Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сайдашевой Э.Р, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиСайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе начальника межмуниципального отдела по Алексеевскому и Чистопольскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Белкина А.А. на решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 24 января 2018 года, которым постановлено:
признать действия начальника Межмуниципального отдела по Алексеевскому, Спасскому и Чистопольскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан Белкина А.А, выразившиеся в вынесении решения от 22 мая 2017 года N 16/17-42946 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, незаконными.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан устранить допущенные нарушения законодательства.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан в пользу Гайнутдинова Игоря Петровича в счет возмещения судебных расходов по оплате экспертизы 15000 рублей, государственную пошлину в размере 300 рублей,
УСТАНОВИЛА:
Гайнутдинов И.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику межмуниципального отдела по Алексеевскому, Спасскому и Чистопольскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан Белкину А.А, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан о признании действий незаконными.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец совместно с Басыровой И.И, Гайнутдиновой Г.М, Гайнутдиновым А.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", который введен в эксплуатацию после перепланировки как 4-х квартирный жилой дом.
В 2013 году собственники обратились с заявлением о переустройстве и перепланировке жилого помещения к руководителю Исполкома Чистопольского муниципального района Республики Татарстан с предоставлением проекта перепланировки дома 4-х квартирный жилой дом по вышеуказанному адресу.
18 октября 2013 года Исполкомом Чистопольского муниципального района Республики Татарстан принято решение N 286 о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения.
После завершения перепланировки актом N 35-12-16 от 30 декабря 2016 года комиссия приняла в эксплуатацию 4-х квартирный жилой дом.
4 апреля 2017 года Гайнутдинов И.П. обратился в ГБУ МФЦ города Чистополя с заявлением об учете изменений в связи с изменением назначения здания, расположенного по адресу: "адрес" собственником которого является он.
Решением административного ответчика Белкина А.А. ему отказано в учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением назначения здания со ссылкой, что органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, указывая при этом на нарушением норм материального и процессуального права. Приводя нормы законодательства апеллянт ссылается на то, что произошло увеличение общей площади объекта недвижимости на 107,2 кв.м, в связи с чем имеет место реконструкция объектов капитального строительства ив орган регистрации прав должен быть направлен соответствующий документ- разрешение на ввод реконструированного объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Кроме того, административным истцом был представлен технический план без информации о помещениях в многоквартирном доме, в органе регистрации отсутствует информация о квартирах и общем имуществе в многоквартирном доме. Обращает внимание на то, что согласно представленному техническому плану объектом учета является 4-х квартирный жилой дом, а в техническом плане каталога разрешенное использование объекта указано - "для обслуживания производственной территории".
Жилищным кодексом Российской Федерации изменение назначения объекта недвижимости с "жилой дом" на "многоквартирный дом" а результате перепланировки или переустройства здания на основании акта приемочной комиссии не предусмотрено, в связи с тем, что может быть осуществлена перепланировка только жилых и нежилых помещений.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Порядок государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества урегулирован Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон N 218).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 25 марта 2013 года и 26 сентября 2013 года за Гайнутдиновым И.П, Басыровой И.И, Гайнутдиновой И.И. и Гайнутдиновым А.И. зарегистрировано право собственности, по ? доли за каждым, на двухэтажный жилой дом, общей площадью 535,8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
Согласно акту приемочной комиссии Исполнительного комитета по инфраструктурному развитию Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от 30 декабря 2016 года, после перепланировки, произведенной в соответствии с решением о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, предъявленный к приемке в эксплуатацию 4-х квартирный жилой дом после перепланировки отвечает требованиям строительных норм и правил, принят в эксплуатацию по адресу: "адрес"
4 апреля 2017 года Басырова И.И, Гайнутдинов И.П, действующий за себя и Гайнутдинова А.И, Гайнутдинову Г.М, подали заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан, которое было зарегистрировано за N 19 в книге учета входящих документов N 16-0-1-232/3003/2017, об учете изменений в связи с изменением назначения здания, приложив к данному заявлению акт приёмки в эксплуатацию 4-х квартирного жилого дома от 30 декабря 2016 года.
22 мая 2017 года решением N 16/17-42946 начальника Межмуниципального отдела по Алексеевскому, Спасскому и Чистопольскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан Белкина А.А. отказано в учете изменений объекта недвижимости со ссылкой на часть 4 статьи 33 Закона N 218-ФЗ.
Основанием для отказа явилось то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомили об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно части 1 статьи 32 Закона N 218 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими, в том числе, решений (актов) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
При этом, в случае, если вышеуказанные сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 Закона N 218-ФЗ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ).
