Управление МНС России по Тульской области, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), а также закона Тульской области от 23.12.2002 N 351-ЗТО "О введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 351-ЗТО), разъясняет порядок выдачи уведомлений налогоплательщикам, подавшим в установленные сроки заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 12 раздела III Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/706 и доведенных УМНС России по Тульской области до сведения налоговых органов письмом от 27.12.2002 N 14-8251/9524@ (далее - Методические рекомендации по УСН), переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке. В период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого налогоплательщик изъявил желание применять упрощенную систему налогообложения, им подается в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту жительства) заявление по рекомендуемой форме N 26.2-1, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495.
По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений по форме N 26.2-1 налоговый орган в порядке, указанном в пункте 12 раздела III Методических рекомендаций по УСН, в письменной форме уведомляет налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы уведомлений N 26.2-2 и 26.2-3).
Согласно приложениям пункта 6 статьи 346.13 НК РФ, налогоплательщик вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения, то организации, подавшие в октябре-декабре 2002 года заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, до 15 января текущего года вправе отказаться от ее применения и перейти на общий режим налогообложения. Это требование касается только тех налогоплательщиков, которые не имеют ограничений по применению упрощенной системы, установленных в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ.
С принятием в Тульской области Закона N 351-ЗТО, установившего обязанность уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) с 1 января 2003 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по:
- по оказанию физическим лицам бытовых услуг (в том числе парикмахерских услуг);
- по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (в том числе услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках);
- розничной торговли, в том числе осуществляемой через магазины, павильоны, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
- оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 автомобилей.
Налоговые органы области при выдаче уведомлений о переводе на упрощенную систему налогообложения должны установить, осуществляет ли данный налогоплательщик указанные виды деятельности. При этом необходимо учесть отдельные особенности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах, позволяющие относить налогоплательщиков к плательщикам ЕНВД:
1. В целях применения главы 26.3 НК РФ, бытовыми услугами являются платные услуги, оказываемые физическим лицам, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН N 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, группа 01 "Бытовые услуги"). Согласно названному классификатору, переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД с 1 января т.г. подлежат организации и индивидуальные предприниматели, производящие ремонт и строительство жилья и других построек (подгруппа по ОКУН N 002-93 с кодом 016000).
2. Под розничной торговлей следует понимать торговлю товарами за наличный расчет. При этом товарами признаются товарно-материальные ценности, приобретенные для целей их дальнейшей перепродажи. В организациях, осуществляющих промышленную или иную производственную деятельность товарами являются изделия, материалы, продукты, приобретенные специально для продажи, а также в случае, когда часть готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается в себестоимость проданной продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно.
Следует учитывать, что в новой редакции статьи 346.27 НК РФ, к розничной торговле, в целях исчисления ЕНВД, не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 НК РФ, а также подакцизного минерального сырья.
Подакцизными товарами и минеральным сырьем, реализация которых не подпадает под уплату ЕНВД, являются:
- автомобили легковые;
- мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (в любой расфасовке);
- прямогонный бензин;
- природный газ.
Кроме этого, реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания, в целях исчисления ЕНВД не относится к розничной торговле. Реализация налогоплательщиками продукции собственного производства не подпадает под обложение ЕНВД.
3. При переводе налогоплательщиков, осуществляющих деятельность через магазины и павильоны, необходимо учитывать изменения в главу 26.3, внесенные Федеральным законом N 191-ФЗ, увеличившим размер торговой площади магазинов с 70 до 150 квадратных метров.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/707 утверждены методические рекомендации по применению главы 26.3 НК РФ (далее - Методические рекомендации по ЕНВД).
Согласно пункту 2 раздела I Методических рекомендаций по ЕНВД, следует иметь в виду, что установленные подпунктами 4 и 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ ограничения по площади торгового зала должны соблюдаться налогоплательщиками по каждому объекту организации торговли, используемому ими в предпринимательской деятельности.
Налогоплательщики, превысившие данные ограничения хотя бы по одному объекту организации торговли, не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
Согласно статье 346.27 НК РФ, площадь торгового зала определяется как площадь всех помещений, используемых налогоплательщиком для торговли на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Таким образом, для определения физического показателя для расчета ЕНВД должны приниматься площадь (площади) только помещения (помещений), которые являются согласно правоустанавливающим документам торговыми и фактически используются налогоплательщиком в целях осуществления розничной торговли (в рассматриваемой ситуации - площадь торгового зала без включения в его состав подсобных, административных, хозяйственных помещений).
Однако, в случае использования для ведения торговли, наряду с торговыми помещениями, к примеру, складских и (или) подсобных помещений, их площадь, наряду с торговыми площадями, также должна быть учтена налогоплательщиком при расчете ЕНВД.
Для определения критерия использования площади какого-либо помещения в процессе торговли, и соответственно, отражения этой площади в расчете ЕНВД следует исходить из того, что данный физический показатель определяется как площадь (площади) помещения (помещений), выделенной собственником товара, в которые (помещения) покупатель имеет право доступа. При этом под доступом подразумевается предоставление продавцом возможности покупателю выбрать и приобрести товар в результате предварительного ознакомления с ним, в том числе путем внешнего осмотра.
Поскольку пунктом 12 статьи 346.12 НК РФ для организаций, переведенных на систему налогообложения в виде ЕНВД, установлено ограничение по применению ими упрощенной системы, то предприятиям, подавшим заявление на применение упрощенной системы на 2003 год, но фактически осуществляющим виды деятельности, переведенные на уплату ЕНВД, должно быть направлено уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы N 26.2-3) с указанием основания, не позволяющего применять упрощенную систему - в данном случае, факта осуществления данными организациями вида (видов) предпринимательской деятельности, переведенных Законом 351-ЗТО на уплату ЕНВД.
Действующим налоговым законодательством не предусматривается формы уведомления о переводе налогоплательщиков на уплату ЕНВД, поэтому в отношении организаций, которые осуществляют виды деятельности, переведенные Законом N 351-ЗТО на уплату единого налога, но не подавали заявлений о переходе на упрощенную систему, со стороны налоговых органов не требуется каким-либо образом уведомлять их о переводе на уплату ЕНВД.
Заместитель руководителя Управления -
государственный советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга |
В.А. Чусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС России по Тульской области от 20 января 2003 г. N 14-c/475@ "О выдаче уведомлений организациям, перешедшим на упрощенную систему"
Текст письма опубликован: "Аудит-партнер", N 2 (129), январь 2003 г.