Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Тулы
от 26 июля 2011 г. N 1880
Концепция
инвестиционной политики в муниципальном образовании город Тула
Введение
Состояние инвестиционного климата - один из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития территории. Рост инвестиций является одним из основных факторов, способствующих подъему промышленного производства, общему оздоровлению экономики, решению проблем обновления технической и технологической базы, изношенности основных фондов.
Привлечение инвестиций в экономику города Тулы является одной из важных задач, стоящих перед администрацией города, решение которой возможно путем формирования целенаправленной и комплексной инвестиционной политики. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 13.10.2010 Президент РФ Д.А. Медведев отмечает повышение полномочий органов власти на местах по согласованию начала реализации инвестиционных проектов и ответственности должностных лиц за координацию этой работы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Послания следует читать как "от 30 ноября 2010 г."
Инвестиционная политика города должна быть направлена на объединение усилий участников инвестиционного процесса (предприятий, банков, страховых компаний, лизинговых компаний и других организаций), создание эффективно действующей инвестиционной инфраструктуры, консолидацию инвестиционных ресурсов.
Основные положения инвестиционной политики города изложены в настоящей концепции.
Концепция инвестиционной политики администрации города определяет систему целей в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности.
Цель концепции - определить роль и основные инструменты органов местного самоуправления для стимулирования инвестиционной деятельности. Концепция раскрывает совокупность правовых актов, правил, определяющих процесс привлечения и реализации инвестиционных ресурсов.
1. Основные понятия, применяемые в настоящей концепции
Инвестиции - денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, интеллектуальная собственность, любое другое имущество или имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения положительного полезного (социального) эффекта.
Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на создание, воспроизводство и приобретение основных средств (капитальные вложения).
Инвестиционная деятельность - деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта).
Инвестиционная стратегия - определение долгосрочных целей инвестиционной деятельности и путей их достижения.
Инвестиционная политика - комплекс мероприятий по организации и управлению инвестиционной деятельностью, направленных на обеспечение оптимальных объемов и структуры инвестиционных активов, рост их прибыльности при допустимом уровне риска. Предполагает формирование системы целевых ориентиров инвестиционной деятельности, выбор наиболее эффективных способов их достижения. Важнейшими элементами инвестиционной политики города являются стратегические и тактические процессы управления инвестиционной деятельностью.
Инвестиционный климат - обобщающая характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику города.
Инвестиционный потенциал - совокупность показателей, характеризующих механизм управления городской собственностью, объем свободных земельных ресурсов и недвижимости, состояние инженерной инфраструктуры и дорожно-транспортной сети, архитектурный облик и т.п.
Инвестиционный имидж - это постоянный управленческий процесс, посредством которого все ресурсы муниципального образования город Тула задействованы для формирования у целевой группы инвесторов устойчивого позитивного мнения как о прозрачном, надежном и добросовестном объекте инвестиций.
Инвестиционная деятельность - комплекс работ по нахождению объектов инвестиций, их анализу, установлению контактов между участниками инвестиционного рынка, разработке технико-экономических обоснований (бизнес-планов) реализации проекта, юридическому оформлению сделки между соискателем инвестиций и инвестором и осуществлению проекта.
Инвестиционная привлекательность - комплекс отличительных особенностей объекта, обладающих притягательной для инвестора характеристикой (низкие риски, льготы, конкурентоспособность продукции, свободные рынки сбыта, дешевая рабочая сила, удобные транспортные узлы и т.п.).
Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций в определенный объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.
Инвестиционные ресурсы - реальные и финансовые активы, предназначенные для вложения в объекты инвестирования.
Инвестиционный кредит - кредит, предоставляемый на инвестиционные цели.
Инвестиционный налоговый кредит - вид налоговых льгот, предполагающий отсрочку уплаты в бюджет начисленных налоговых сумм при использовании обусловленной части чистой прибыли на инвестирование.
Инвестиционный риск - вероятность возникновения финансовых потерь в виде утраты капитала или дохода в связи с неопределенностью условий инвестиционной деятельности.
Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение средств в объекты инвестирования.
Иностранные инвестиции - вложения капитальных средств иностранных граждан, фирм, организаций, государств в различные виды предпринимательской деятельности на территории города с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.