4 апреля 2017 года административный истец и другие собственники объекта недвижимости обратились в орган регистрации прав с заявлением о государственном кадастровом учете изменений жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в связи с изменением назначения здания, приложив акт приемки в эксплуатацию 4-х квартирного жилого дома после перепланировки приемочной комиссией от 30 декабря 2016 года N 35-12-16.
14 апреля 2017 года и 3 мая 2017 года по вышеуказанному заявлению административным ответчиком направлялись межведомственные запросы.
Как усматривается из ответов от 18 апреля 2017 года и 5 мая 2017 года отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, орган местного самоуправления отказывает в предоставлении распоряжения об изменении назначения объекта недвижимости, ввиду его отсутствия. При этом указывает о наличии акта приемки многоквартирного жилого дома на основании согласования перепланировки N 268 от 18 октября 2013 года.
26 января 2017 года и 14 июля 2017 года органом местного самоуправления в адрес регистрирующего органа в порядке межведомственного информационного взаимодействия был направлен акт приемки в эксплуатацию 4-х квартирного жилого дома, расположенного по указанному выше адресу, после перепланировки приемочной комиссией от 30 декабря 2016 года N 35-12-16 с техническим планом, о чем имеются сведения в системе "Электронный Татарстан" Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от 26 января 2017 года за N 290 и от 14 июля 2017 года за N 3470.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона N 218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 1532 (далее Правила), в случае перевода жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение, включая кадастровый номер и назначение помещения, в отношении которого осуществляется перевод, либо документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ (в случае, если для такого перевода требовалось проведение соответственно переустройства, перепланировки или иных работ в отношении помещения).
В соответствии с пунктом 33 Правил, при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Согласно части 4 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2016 года N 173 утвержден Порядок и способ направления органом регистрации прав уведомлений об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица. Так, согласно пункту 3 части 1, настоящий Порядок устанавливает порядок направления органом регистрации прав уведомлений об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица (часть 4 статьи 33 Закона N 218-ФЗ), в уведомлении в том числе указываются фамилия, имя, отчество (отчество - при наличии) либо наименование заявителя, адрес заявителя, реквизиты заявления, вид и кадастровый номер объекта недвижимости, дата направления уведомления, основание отказа во внесении сведений.
22 мая 2017 года начальником Межмуниципального отдела по Алексеевскому, Спасскому и Чистопольскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан Белкиным А.А. вынесено решение N 16/17-42946 об отказе в учете изменений объекта недвижимости в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, в связи с тем, что органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Положения части 1 статьи 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяют органы местного самоуправления полномочиями принятия решения о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения с соблюдением требований законодательства.
Данные полномочия относительно рассматриваемых спорных правоотношений были реализованы посредством принятия Исполнительным комитетом муниципального образования "Чистопольский муниципальный район" Республики Татарстан решения от 18 октября 2013 года N 268 о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, "адрес" а также посредством принятия приемочной комиссией акта приемки в эксплуатацию 4-х квартирного жилого дома N 35-12-16 от 30 декабря 2016 года по указанному адресу, после перепланировки.
Разрешая спор по существу и принимая обжалуемое решение об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из анализа вышеизложенных норм и пришел к выводу о том, что не имеется каких-либо оснований утверждать на данном этапе о том, что в спорном жилом помещении была произведена реконструкция.
По мнению суда первой инстанции требования административного ответчика о предоставлении разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию и, как следствие, отказ во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица по основанию, предусмотренного частью 4 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, ввиду уведомления органами местного самоуправления об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, является неправомерным.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, оспариваемое решение от 22 мая 2017 года вынесено с нарушением трехдневного срока, установленного частью 4 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, также нарушены требования, предъявляемые к оформлению отказа во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о незаконности действий административного ответчика по отказу в учете изменений объекта недвижимости, при этом судебная коллегия считает необходимым указать на то, что обязанность устранения допущенных нарушений законодательства подлежит исполнению путем повторного рассмотрения заявления административного истца по существу.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, установленным Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", не может быть принят во внимание, поскольку в оспариваемом решение (отказе) регистрирующий орган на это не ссылался.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 24 января 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника межмуниципального отдела по Алексеевскому и Чистопольскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Белкина А.А. - без удовлетворения, дополнив второй абзац резолютивной части решения указанием на способ устранения допущенных нарушений законодательства-путем повторного рассмотрения заявления Гайнутдинова Игоря Петровича по существу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.