорова С.Г, поддержавшего доводы жалобы, представителя ТО госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Леонтьевой Т.А, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Частью 3 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
В силу пунктов 1, 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (абзац 9 статьи 5 Закона N 196-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя помимо прочего обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Доказательством прохождения водителем транспортного средства предрейсового и послерейсового медицинских осмотров является штамп в путевом листе с указанием даты, времени прохождения медицинского осмотра, показаний одометра, фамилии, инициалов и подписи медицинского работника, проводившего обследование (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в период с 14 по 29 ноября 2017 года по адресу: "адрес", территориальным отделом госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора проведена проверка АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО, в ходе которой выявлено, что в Обществе отсутствует контроль за организацией проведения предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств; а также контроль за организацией проведения технического контроля технического состояния транспортных средств.
Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО осуществляется на основании договоров от 30 декабря 2016 года N с БУ.., от 26 декабря 2016 года N с БУ.., от 1 января 2017 года б/н с ООО.., от 9 января 2017 года N с БУ.., от 31 декабря 2017 года б/н с БУ...
Между тем, в путевых листах N отсутствует фактическое время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств; в путевых листах N отсутствует расшифровка с указанием фамилии, имени, отчества подписи медицинского работника.
Кроме того, в путевых листах N не указывается место проведения контроля технического состояния транспортного средства; показания одометра не заверяется штампами или подписью лица, ответственного за выпуск с указанием инициалов и фамилии, даты, времени (путевые листы N); в путевых листах не оформляются результаты проведения предрейсового технического осмотра транспортного средства с указанием времени, даты проведения осмотра (путевые листы N).
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом сделан вывод о наличии в деянии АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО состава данных административных правонарушений, в соответствии с требованиями части 2 статьи 4.4 названного Кодекса Банк подвергнуто административному наказанию в пределах санкции части 3 статьи 12.31.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения и вина АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО не осуществляет перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, подлежат отклонению.
Как установлено в ходе проверки, АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО, основным видом деятельности которого является осуществление банковских операций, осуществляет перевозку пассажиров (своих работников) собственными транспортными средствами.
В силу положений пункта 1.2 Правила дорожного движения, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "пассажир" - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Согласно пункту 3 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров у грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15 января 2014 года N 7 субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов.
При этом Федеральный закон N 196-ФЗ не предусматривает дифференцированного подхода к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в зависимости от цели и оснований таких перевозок.
Несмотря на то, выполняется ли перевозка автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом как вид предпринимательской деятельности либо в иных целях, юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие такую перевозку, обязаны выполнять требования в целях обеспечения безопасности движения, установленные пунктами 1, 2 и 4 Федерального закона N 196-ФЗ.
Таким образом, АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО является владельцем автотранспортных средств, а его сотрудники, управляющие транспортными средствами, - участниками дорожного движения, в связи с чем, обязан выполнять требования законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств.
Доводы жалобы о допущенных процессуальных нарушениях при составлении протоколов об административных правонарушениях, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем решении.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
:
постановление главного государственного инспектора территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 11 декабря 2017 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, в отношении АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО, оставить без изменения, жалобу защитника АКБ "Чувашкредитпромбанк" ПАО Никифорова С.Г.- без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.