Финансовые вложения организаций - вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц, процентные облигации государственных и местных займов, уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, созданных на территории страны или за ее пределами, и т.п., а также займы, предоставленные другим юридическим лицам. Финансовые вложения, осуществленные организацией, в зависимости от срока погашения займов и кредитов подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.
Чистые инвестиции - валовые инвестиции, уменьшенные на величину амортизационных отчислений.
Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.
Эффективность инвестиций - соотношение результатов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта и инвестиционных вложений. Измеряется комплексом показателей, основными из которых являются: дисконтированный доход, индекс доходности, срок окупаемости.
2. Цель, задачи и основные принципы инвестиционной политики
в муниципальном образовании город Тула
Основной целью инвестиционной политики города является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Это будет способствовать обеспечению занятости и повышению доходов населения, расширению налоговой базы и сбалансированности городского бюджета, ослаблению социальных проблем и напряженности в обществе.
Инвестиционная политика города рассчитана на использование в первую очередь внутреннего инвестиционного потенциала (средств предприятий, кредитных организаций, населения, бюджета развития города и др.), формирование благоприятного инвестиционного климата города, которые в свою очередь создадут предпосылки для привлечения внешних инвестиций из других регионов и из-за рубежа.
Благоприятный инвестиционный климат является главным стимулом развития промышленности и предпринимательства, что обеспечивает рост товарооборота и финансовых средств, поступающих в бюджет в виде налоговых платежей. Наоборот, отсутствие благоприятной инвестиционной среды тормозит экономический рост. Так, среди наиболее распространенных причин, сдерживающих развитие малых предприятий и предпринимательства в целом, бизнесмены называют обременительные налоги, трудности с материальными ресурсами, отсутствие дополнительных источников финансирования, отсутствие помещений для производства (и современных офисов), давление монопольных структур, проблемы сбыта, дефицит квалифицированных специалистов и т.д.
В процессе создания благоприятного инвестиционного климата органы местного самоуправления в зависимости от характера поставленных задач могут выполнять различные функции - организатора, менеджера (операционное управление проектом), инвестора, владеющего акциями проекта, либо другого участника инвестиционного рынка. При этом содействие развитию предпринимательства со стороны органов местного самоуправления должно проводиться в тесном взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей, финансовыми институтами и другими рыночными структурами.
К основным задачам инвестиционной политики города относятся:
- оценка инвестиционного потенциала города;
- привлечение внимания российских и иностранных инвесторов к городу Туле, формирование благоприятного инвестиционного климата города, представление его как перспективного партнера;
- создание и развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности города;
- обеспечение активного взаимодействия потенциальных участников инвестиционного процесса с целью вовлечения их в инвестиционный процесс;
- мобилизация инвестиционных ресурсов города и обеспечение их эффективного использования;
- обеспечение продвижения инвестиционных проектов, программ предприятий города на российский и внешний рынки инвестиционных проектов;
- содействие предприятиям города в привлечении инвестиций.
Городская инвестиционная политика должна осуществляться на основе следующих принципов:
- публичность и прозрачность принятия инвестиционных решений;
- минимизация вмешательства органов местного самоуправления в сферу взаимоотношений субъектов инвестиционной деятельности;
- обеспечения поддержки муниципалитетом инвестиционной деятельности на территории города;
- равные условия доступа и деятельности на инвестиционном рынке всех субъектов предпринимательства независимо от форм собственности, размеров бизнеса;
- упрощение процедур осуществления муниципальной поддержки инвестиционной деятельности на территории города.
Основные положения инвестиционной политики города изложены в настоящей концепции. В концепции проведена оценка инвестиционного климата в городе Туле, выявлены основные направления инвестиционной политики, разработка которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.
При подготовке концепции были использованы документы федерального, регионального и муниципального уровней. В процессе работы использовались разработки и рекомендации Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, был изучен опыт аналогичных разработок в российских городах: Нижний Новгород, Ярославль, Белгород, Рязань, Калуга и другие.
3. Анализ состояния инвестиционных процессов
в муниципальном образовании город Тула
Обобщающей характеристикой социально-экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику муниципального образования город Тула, является его инвестиционный климат. Главными составляющими инвестиционного климата являются инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, управление которыми формируют в конечном итоге инвестиционную привлекательность муниципального образования город Тула.
