Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А.К,
судей - Гомленко Н.К. и Хираев Ш.М.
при секретаре Муртазаалиевой П.Х.
с участием прокурора Магомедова А.И.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гомленко Н.К. дело по апелляционной жалобе представителя по доверенности администрации муниципального образования городской округ "город Махачкала" - начальника правового управления Мурадова С.Г. на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 08 февраля 2018 года по делу по заявлению заместителя прокурора Кировского района г. Махачкалы к администрации г. Махачкалы и МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 86" о признании незаконным бездействия и о принуждении устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Кировского района г. Махачкалы обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Махачкалы и МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 86" о признании незаконным бездействия и о принуждении устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, ссылаясь на то, что прокуратурой Кировского района г. Махачкалы на основании поступившего из администрации Кировского района г. Махачкалы акта обследования объекта в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - "Центра развития ребенка детский сад N86" проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности. Согласно акту обследования от 19.10.2017 членами антитеррористический комиссии администрации Кировского района г.Махачкалы в составе межведомственной комиссии по обследованию критически важных и потенциально-опасных объектов проведено обследование здания и помещений МБДОУ "ЦРР - ДС N86" на предмет их антитеррористической защищенности. Установлено, что в здании и на территории МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 86" отсутствует система видеонаблюдения. Образовательное учреждение обязано соблюдать законодательство в части создания безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, оборудования помещений.
В связи с тем, что из Устава МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N86" следует, что детский сад является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, учредителем которого является администрация муниципального образования городской округ "город Махачкала", обязанность по финансированию мероприятий по установке системы видеонаблюдения в образовательном учреждении должна быть возложена на администрации муниципального образования городской округ "город Махачкала", как учредителя учреждения (п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закон; от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.п. 1.6-1.7 Устава МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N86"), администрация привлечена в качестве ответчика
Решением Кировского районного суда г.Махачкалы от 08 февраля 2018 года исковые требования заместителя прокурора Кировского района г.Махачкалы удовлетворены.
На указанное решение администрацией муниципального образования городской округ "город Махачкала" подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене названного решения. В обоснование жалобы апеллянт, указывает, что финансирование и деятельность муниципального образования в сфере предупреждения преступлений и профилактики антитеррористической угрозы может относиться к вопросам местного значения, в том числе и установка и оборудование систем видеонаблюдения. Однако суд не учел, что в соответствии с Постановлением от 28 марта 2017года N 404 "Об утверждении муниципальной программы "Антитеррористическая защищенность городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на 2017-2019гг." была утверждена программа по реализации полномочий муниципального образования в сегменте антитеррористической профилактики.
В соответствии с приложением N 6 к муниципальной программе "Антитеррористическая защищённость городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на 2017-2019годы" были утверждены объемы работ по установке видеонаблюдения в муниципальных учреждениях.
Более того, работа в указанном сегменте ведется уже не первый год во исполнение утвержденной программы об Антитеррористической защищенности, поэтому вывод суда о бездействии Администрации города Махачкалы, ошибочен.
В возражениях на жалобу прокурор Магомедов А.И. просит решение суде оставить без изменения.
Извещенные надлежащим образом администрация муниципального образования городской округ "город Махачкала", МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 86" на заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки заблаговременно не сообщили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Изучив материалы дела, заслушав мнение прокурора Магомедова А.И, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Статьей 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенного обследования членами антитеррористической комиссии администрации Кировского района г. Махачкалы в составе межведомственной комиссии по обследованию критически важных и потенциально-опасных объектов проведено обследование здания и помещений МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 86" и установлено, что в здании и на территории МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 86" отсутствует система видеонаблюдения.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно ст. 2, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования (п. 3 ст. 5 названного Закона).
Согласно Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г, определяющей основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, в компетенцию субъектов противодействия терроризму, к которым относятся также и органы местного самоуправления, входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (п. 7).
Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов России рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов России и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 г. разработаны Методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 названного Закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования (из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования (пункт 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона).
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.
Судом установлено, что учредителем образовательного учреждения - МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 86" является администрация муниципального образования городской округ "город Махачкала".
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Суд, правильно применяя указанные законы и подзаконные акты, пришел к обоснованному выводу, что надлежащими ответчиками по требованиям заместителя прокурора являются администрация муниципального образования городской округ "город Махачкала" и МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N 86", поскольку указанными ответчиками требования законодательства об антитеррористической защищенности не исполняются, не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поэтому иск прокурора удовлетворен правильно.
Довод жалобы о том, что судом был сделан ошибочный вывод о бездействии администрации г. Махачкалы. поскольку администрация разработала и исполняет муниципальную программу об антитеррористической защищенности ГОсВД "город Махачкала" на 2017-2019г.г, является несостоятельным, поскольку несмотря на программу проверкой прокуратуры установлено, что в детском саду N 86 отсутствует система видеонаблюдения, что создает угрозу жизни и здоровью воспитанников этого учреждения, его работников, родителей детей и пр. граждан. При таких обстоятельствах довод о том, что следует соблюдать муниципальную программу и в соответствии с нею решать вопрос о безопасности детей в этом дошкольном учреждении является недопустимым.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 08 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования городской округ "город Махачкала" - без удовлетворения.
Председательствующий Джарулаев А.К.
Судьи Гомленко Н.К.
Хираев Ш.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.