Председатель Верховного Суда Чувашской Республики Петров А.П., ознакомившись с поступившей в суд жалобой заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП по ЧР Медведева А.В., на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 07 декабря 2017 г. и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 23 января 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Аликовского района Чувашской Республики.,
установил:
Постановлением заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике от 20 июля 2017 года администрация Аликовского района Чувашской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 07 декабря 2017 г. постановление заместителя начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике от 20 июля 2017 года отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного суда Чувашской Республики от 23 января 2018 года решение судьи районного суда от 07 декабря 2017 года оставлено без изменения.
В жалобе заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП по ЧР Медведева А.В, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся - в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела усматривается, что администрация не исполнила требования, содержащиеся в исполнительном листе ВС N, выданный на основании решения Аликовского районного суда Чувашской Республики от 05 марта 2008 года, вступившего в законную силу 18 марта 2008 года, которым на администрацию возложена обязанность по выполнению мероприятия по приведению свалки твердых бытовых отходов, расположенной около села Аликово.
01 апреля 2008 года было возбуждено исполнительное производство N-ИП.
Администрация Аликовского района Чувашской Республики в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не исполнила, в связи с чем 12 октября 2012 судебным приставом исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора.
06 сентября 2013 года и 21 февраля 2017 года администрация Аликовского района Чувашской Республики за неисполнение содержащихся в вышеуказанном исполнительном документе требований привлекалась к административной ответственности по ч. 1 и по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Администрации Аликовского района Чувашской Республики установлен новый срок для исполнения содержащихся в исполнительном документе, которые вновь не были исполнены.
В связи с этим, постановлением заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике от 20 июля 2017 года администрация Аликовского района Чувашской Республики привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
В решении судьи районного суда в основу вывода об отсутствии в действиях администрации Аликовского района Чувашской Республики состава административного правонарушения положено наличие проектно-сметной документации и объявление тендера на выполнение проектно-изыскательных работ для рекультивации земельного участка и ликвидации объектов накопленного экологического ущерба.
С указанными выводами согласился судья Верховного Суда Чувашской Республики, обосновывая тем, что неисполнение администрации Аликовского района Чувашской Республики содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, связано с недостаточностью средств бюджетного финансирования.
Однако с указанными выводами судей согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает выяснение в соответствии с частью 2.1, со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом приняты все необходимые меры направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
Между тем, указанные выше обстоятельства не свидетельствуют о принятии администрацией всех зависящих от нее мер по выполнению требования судебного пристава-исполнителя и не могут расцениваться как безусловное основание для освобождения должника от административной ответственности.
Применительно к составу правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность субъекта определяется неисполнение требований исполнительного документа без уважительных причин.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Между тем, в материалах дела не имеется доказательств того, что исполнение администрацией Аликовского района решения суда было невозможно вследствие уважительных причин.
Администрация Аликовского района Чувашской Республики была предупреждена об ответственности за неисполнение решения суда.
Определением Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 04.10.2016 в удовлетворении заявления администрации Аликовского района Чувашской Республики о предоставлении отсрочки исполнения решении суда отказано.
7 июня 2017 года должником получено требование судебного пристава-исполнителя об исполнении вышеуказанного решения суда со сроком исполнения до 19 июня 2017 года.
Таким образом, судьей Красноармейского районного суда были допущены существенные нарушения процессуального законодательства.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве составляет один год.
При указанных обстоятельствах, дело подлежит направлению на новое рассмотрение, поскольку на момент рассмотрения Верховным Судом Чувашской Республики жалобы начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП по ЧР сроки давности привлечения администрации Аликовского района к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ не истекли.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП по ЧР Медведева А.В. удовлетворить.
решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 07 декабря 2017 г. и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 23 января 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Аликовского района Чувашской Республики отменить.
дело направить на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд Чувашской Республики.
Председатель Верховного Суда
Чувашской Республики А.П. Петров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.