3.1. Общая характеристика города Тулы
Тула - город-герой, административный, экономический и культурный центр Тульской области. Расположен в центрально-европейской части Российской Федерации, на реке Упе (приток реки Оки) в 193 км к югу от города Москвы, в зоне умеренно-континентального климата, который характеризуется теплым летом и умеренно-суровой и снежной зимой.
Тула - один из старейших русских городов (год основания 1146). В 1937 году с образованием Тульской области Тула стала ее центром. Население города Тулы - 502 тыс. человек, в том числе экономически активное население - 356 тыс. человек.
Территория города составляет 145,8 кв. км. Площадь застроенных земель в городе Туле - 62,9 кв. км, незастроенных - 82,9 кв. км.
Тула является крупнейшим транспортным узлом на пересечении железных дорог Москва - Донбасс, Вязьма - Сызрань, Тула - Козельск и автомагистрали федерального значения Москва - Крым, связывающих город с другими областями России и странами ближнего и дальнего зарубежья.
Современная Тула - крупный промышленный город. Ведущие отрасли - черная металлургия, машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов, пищевая, полиграфическая и мукомольно-крупяная промышленность.
Характерной особенностью промышленности города является большой удельный вес предприятий оборонного значения. Более двух десятков предприятий, НИИ и КБ разрабатывают и серийно изготавливают уникальное вооружение и военную технику. Наиболее сильные позиции тульские производители занимают в области промышленности вооружений, боеприпасов и радиопромышленности.
Сегодня многие тульские предприятия занимают лидирующие позиции, успешно конкурируют с отечественными и зарубежными производителями.
В городе особое внимание уделяется малому бизнесу, который в последнее время развивается быстрыми темпами. Основные виды деятельности предпринимательских структур - производство потребительских товаров, продукции производственно-технического назначения, строительных материалов; ремонт и строительство зданий и сооружений; оказание торговых, посреднических, бытовых и других услуг.
Тула - студенческий город, где функционируют более 7 высших учебных заведений, в том числе: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тульский государственный университет, Тульский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института, Тульский филиал Московского института экономики, менеджмента и права и другие; значительное число государственных средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ. В городе работают более 10 крупных научно-исследовательских и проектных организаций.
В Туле один из старейших в стране Тульский академический театр драмы, театр юного зрителя, кукольный театр, музеи, филармония, цирк, кинотеатры, Дворцы культуры. В городе имеются многочисленные архитектурные памятники.
Наличие Генерального плана Тулы как документа, направленного на оптимизацию пространственной среды города, и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула является значительным положительным фактором в формировании российской и международной репутации Тулы как открытого современного города.
Город Тула с его огромным экономическим, научным и культурным потенциалом открыт для взаимовыгодного сотрудничества и приглашает потенциальных партнеров для совместной реализации программ и проектов.
3.2. Анализ инвестиционной активности
в муниципальном образовании город Тула
Объем инвестиций в основной капитал за 2010 год составил 105,8 процента по отношению к предыдущему году и распределился следующим образом: инвестиции в жилища - 851,7 млн. рублей, инвестиции в здания (кроме жилых) и сооружения - 3363,9 млн. рублей, инвестиции в машины, оборудование - 4492,9 млн. рублей. Из общего объема инвестиций инвестиции в машины, оборудование и инструменты составляют 51 процент.
Наибольший объем инвестиций приходится на инвестиции в частную собственность.
Динамика инвестиций за период с 2006 по 2010 годы представлена на диаграмме.
Динамика инвестиций в основной капитал
Рисунок не приводится.
Наибольший объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования отмечался в 2008 году в размере 10,8 млрд. рублей, что в 1,6 раза выше уровня 2006 года. В 2009 - 2010 годах наблюдается некоторое снижение объема инвестиций из-за влияния мирового финансового кризиса. В то же время объем инвестиций в основной капитал в 2010 году увеличился на 33 процента по отношению к 2006 году и на 5,8 процента по отношению к 2009 году.
