Решение Арбитражного суда Тульской области от 7 июня 2010 г. N А68-2473/10
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи |
Андреевой Е.В., |
судей |
Драчен А.В., Пестрецовой Н.М., |
протокол вела помощник судьи |
Горькова Е.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" к Собранию депутатов муниципального образования "Город Алексин" Алексинского района, главе муниципального образования "Город Алексин" Алексинского района о признании недействующими пунктов 8.2, 8.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексина, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования "Город Алексин" Алексинского района от 25.12.2009 N 13(13).7 "Об утверждении Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексин", третьи лица: МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство", администрация Тульской области, Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам, при участии прокурора Тульской области,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель Еремин Э.В., по доверенности от 01.02.2010 N 6; Баранова Л.Г., по доверенности от 14.05.2010 N19;
от Собрания депутатов - Шевякова И.Н., по доверенности от 21.04.2010;
от МУП - Шевякова И.Н., по доверенности от 14.08.2009; Кубрикова Л.М., по доверенности от 14.04.2010;
от администрации - не явился, извещен;
от Департамента - Сенина А.О., по доверенности от 03.02.2010;
от прокурора - Лазукина О.Г., удостоверение N168444;
от главы муниципального образования - не явился, извещен
установил:
решением Собрания депутатов муниципального образования "Город Алексин" Алексинского района от 25.12:2009 N 13(13).7 "Об утверждении Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексин" утверждены и 30.12.2009 опубликованы в газете "Муниципальные вести" Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексина.
Пунктом 8.2 Условий утвержден порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими допустимые; как произведение фактического объема сброса сточных вод абонента за контрольный период, тарифа на услуги по приему сточных вод и суммарного коэффициента кратности увеличения тарифа на услуги по приему сточных вод. Предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонента ограничивается трехкратным увеличением тарифа на услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 8.4 Условий определены условия, при которых происходит взимание дополнительной платы за каждый вид загрязнения в семикратном размере тарифа, предусмотренного пунктом 8.1 настоящих Условий приема сточных вод, за фактический объем водоотведения с момента обнаружения и до момента прекращения нарушения по сбросу сточных вод: за сброс загрязняющих веществ, запрещенных к приему в систему канализации, по которым в договоре, заключенном между абонентом и предприятием ВКХ, не установлены нормативы сброса; за залповый сброс.
Считая, что данные пункты Условий приема сточных вод не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы, ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В качестве обоснования заявленных требований заявитель указал, что оспариваемыми пунктами нормативного акта были установлены порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими допустимые и условия для взимания дополнительной платы за каждый вид загрязнения, установление которых не входит в компетенцию органа местного самоуправления согласно действующему законодательству, чем нарушены пункт 71 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации"; пункт 2 постановления Правительства Российской' Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов, пункты 7, 8 постановления администрации Тульской области от 22.10.2009 N 823 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов Тульской области".
Также, по мнению заявителя, данные пункты акта нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как при определенных условиях приводят к увеличению размера платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, чем ухудшают положение предприятия по сравнению с прошлыми периодами исходя из представленных расчетов.
Собрание депутатов муниципального образования "Город Алексин" Алексинского района Тульской области заявленное требование не признало по основаниям, изложенным в отзывах от 24.04.2010, 17.05.2010.
МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" возражало против удовлетворения требования заявителя.
Администрация Тульской области в судебное заседание не явилась, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам правовой позиции по рассматриваемому вопросу не высказал.
Прокурор Тульской области поддержал требование заявителя.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению: При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут быть оспорены в арбитражном суде в соответствии со Статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые Нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо оттого, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Исходя из положений части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял акт.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Ранее в Тульской области взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов производилось на основании постановления губернатора Тульской области от 08.07.1996 N 408, которое было признано утратившим силу постановлением администрации Тульской области от 20.08.2008 N 476.
Постановлением администрации Тульской области от 22.10.2009 N 823 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов Тульской области (далее-Порядок), в пункте 1 которого указано, что настоящий Порядок определяет правила взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства или организациями и предприятиями, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с юридических лиц, а также предпринимателей без образования юридического лица, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунальной канализации, заключившие с организацией ВКХ в установленном порядке договор на прием (сброс) сточных вод, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Тульской области.
Пунктом 7 данного Порядка предусмотрено, что условия приема, в том числе размер платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области, разрабатываются исходя из технического состояния очистных сооружений и размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ, устанавливаемых организациям ВКХ за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды,
Решением Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам от 15.06.2009 N 71-09.01.01008-Р-РСБХ-С-2009-00031/00 о предоставлении водного объекта в пользование МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" для водопользования в целях сброса сточных вод в водный объект р. Мышега определены условия для использования водного объекта и предельно допустимые концентрации вредных веществ в сточных водах при воздействии на водный объект.
Согласно пункту 8 Порядка Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Тульской области разрабатываются и утверждаются органами и организациями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
Согласно пункту 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Решением Собрания депутатов муниципального образования "Город Алексин" Алексинского района утверждены порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов с превышением допустимых концентраций (пункт 8.2) и плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт залпового сброса для всех видов загрязняющих веществ (пункт 8.4).
Суд считает, что при принятии оспариваемых пунктов нормативного акта орган местного самоуправления превысил свои полномочия в силу прямого указания в действующих нормативных актах, так как органом, уполномоченным принимать решения по данным вопросам, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 61 Правил установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
- соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
- обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
- техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
- защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Следовательно, определение платы за сброс в составе сточных вод абонентов загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, загрязняющих веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт аварийного сброса для всех видов загрязняющих веществ находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем пункты 8.2, 8.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексина должны быть признаны недействующими, поскольку приняты Собранием депутатов муниципального образования "Город Алексин" Алексинского района с превышением полномочий и противоречат постановлениям Правительства от 31.12.1995 N 1310 и от 12.02.1999 N 167, имеющим большую юридическую силу. Полномочия органа местного самоуправления обозначены в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и не подлежат расширительному толкованию.
Таким образом, пункты 8.2, 8.4 Условий Приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексина, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования "Город Алексин" Алексинского района от 25.12.2009 N 13(13).7 "Об утверждении Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексин", суд признает недействующими, так как они не соответствуют пункту 71 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации"; пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов"; пунктам 7, 8 постановления администрации Тульской области от 22.10.2009 N 823 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов Тульской области".
Руководствуясь статьями 29, 104, 110, 167, 170-176, 191-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
требование ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" удовлетворить.
Признать недействующими пункты 8.2, 8.4 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексина, утвержденных решением Собрания депутатов Муниципального образования "Город Алексин" Алексинского района от 25.12.2009 N 13(13).7 "Об утверждении Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации города Алексин" как не соответствующие пункту 71 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации"; пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов"; пунктам 7, 8 постановления администрации Тульской области от 22.10.2009 N 823 "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов Тульской области".
В удовлетворении требования к главе муниципального образования "Город Алексин" Алексинского района отказать.
Решение в этой части вступает в законную силу немедленно.
Взыскать с Собрания депутатов муниципального образования "Город Алексин" Алексинского района в пользу ЗАО "Алексинская бумажно-картонная фабрика" судебные расходы в размере 2000 руб.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
А.В. Драчен, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 7 июня 2010 г. N А68-2473/10 "О признании недействующими пунктов 8.2, 8.4 решения Собрания депутатов Муниципального образования город Алексин Алексинского района от 25.12.2009 N 13(13).7"
Текст решения официально опубликован не был