Процессы в сфере наличного денежного обращения в 1998 году формируются под воздействием обостряющейся экономической и финансовой ситуации.
Несмотря на принимаемые в области меры, производственная активность, наблюдавшаяся в начале 1998 года, сменилась спадом. Индекс физического объема производства в январе - мае 1998 года составлял 97,1%, в январе - сентябре - 92,8%. Каждое второе предприятие в области убыточное, по состоянию на 01.10.98 г. убыток составил 600,9 млн. руб.
За январь - сентябрь 1998 года в 1,8 раза возросла просроченная кредиторская задолженность и в 2,4 раза просроченная дебиторская задолженность.
Недоимка по платежам в бюджет (по данным областной налоговой инспекции) на 01.11.98 года составила 2086,7 млн. руб., увеличившись за месяц на 5 процентов.
Обострилась социальная обстановка. Задолженность по зарплате по состоянию на 01.11.98 года превысила 1 млрд. руб. и имеет место во всех городах и районах Тульской области. Задолженность по выплате пенсий и пособий - более 760 млн. руб.
Реально располагаемые денежные доходы населения сократились по состоянию на 01.10.98 г. по сравнению с аналогичным периодом 1997 года на 13,2%. Индекс потребительских цен на товары и услуги в сентябре 1998 года составил 141,8% (сентябрь 1997 г. - 108,1%), в октябре 1998 года - 104,5% (октябрь 1997 г. - 100,4%).
Денежная масса в обращении по состоянию на 1 октября 1998 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 1997 года в 1,3 раза. На долю наличных денег приходится 84% совокупной денежной массы против 81,5% в соответствующем периоде 1997 года. При среднемесячной инфляции в 1998 году, равной 4,4%, наличные деньги возрастали в среднем за месяц на 2,2%.
За январь - октябрь 1998 года наличный денежный оборот, проходящий через банки на территории области, сократился против соответствующего периода 1997 года на 8,8%. В 18 районах области (кроме Алексинского, Ефремовского, Новомосковского, Плавского) снижение наличного денежного оборота выше среднеобластного от 0,9% до 67%.
Поступления наличных денег в кассы банков сократились против аналогичного периода 1997 года на 6%, снижение поступлений имеет место в большинстве городов и районов области в размерах от 1% до 53%.
Особенно резкое сокращение поступлений денежной наличности в кассы банков произошло в 3 квартале 1998 года в связи со сложившейся кризисной ситуацией после 17 августа 1998 г. За июль - сентябрь 1998 г. кассовые поступления в целом по области сократились против июля - сентября 1997 года на 11,7%, в отдельных районах от 22% до 36,6% (Воловский, Заокский, Куркинский, Плавский, Суворовский, Тепло - Огаревский), а в Каменском районе на 59,8%.
Значительно сократились поступления выручки от торговли. По состоянию на 01.11.98 г. в целом по области снижение достигло 33,7%. Одной из причин этого снижения явилось падение уровня инкассации торговой выручки на 01.11.98 г. до 57,5% (оперативно) (на 01.11.97 г. - 58,2%), в результате в кассы банков недопоступило выручки от торговли 18 млн. руб.
Снижение уровня инкассации обусловлено расходованием хозяйствующими субъектами выручки на свои нужды, причем не всегда на законном основании.
Произведенными банками, налоговыми, финансовыми органами в январе - сентябре 1998 года проверками Правил работы с денежной наличностью выявлены нарушения почти в каждом четвертом хозяйствующем субъекте (в 1768 из 6733). Выявлено разного рода нарушений на 1,0 млн. руб., в 2 раза больше соответствующего периода 1997 года.
Возросла сумма превышения лимитов остатка касс на предприятиях и организациях в 1,8 раза и во столько же возросла сумма нарушений, связанных с превышением предельных размеров расчетов наличными деньгами с юридическими лицами. Не изжиты факты неоприходования (не полного оприходования) в кассу денежной наличности, ненадлежащего оформления кассовых документов, создающие предпосылки для правонарушений. Многие хозяйствующие субъекты расходуют выручку в значительных размерах (за 9 месяцев 1998 г. - 105 млн. руб.) на свои нужды без разрешения банков, пользуясь тем, что кредитные организации не располагают соответствующими мерами воздействия.
Из-за снижения поступлений в кассы банков расходы хозяйства области на 27,9 % покрываются эмиссией денег, составившей по состоянию на 01.11.98 г. 2,5 млрд. руб. В отдельных районах области (Белевский, Воловский, Каменский, Куркинский, Киреевский, Плавский, Тепло - Огаревский, Чернский) покрытие расходов эмиссией составляет от 50 % до 80 %.