Рост объемов инвестиций в основной капитал в 2010 году отмечен в следующих видах экономической деятельности:
- производство электроэнергии, газа и воды - 133,3 процента;
- строительстве - 110,3 процента;
- управление эксплуатацией жилого фонда - в 2,7 раза;
- научные исследования и разработки - в 2,0 раза;
- образование - 116,4 процента;
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 191,6 процента.
Сокращение инвестиций по отношению к 2009 году произошло в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (32,9 процента), в обрабатывающем производстве (78,5 процента), деятельности ресторанов и гостиниц (40,0 процента), здравоохранении и предоставлении социальных услуг (46,4 процента).
В обрабатывающей промышленности основная доля инвестиций приходится на ввод новых мощностей в химическом производстве (330 процентов), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (180,3 процента), производстве резиновых и пластмассовых изделий (290 процентов), издательской и полиграфической деятельности (195,6 процента), а также производстве электрооборудования (168,8 процента).
Снижение инвестиционной деятельности наблюдается в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (50,4 процента), обработке древесины и производстве изделий из дерева (77,3 процента), текстильном, швейном производстве и производстве пищевых продуктов на 20 процентов в каждой отрасли.
Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности выглядит следующим образом.
Структура инвестиций по видам экономической деятельности
Рисунок не приводится.
Анализ источников инвестиции в основной капитал за 2010 год выделяет следующие источники финансирования: собственные средства предприятий - 4,67 млрд. рублей (53,2 процента от общего объема) и привлеченные - 4,09 млрд. рублей, из них бюджетные средства - 1,66 млрд. рублей (40,5 процента), кредиты банков - 0,87 млрд. рублей (21,3 процента).
Привлечение инвестиций предусматривает как создание благоприятных условий для работы инвесторов, так и прямое участие администрации города Тулы в инвестиционной деятельности.
Общий объем бюджетных инвестиций в 2010 году в объекты капитального строительства составил 1452,6 млн. руб. Структура капитальных вложений выглядит следующим образом:
- жилищный фонд - 52,7 процента;
- жилищное строительство - 22,2 процента;
- благоустройство - 15,9 процента;
- здравоохранение - 7,7 процента;
- коммунальное строительство - 1,2 процента;
- культура - 0,1 процента;
- прочие - 0,2 процента.
В сфере здравоохранения и культуры освоено 115,5 млн. рублей на проведение ряда крупномасштабных ремонтов: реконструкция и ремонтные работы в МУК "Дворец культуры "Косогорец", МУК "Центр (клуб) культуры и досуга", МДОУ N 51, МУЗ "Больница скорой медицинской помощи им. Ваныкина"; капитальный ремонт здания стационара МУЗ "Детская инфекционная больница N 2 г. Тулы" и детского инфекционного отделения МУЗ "Городская больница N 1 г. Тулы".
С 2010 по 2012 годы реализуется муниципальная долгосрочная целевая программа "Развитие здравоохранения в городе Туле" с объемом бюджетного финансирования в размере 256,7 млн. рублей.
В сфере жилищного строительства проведены проектно-изыскательские работы по жилой застройке Скуратовского микрорайона города Тулы. На инженерное обеспечение поселков Скуратовский и Менделеевский Центрального района города (водоснабжение) было освоено 5 млн. рублей. Сданы в эксплуатацию магистральные сети и сооружения в рамках инвестиционного проекта "Жилая застройка IV Северо-Восточного микрорайона города Тулы".
Проведены подготовительные работы по строительству спортивной велотрассы ВМ-Х по ул. Луначарского в Зареченском районе, по восстановлению спорткомплекса "Металлург" в Пролетарском районе на общую сумму 2,16 млн. рублей.
Для улучшения работы жилищно-коммунального хозяйства города Тулы приобретена коммунальная техника на сумму 16,9 млн. рублей, из них 10,8 млн. рублей - средства муниципального бюджета.
Ключевым фактором является привлечение средств бюджетов всех уровней в муниципальный сектор экономики и инфраструктуру города через участие в муниципальных, областных и федеральных целевых программах.
В 2010 году 54 семьи (127 человек) получили новое жилье в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного муниципального жилищного фонда в городе Туле на 2009 - 2010 годы". Объем финансирования составил 314,49 млн. рублей, в том числе средства Фонда в размере 254,978 млн. рублей, бюджета Тульской области - 21,09 млн. рублей и бюджета города Тулы - 38,42 млн. рублей.
