Дата вступления в законную силу - 18 апреля 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Терентьева Н.А., при секретаре Журавской Т.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шишка Александра Николаевича на постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 марта 2018 года по делу N5-105/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шишка Александра Николаевича,
установил:
Постановлением Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 марта 2018 года Шишка Александра Николаевича признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, Шишка А.Н. просит постановление судьи в части назначения наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, ссылаясь на то, что судом не было учтено, что он зарегистрирован на территории ДНР в г. Енакиево, где в настоящее время идут военные действия и отсутствует возможность заработка для того, чтобы прокормить себя и членов своей семьи. Также, судом не учтено, что заявитель постоянно проживает на территории Республики Крым с 2009 года, имеет гражданскую жену, с которой в ближайшее время планирует официально зарегистрировать свой брак. Также на его иждивении находятся родители супруги, которые постоянно проживают на территории Республики Крым и нуждаются в постоянном уходе, вследствие чего, выдворение его за пределы Российской Федерации не будет соответствовать принципам административного судопроизводства. Указывает, что дом, где он зарегистрирован, уничтожен в период боевых действий. Кроме того, он является дееспособным лицом, работящим, берется за любую работу, имеет специальные знания и может быть очень полезен по месту его постоянного жительства в городе Ялте. Также, имеет ряд благодарственных писем, грамот, что свидетельствует о нем, как о личности небезучастной к жизни других людей. Ранее к административной ответственности не привлекался. Ввиду утери паспорта гражданина Украины и невозможности его восстановить, он неответственно отнесся к процедуре оформления документов, дающих право на пребывание в Российской Федерации. В настоящее время он осознал свою вину и обязуется обратиться в органы ФМС для узаконивания своего пребывания на территории Российской Федерации.
В судебное заседание Шишка А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к выводу.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 23 марта 2017 года в 11 часов 00 минут по адресу: "адрес", выявлен гражданин Украины Шишка Александр Николаевич, 17 мая 1984 года рождения, который пребывает на территории Российской Федерации с 2009 года в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации (утерял паспорт, отсутствует миграционная карта) и уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечению установленного срока пребывания.
Приходя к выводу о виновности Шишка А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, судья городского суда сослался на совокупность исследованных доказательств, а именно: протокол об административном правонарушении; рапорт инспектора ОИК УМВД России по РК; письменные объяснения Шишка А.Н, при этом указав, что Шишка А.Н. уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
С таким выводом судьи Ялтинского городского суда Республики Крым нельзя согласиться.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанного в Москве 18 марта 2014 года, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 04 октября 2016 года N 18-П констатировал, что часть 1 статьи 4 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что в целях решения вопроса о признании гражданином Российской Федерации гражданина Украины, не имеющего на 18 марта 2014 года регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, необходимо под постоянным проживанием гражданина Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года понимать его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату.
Установление данного факта, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном выше постановлении, осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи, а в случае невозможности представления гражданином Украины уполномоченному органу регистрационных документов, подтверждающих факт его постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года, такой факт может быть установлен судом общей юрисдикции на основании иных законодательно допустимых доказательств в соответствии с положениями главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела вопрос о фактическом постоянном проживании Шишка А.Н. на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года разрешен не был.
В протоколе об административном правонарушении не указано, на основании чего сделан вывод о проживании Шишка А.Н. с 2009 года без документов, подтверждающих законность пребывания в Российской Федерации, какой-либо оценки указанным обстоятельствам в судебном постановлении не дано.
Сведения из АС ЦБДУИГ о въезде и выезде гражданина Шишка А.Н. с территории Российской федерации не запрошены.
Кроме того, установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с п. 2 ст. 26.1 КоАП РФ входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. При этом сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, указываются как в протоколе (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), так и в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В частности, согласно статья 10.1 указанного федерального закона личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Такое заключение составляется по форме, утвержденной приказом ФМС России от 8 ноября 2013 г. N 473 "Об утверждении форм бланков заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, справки о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства к рассмотрению, протокола опроса свидетеля при установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства, протокола опознания иностранного гражданина или лица без гражданства по фотографии, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства", и содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, месте его жительства (месте пребывания, фактического проживания), краткие биографические и иные сведения, фотографию.
Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.
О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдается справка установленной формы вместе с описью приложенных к заявлению документов.
В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе:
1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;
2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;
3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.
Административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не может быть исполнено в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, личность которого не установлена, в связи с чем, в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8 КоАП РФ, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства, должны быть указаны сведения, позволяющие его идентифицировать, в том числе фамилия, имя, отчество - при наличии (написанные буквами русского алфавита в транскрипции), дата и место рождения, пол, гражданство. При этом к протоколу об административном правонарушении должна быть приложена копия документа, удостоверяющего его личность, оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (например, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства).
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что при рассмотрении дела судьей личность Шишка А.Н, привлекаемого к административной ответственности, устанавливалась на основании заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, а также копии паспорта.
При этом, документов о том, является ли Шишка А.Н. гражданином Украины, соответствующих заключений не было представлено.
Достоверных сведений о наличии или отсутствии документа, подтверждающего личность лица, привлекаемого к административной ответственности, в деле также не имеется. Отсутствуют данные о гражданине Шишка А.Н, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета, данные полученные при проведении государственной дактилоскопической регистрации.
Кроме того, в заключении об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства отсутствуют сведения гражданином какой страны является Шишка А.Н.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении указано, что он является гражданином Украины и имеет паспорт гражданина Украины серии МН 796199 выдан 11 ноября 2005 года МВД Украины.
Таким образом, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Ялтинского городского суда Республики Крым оценка указанным обстоятельствам в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не дана, в связи с чем, выводы судьи о нарушении Шишка А.Н. правил пребывания в Российской Федерации являются преждевременными.
При рассмотрении дела судья Ялтинского городского суда Республики Крым не установилвсе обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, чем допустил существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 марта 2018 год подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым.
При новом рассмотрении дела судье следует принять во внимание указанные выше обстоятельства, вынести законное и обоснованное постановление по делу.
В соответствии с изложенным и руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 27 марта 2018 года по делу N5-105/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шишка Александра Николаевича, - отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым.
На решение может быть подана жалоба.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.