Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Раскатовой Н.Н, Грибовой Е.Н,
при секретаре Хромовой А.Н,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней... фио на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 07 ноября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований... фио к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения, обязании восстановить на учете, взыскать моральный вред, оплату государственной пошлины,- отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, указывая на то, что с семьей из 5-ти человек (он, супруга... фио,... г.р, дочь фио,... г.р, сын фио,... г.р, фио,... г.р.) зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире площадью жилого помещения 55,2 кв. м по адресу: адрес. Собственником жилого помещения на основании договора передачи от 13 ноября 1992 года N... является фио Ранее истец проживал в районе Крайнего Севера. Распоряжением Префекта Западного административного округа города Москвы от 18 июля 2008 года N... семья... фио в составе из 4-х человек (он, супруга... фио,... г.р, дочь фио,... г.р, сын фио,... г.р.) принята на учет на получение социальных выплат за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 18 августа 2010 года N... семья... М.А. включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и принята на учет в качестве имеющих право на получение социальной выплаты. Однако распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 февраля 2017 года N... распоряжение Префекта Западного административного округа города Москвы от 18 июля 2008 года NМ... и распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 18 августа 2010 года N... отменены. Полагая свои права нарушенными истец просил суд признать незаконным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 15 февраля 2017 года N.., признать за семьей истца право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, обязать ответчика восстановить семью истца на учете, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, а также судебные расходы.
В судебное заседание суда первой инстанции истец фио не явился, направил в суд своего представителя, который исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание явилась, предоставила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец фио по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и дополнениям к ней.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца... фио, его представителя по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного с учетом фактических обстоятельств и норм действующего закона.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец фио,... г.р, с семьей из 5-ти человек (он, супруга... фио,... г.р, дочь фио,... г.р, сын фио,... г.р, фио,... г.р.) зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире площадью жилого помещения 55,2 кв.м. по адресу: адрес.
Собственником указанного жилого помещения на основании договора передачи от 13 ноября 1992 года N... является фио
фио,... фио, фио в городе Москве проживают с 27 ноября 2007 года, ранее проживали в однокомнатной квартире общей площадью 34,5 кв. м по адресу: адрес. Указанная квартира продана 25 августа 2007 года.
фио в городе Москве проживает с 27 ноября 2007 года, ранее проживала в частном домовладении по адресу: адрес.
Распоряжением Префекта Западного административного округа города Москвы от 18 июля 2008 года N... семья... фио в составе 4-х человек (он, супруга... фио,... г.р, дочь фио,... г.р, сын фио,... г.р.) принята на учет на получение социальных выплат за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 18 августа 2010 года N... семья... М.А. включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и принята на учет в качестве имеющих право на получение социальной выплаты.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 февраля 2017 года N... распоряжение префекта Западного административного округа города Москвы от 18 июля 2008 года N... и распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 18 августа 2010 года N... отменены.
Основанием для отмены распоряжений послужило то, что фио,... фио, фио, фио не проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, на жилищном учете не состоят, нуждающимися в жилых помещениях в установленном порядке не признаны.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N 879, Регламентом рассмотрения заявлений граждан об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов о выделении социальной выплаты на приобретение жилых помещений, утвержденным постановление Правительства Москвы от 11 мая 2010 года N 388-ПП, Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N99-ПП, а также положениями ст.ст. 7, 8 и 9 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", оценил представленные в материалы дела доказательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных фио требований, суд первой инстанции объективно не установилсо стороны ответчика нарушений жилищных прав истца, поскольку для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" необходимо быть признанным нуждающимся в жилом помещении в установленном местным законодательством порядке, тогда как истец в указанном порядке нуждающимся в жилых помещениях не признавался.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку вывод суда об отказе в удовлетворении иска основан на правильном применении норм материального и процессуального права, а также представленных доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец как переселенец из районов Крайнего Севера и районов приравненных к ним, имеет право на получение государственной субсидии в виде жилищного сертификата в соответствии с положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", при этом к спорным правоотношениям не подлежат применению положения Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", судебная коллегия находит несостоятельными в силу следующего.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", в соответствии с которыми право на получение социальной выплаты имеют, в том числе, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Аналогичное содержалось в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а равно как и на 2011-2015 годы.
На основании ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий из федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года (и выехавшие из указанных районов не ранее 01 января 1992 года), имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получившие субсидии на эти цели.
В соответствии с п. 8 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N879 регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
Исходя из положений вышеприведенных норм для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" необходимо быть признанным нуждающимся в жилом помещении и принятым на учет в установленном на территории субъекта Российской Федерации порядке.
В городе Москве основания и порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях регулируются Законом города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В силу ст.7 Закона города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Между тем, истец и члены его семьи на территории г.Москвы зарегистрированы по месту жительства с 27 ноября 2007 года и на дату принятии Префектом Западного административного округа города Москвы от 18 июля 2008 года N... проживали в городе Москве на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет.
Изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе доводы о том, что до 2010 года при подготовке и выдаче Правительством Москвы государственных жилищных сертификатов на приобретение жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и к постановке указанных граждан на учет на получение социальных выплат Закон города Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" не применялся, поскольку указание на его применение было отражено впервые в утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 11 мая 2010 года N 388-ПП Регламенте рассмотрения заявлений граждан об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов о выделении социальной выплаты на приобретение жилых помещений, судебная коллегия находит подлежащими отклонению, так как необходимость быть признанным нуждающимся в предоставлении жилых помещений в порядке, установленном на территории субъекта Российской Федерации, для участия в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на тот период также предусматривалась ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", п. 8 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N879, а кроме этого и п.2.1 Регламента подготовки и выдачи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы государственных жилищных сертификатов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31 июля 2007 года N 612-ПП.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке. Доказательств по существу рассмотренных требований, которые могли бы повлиять на содержание постановленного судом решения и правильность выводов суда, судебной коллегии не представлено.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 07 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней... фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.