Проведен капитальный ремонт 232 домов общей площадью 395,4 тыс. кв. м по муниципальной адресной программе "Ремонт жилищного фонда на 2010 год". Финансирование из бюджета муниципального образования город Тула составило 63,047 млн. рублей, софинансирование из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 702,2 млн. рублей и собственников жилья - 8 млн. рублей.
Наибольший интерес и привлекательность для инвесторов вызывают территории, имеющие развитую транспортную и коммунальную инфраструктуру.
В целях развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Тула приняты муниципальные долгосрочные целевые программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Туле на 2011 - 2014 годы" с объемом финансирования 489 млн. рублей и "Реконструкция городской транспортной сети" с объемом финансирования из бюджета города 107 млн. рублей.
В 2010 году введен в эксплуатацию участок дороги от Новомосковской развязки до Калужского шоссе шириной в четыре полосы движения. Объем инвестиции 189,97 млн. рублей. Проведен капитальный ремонт автодорожного путепровода 195 км (Одоевский) на станции "Тула-1".
Начата реализация проектов по строительству троллейбусной линии от станции Южная до поселка Менделеевский, 2-й очереди Восточного обхода города Тулы с мостом через реку Упу и путепроводом через ж.д. "Смоленск - Мичуринск".
Кроме инфраструктурных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, на территории муниципального образования город Тула реализуются проекты и программы частных инвесторов.
ОАО "Косогорский металлургический завод" реализовало инвестиционный проект по перевооружению основного производства, предполагающий реконструкцию доменного производства N 1, создание брикетной фабрики для доменного производства и строительство аспирационных установок сухой газоочистки. Объем инвестиций свыше 2617 млн. рублей. В рамках проекта обновлен подвижной состав железнодорожного цеха - приобретен новый тяговый агрегат - тепловоз марки ТЭМ-9.
ЗАО "Тульский завод РТИ" освоило производство изделий для пневматических тормозных систем железнодорожного транспорта с внедрением современного комплекса высокопроизводительного оборудования. Проект реализовывался с 2006 по 2010 годы. Общий объем инвестиций составил 43 млн. рублей.
ООО "Спар-Тула" реализовало 4 проекта в сфере развития потребительского рынка на общую сумму инвестиций 558,8 млн. рублей.
Кроме этого реализуются крупные инвестиционные проекты по строительству агломерационной фабрики ОАО "Тулачермет", модернизации массоподготовительного производства ОАО "Тульский кирпичный завод", созданию предприятия по производству сборных железобетонных изделий широкого назначения ЗАО "Внешстрой", внедрению автономной газогенераторной электростанции "ГПЭС" мощностью 4 МВт ОАО "АК "Туламашзавод", обновлению парка металлорежущего оборудования ОАО "Тулаточмаш", созданию автосборочного производства на территории Тульского комбайнового завода и др.
Иностранные инвестиции
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в 2010 году в нефинансовый сектор экономики (без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков; включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США по курсу Центробанка РФ), составил 18226,5 тыс. долларов США и уменьшился по сравнению с 2009 годом на 75 процентов. Уменьшение инвестиций произошло за счет снижения кредитования производства пищевых продуктов и розничной торговли, а также снижения прямых инвестиций в деятельности инженерно-технического проектирования, архитектуры, геолого-разведочных и геофизических работ.
Характеристика иностранных инвестиций
Рисунок не приводится.
