Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В.,
судей Сыреновой С.Н, Дьяконовой З.С,
при секретаре Яковлевой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи дело по апелляционной жалобе ответчика администрации МО "Верхневилюйский улус (район)" на решение Верхневилюйского районного суда РС(Я) от 21 февраля 2018 года, которым по делу по иску заместителя прокурора Верхневилюйского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Верхневилюйский район" РС(Я) и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению " ********" об обязании устранить нарушения действующего законодательства о противодействии терроризму, охране жизни и здоровья обучающихся и установить стационарный металлоискатель (металлодетектор) в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда,
постановлено:
Исковое заявление заместителя прокурора Верхневилюйского района РС(Я) Яковлева А.А. - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района "Верхневилюйский район" РС(Я) и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " ********" установить на объектах МБОУ " ********" муниципального района "Верхневилюйский район" РС(Я), где осуществляется образовательная деятельность - металлоискатель (металлодетектор), в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения " ********" муниципального района "Верхневилюйский район" РС(Я) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) руб.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С, пояснения прокуроров Полина В.В, Никонова В.В, представителя Администрации МО "Верхневилюйский район" РС(Я) Павлова П.П, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Верхневилюйского района РС (Я) обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов мест массового пребывания людей установлено, что в МБОУ " ********" не установлена система технического контроля - металлоискателя (металлодетектора). Отсутствие системы технического контроля может повлечь угрозу жизни и здоровья обучающихся и работников. Учредителем МБОУ " ********" является администрация МР "Верхневилюйский улус (район)", в компетенцию которого входит финансирование на обеспечение антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в данном образовательном учреждении. Просил обязать ответчиков устранить нарушения действующего законодательства и установить в МБОУ " ********" стационарный металлоискатель в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
21.02.2018 судом постановлено вышеуказанное решение, на которое подана апелляционная жалоба администрацией МР "Верхневилюйский улус (район)".
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что образовательное учреждение и администрация района в пределах своих полномочий в сфере образования обеспечивают права учащихся и учителей. Устройство стационарного металлоискателя (металлодетектора) требуется только в предусмотренных законом случаях, обязательное установление таких систем в образовательных учреждениях законом не предусмотрено. Указывает, что поскольку законодательного предписания обязательной установки маталлоискателя от предполагаемой возможности террористических угроз в учреждении образования не имеется, нет и оснований для финансирования данных мероприятий из бюджетных средств. Просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с пунктом 5.2 приказа Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.
Таким образом, орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка металлоискателя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка исполнения МБОУ " ********" законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения, в ходе которой установлено, что учреждение не оснащено техническими средствами охраны: отсутствуют стационарные металлоискатели (металлодетекторы).
10.11.2017 прокуратурой района директору учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и охраны жизни и здоровья обучающихся.
Согласно ответу директора МБОУ " ********" устранение выявленных нарушений возможно при выделении учредителем - администрацией района денежных средств. В настоящее время подана заявка учредителю на выделение средств для установки системы контроля, а именно: металлоискателя (металлодетектора).
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по оборудованию учреждений образования металлоискателями. В свою очередь, финансирование данных мероприятий должно осуществляться органом местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выполнение обязанности по оборудованию здания МБОУ " ********" металлоискателем направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии обязательных требований закона по установке металлоискателя в целях обеспечения безопасности от предполагаемой возможности террористических угроз является необоснованным.
Из системного толкования положений Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, приказа Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" следует, что одним из профилактических мероприятий в области противодействия терроризму является установка системы металлоискателя. Вместе с тем стороной ответчика не представлены доказательства, подтверждающие принятие образовательным учреждением комплекса мер, направленных на противодействие террористической деятельности, в том числе на предотвращение несанкционированного доступа посторонних лиц.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, вследствие чего оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Верхневилюйского районного суда РС(Я) от 21 февраля 2018 года по делу по иску заместителя прокурора Верхневилюйского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Верхневилюйский район" РС(Я) и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению " ********" об обязании устранить нарушения действующего законодательства о противодействии терроризму, охране жизни и здоровья обучающихся и установить металлоискатель (металлодетектор) в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи С.Н. Сыренова
З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.