Комиссии по совершенствованию системы платежей, расчетов и денежного обращения проводили определенную работу, направленную на мобилизацию кассовых ресурсов, выполнение требований Указов Президента России от 23.05.94 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" и от 18.08.96 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения".
Вместе с тем, возможности координатора работы кредитных организаций, налоговых, финансовых, правоохранительных и других органов в вопросе разработки и осуществления дополнительных мер по нормализации положения в сфере денежного обращения комиссиями не исчерпаны.
В целях нормализации наличного денежного обращения в области, постановляю:
1. Рекомендовать главам муниципальных образований области совместно с отраслевыми департаментами, комитетами и управлениями администрации области, комиссиями по совершенствованию системы платежей, расчетов и денежного обращения:
- учитывая обострившуюся экономическую и финансовую ситуацию, негативно повлиявшую на состояние наличного денежного обращения, по итогам 1998 года и впредь ежеквартально рассматривать положение в сфере денежного обращения, по итогам намечать проведение комплекса мер на местах;
- активизировать работу с недоимщиками, используя все возможные пути расчетов;
- по материалам банков, финансовых, налоговых органов, Федерального казначейства Минфина России по Тульской области рассмотреть ход выполнения положений Указов Президента России от 23.05.94 г. N 1006, от 18.08.96 г. N 1212 в части работы с денежной наличностью для принятия мер, направленных на сокращение внебанковского оборота наличных денег, лежащих в основе теневого сектора экономики;
- с целью повышения финансовой и административной ответственности ввести в практику заслушивание руководителей предприятий, учреждений, организаций, нарушающих установленный порядок наличноденежных расчетов и ведения кассовых операций;
- с целью поддержания отечественных товаропроизводителей при выдаче лицензий торговым предприятиям одним из условий предусматривать включение в ассортимент перечень товаров отечественного и местного производства;
- рассмотреть организацию торговли на местах, полноту насыщения торговой сети товарами первой необходимости и товарами местного производства, особенно в отдаленных населенных пунктах, причины и правомерность сокращения сдачи выручки предприятиями торговли в кассы банков.
2. Рекомендовать руководителям предприятий всех форм собственности и организационно - правовых форм, имеющих постоянные производственные связи, предусматривать в договорах поставки товаров только безналичные формы расчетов.
3. Рекомендовать управлению Федерального казначейства Минфина России по Тульской области (Натаров В.Н.) обеспечить надлежащий контроль за выполнением обслуживаемой клиентурой требований Указов Президента России от 23.05.94 г. N 1006, от 18.08.96 г. N 1212, Порядка ведения кассовых операций в части работы с денежной наличностью.
4. Кредитным организациям на территории области, включая Тульский банк Сберегательного банка Российской Федерации, рекомендовать:
- усилить контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами установленного Порядка ведения кассовых операций, требований Указа Президента России от 23.05.94 г. N 1006 в части работы с денежной наличностью, о фактах расходования ими выручки без согласования с банком информировать муниципальные образования, комиссии по совершенствованию системы платежей, расчетов и денежного обращения;
- координировать работу с налоговыми органами по организации проверок соблюдения предприятиями и организациями установленного порядка работы с денежной наличностью;
- добиваться полного и своевременного выполнения своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками (физическими лицами).
5. Рекомендовать Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Тульской области (Лисенков М.Е.), Государственной налоговой инспекции по Тульской области (Реш В.К.), управлению Федерального казначейства Минфина России по Тульской области (Натаров В.Н.), финансовому управлению администрации области (Кузнецова В.В.) усилить деловые контакты в вопросе полноты уплаты налогов, контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами и бюджетными организациями установленного порядка работы с денежной наличностью, сокращением внебанковского оборота наличных денежных средств, периодически, на основании материалов совместного анализа результатов проверок, информировать о положении в данной сфере губернатора области (не реже 2-х раз в год).
6. Рекомендовать Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Тульской области (Лисенков М.Е.) продолжить работу в специальных комиссиях, осуществляющих рассмотрение жалоб и заявлений вкладчиков, связанных с передачей вкладов населения из филиалов московских банков (Региональный филиал Промстройбанка России, филиал Мосбизнесбанка, Тульский региональный филиал АКБ "СБС - АГРО", филиал ОАО Банк "Менатеп") в Тульский банк Сберегательного банка Российской Федерации.
7. Постановление губернатора области от 05.01.98 г. N 1 "О состоянии денежного обращения и расчетов, соблюдении Порядка ведения кассовых операций в области" считать утратившим силу.
8. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор Тульской области |
В.А.Стародубцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Тульской области от 22 декабря 1998 г. N 503 "О мерах по нормализации наличного денежного обращения"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления опубликован: "Вестник администрации Тульской области", N 4, 1998 г.