Движение иностранных инвестиций в 2010 году отражено в таблице:
|
Накоплено |
Поступило |
Изъято |
|
тыс. долл. |
в % к |
|||
Всего, в том числе: |
81198,0 |
18226,5 |
100 |
6487,1 |
прямые, из них: |
39089,1 |
6645,9 |
36,5 |
5102,0 |
взносы в капитал |
31565,3 |
5571,6 |
30,6 |
1,2 |
кредиты, полученные от |
|
|
|
|
прочие прямые инвестиции |
245,2 |
- |
- |
- |
портфельные, из них: |
1149,8 |
147,8 |
0,8 |
9,9 |
акции и паи |
1149,8 |
147,8 |
0,8 |
9,9 |
прочие инвестиции, из них: |
40959,1 |
11432,8 |
62,7 |
1375,2 |
прочие кредиты |
40959,1 |
11432,8 |
62,7 |
1375,2 |
Поступление иностранных инвестиций в 2010 году по видам деятельности
|
Поступило |
В том числе: |
||
прямые |
портфельные |
прочие |
||
Всего, в том числе: |
18226,5 |
6645,9 |
147,8 |
11432,8 |
сельское хозяйство, охота |
|
|
|
|
обрабатывающие |
|
|
|
|
производство пищевых |
|
|
|
|
текстильное и швейное |
|
|
|
|
производство обуви |
0,4 |
0,4 |
- |
- |
издательская и |
|
|
|
|
химическое производство |
- |
- |
- |
- |
металлургическое |
|
|
|
|
производство машин и |
|
|
|
|
производство |
|
|
|
|
прочие производства |
- |
- |
- |
- |
производство и |
|
|
|
|
строительство |
5350,8 |
5346,8 |
4,0 |
- |
оптовая и розничная |
|
|
|
|
деятельность гостиниц и |
|
|
|
|
финансовая деятельность |
80,8 |
- |
80,8 |
- |
операции с недвижимым |
|
|
|
|
Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являлись: ООО "Слобода", ООО СРК "Регион", ООО "Квадра", ООО "Спар-Тула", ООО "Интерфарма", ЗАО МСК "Гарант-Мед" и другие.
Среди стран, участвующих в инвестировании предприятий города, можно выделить Виргинские острова, Украину, Индию, Кипр, Австрию и др.
Привлечение инвестиций в экономику города Тулы, создание оптимальных условий для работы инвесторов - это важнейшие условия дальнейшего развития города Тулы.
3.3. Причины, препятствующие развитию инвестиционной деятельности
в муниципальном образовании город Тула
В процессе анализа выявлены следующие причины, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в муниципальном образовании город Тула:
1. Недостаток собственных средств предприятий для реализации инвестиционных проектов.
2. Неудовлетворительное качество кредитных ресурсов (высокая доля быстрооборачивающихся ресурсов и, соответственно, низкая доля долгосрочной составляющей).
3. Низкая активность страховых компаний в разработках и реализации инновационных и инвестиционных проектов.
4. Отсутствие у предприятий-заемщиков реального залогового обеспечения кредитов.
5. Недостаточность обеспечения предпринимательства и промышленности актуальной инвестиционной информацией.
Несмотря на проводимую администрацией города работу в области организации и развития инвестиционной деятельности, в настоящее время существуют проблемы, препятствующие активному участию инвесторов. К их числу можно отнести проблемы, связанные с подготовкой и обслуживанием инвестиционных проектов.
Усилия органов власти должны быть направлены на решение таких проблем, как формирование благоприятных условий для размещения инвестиций, пропаганда культуры проведения прединвестиционной работы на предприятиях, развитие эффективной инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованный процесс инвестирования.
Проводимая администрацией города инвестиционная политика должна быть направлена на всестороннюю поддержку любой инвестиционной инициативы, имеющей в конечном итоге целью открытие новых производств, развитие новых видов деятельности, увеличение производственного потенциала, сокращение безработицы и расширение налогооблагаемой базы.
4. Условия и правовые основы инвестиционной деятельности
в муниципальном образовании город Тула
На состояние инвестиционных процессов в городе Туле прямое влияние оказывает инвестиционный климат Тульской области.
Инвестиционная деятельность на территории Тульской области и города Тулы регламентируется следующими документами:
1. Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
2. Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
3. Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
4. Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ, (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
5. Федеральным законом от 26.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона N 164-ФЗ следует читать как " от 29 октября 1998 г."
6. Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
7. Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
8. Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
9. Законом Тульской области 18.12.2008 N 1181-ЗТО "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Тульской области, осуществляемой в форме капитальных вложений".
10. Законом Тульской области 06.02.2010 N 1390-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области".
11. Постановлением администрации Тульской области от 10.09.2008 N 531 "Об утверждении порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется государственная гарантия Тульской области".
12. Постановлением администрации Тульской области от 30.05.2011 N 432 "Об утверждении Правил проведения проверки и Методики оценки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджета Тульской области, на предмет эффективности использования средств бюджета Тульской области, направляемых на капитальные вложения".
13. Постановлением администрации Тульской области от 07.06.2011 N 458 "Об утверждении Правил использования бюджетных ассигнований бюджета Тульской области на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений".
14. Решением Тульской городской Думы от 22.11.2006 N 22/401 "О порядке предоставления льгот по местным налогам на территории города Тулы".
15. Генеральным планом города Тулы, утвержденным решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 N 32/676.
16. Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406.
17. Постановлением администрации города Тулы от 09.07.2009 N 1993 "Об утверждении Положения об основах реализации инвестиционных проектов на территории города Тулы".
18. Постановлением администрации города Тулы от 20.04.2011 N 996 "Об утверждении правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (недвижимости) муниципальной собственности города Тулы, не включенные в муниципальные долгосрочные программы".
В целом нормативно-правовая база регулирования инвестиционного процесса в Туле создана. Однако для дальнейшего эффективного функционирования инвестиционной системы, обеспечения прозрачности инвестиционного процесса, стабильности правового статуса инвестора, защиты прав участников инвестиционного процесса, создания благоприятных условий функционирования предприятий в период реализации инвестиционных проектов необходимо внести ряд изменений и дополнений в существующие, а также принять новые нормативные правовые акты.
5. Развитие благоприятной инвестиционной среды.
Основные мероприятия инвестиционной политики администрации города Тулы
5.1. Приоритеты инвестиционной политики города Тулы
Стратегическими целями формирования инвестиционной политики в городе Туле является создание условий для активизации экономики города, адаптации ее к развивающимся рыночным отношениям. При этом приоритетными направлениями вложения инвестиций в городе Туле могут стать:
- содержание, обслуживание и развитие инфраструктуры города и жилищно-коммунального хозяйства;
- промышленное освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий;
- производство импортозамещающей продукции;
- производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке;
- укрепление конкурентных позиций местных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
- углубленная переработка местного сырья;
- производство продовольственной продукции;
- улучшение экологии на территории города;
- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- иные направления, ориентированные на развитие города.
С точки зрения интересов муниципального образования город Тула инвестиционная политика города призвана обеспечить формирование доходной части бюджета за счет активизации хозяйственной жизни и эффективного управления муниципальной собственностью.
Целесообразно стимулировать долгосрочное сотрудничество путем поощрения инвесторов, уже зарекомендовавших себя в предшествующих периодах.
Муниципальная собственность города Тулы представляет собой важный ресурс стимулирования инвестиционной активности. Эффективная организация управления собственностью, а также проведение взвешенной политики по ее реализации потенциальным инвесторам являются рычагом активизации инвестиционной деятельности.
В структуре собственности города в интересах инвестиционной деятельности можно выделить:
- земельные участки;
- объекты недвижимости (здания и сооружения);
- имущественные комплексы;
- пакеты акций предприятий и организаций, в которых город выступает акционером.
5.2. Основные направления инвестиционной политики
администрации города Тулы
Развитие инвестиционной среды требует определения целей, задач и методов реализации инвестиционной политики.
Реализация инвестиционной политики будет осуществляться по следующим направлениям:
- совершенствование нормативной правовой базы муниципальной поддержки и гарантий инвесторам в городе Туле;
- выделение инвестиционных площадок;
- формирование инвестиционного паспорта города;
- осуществление мониторинга инвестиционной деятельности и систематизация информации о соискателях инвестиций и инвесторах.
5.2.1. Совершенствование нормативной правовой базы
Налоговым кодексом РФ предусмотрено право организации на изменение срока уплаты налога и сбора в форме отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов:
1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.
Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
В сфере правового обеспечения и формирования благоприятного правового климата для инвестиционной деятельности на муниципальном уровне предполагается провести анализ принятых нормативных правовых актов в сфере предоставления льгот и гарантий субъектам инвестиционной деятельности, при необходимости внести изменения, направленные на упорядочение, оптимизацию инвестиционного процесса и снижение бюрократических барьеров.
Повысить привлекательность муниципального образования город Тула для инвесторов и инвестиций в основной капитал предполагается посредством разработки и реализации программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности города Тулы".
Одними из мер муниципальной финансовой поддержки инвестиционной деятельности может стать предоставление инвесторам муниципальных гарантий при получении кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов, а также субсидирование процентной ставки по кредиту за счет бюджета муниципального образования город Тула.
Поддержка перспективных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости может выражаться в поиске инвесторов, выделении земельных участков под строительство, сопровождении инвестиционных проектов и других нефинансовых мер поддержки.
Одновременно с этим в качестве финансовых инструментов инвестиционной политики предполагается активно использовать компании, специализирующиеся на лизинге, в качестве финансовых посредников и страхование инвестиций.
В настоящее время эффективность страхования инвестиций нельзя оценивать как высокую. Необходимо более детально изучить и проработать данный вопрос на основе анализа опыта других муниципальных образований и регионов, привлекая компетентные организации, специализирующиеся в данной сфере.
5.2.2. Инвестиционные площадки
Выбор площадки для реализации инвестиционного проекта во многом определяют условия по предварительному согласованию инвестиционного проекта и отведению земельного участка.
С целью предложений инвестору объекта для инвестиций необходимо провести работу по формированию инвестиционных площадок как муниципальных, так и находящихся в частной собственности.
Предполагается выделить имущественные ресурсы (муниципальные земельные участки и муниципальную собственность) с предварительным расчетом затрат на присоединение к инженерным сетям и коммуникациям (газ, вода и водоотведение, электроэнергия, связь, транспортная доступность), а в зависимости от решения администрации города Тулы по конкретной площадке провести работы по подводу инженерных сетей и коммуникаций соответствующими организациями - поставщиками к границам инвестиционной площадки.
Формирование сведений о частных инвестиционных предложениях будет способствовать собственникам инвестиционных площадок в привлечении инвестиций.
С этой целью планируется организовать взаимодействие с собственниками инвестиционных площадей (зданий, сооружений и земельных участков) по составлению инвестиционных предложений с характеристиками и условиями предоставления в целях реализации инвестиционного проекта.
Данный информационный ресурс предлагается разместить на официальном сайте администрации города Тулы в сети "Интернет", использовать на региональных, российских выставках и инвестиционных форумах.
5.2.3. Формирование инвестиционного паспорта города
Основная цель данного направления инвестиционной политики - привлечь внимание российских и деловых международных кругов к городу Туле, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики предприятий и условий осуществления инвестиционной деятельности, представить муниципальное образование город Тула как перспективного партнера, обладающего значительным экономическим потенциалом.
Основными направлениями деятельности по созданию инвестиционного паспорта города являются:
- распространение информации о преимуществах города (сырьевого, промышленного, научного и кадрового потенциала и др.), правовой инвестиционной основе города, инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры посредством средств массовой информации и международного информационного обмена, презентаций города и отдельных инвестиционных проектов, распространения информационно-рекламных материалов;
- привлечение к работе на территории города организаций и программ с иностранным участием, международных банков, институциональных инвесторов;
- участие в инвестиционных семинарах, выставках, ярмарках; подключение к электронным базам данных, содержащим информацию о потенциальных зарубежных инвесторах;
- разработка каталога инвестиционных предложений.
5.2.4. Мониторинг инвестиционной деятельности
Мониторинг инвестиционного процесса является основой при разработке и реализации инвестиционных программ на территории города, а также для активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.
Мониторинг инвестиционной деятельности может стать основой совершенствования прогнозирования социально-экономического развития города.
В целях осуществления мониторинга инвестиционной деятельности необходимо создать:
- информационную базу инвестиционных проектов и инвестиционных предложений;
- банк данных потенциальных инвесторов.
Разумная политика стимулирования деятельности инвесторов, обеспечение им гарантий от инвестиционных рисков и другие меры поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образования город Тула, а также наличие необходимой инфраструктуры будут способствовать привлечению существенных финансовых средств в производственную сферу.
Создание благоприятного режима осуществления инвестиционной деятельности не только стимулирует приток инвестиций в экономику, но и увеличивает налоговые поступления в бюджет.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Тулы от 26 июля 2011 г. N 1880 "Об утверждении концепции инвестиционной политики в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.