Решение Тульского областного суда от 16 июля 2007 г.
Тульский областной суд в составе:
председательствующего: Луниной Т.Д.
с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Рамбековой О.В.
при секретаре Куманяевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Архиповой Елены Станиславовны о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими абзаца 2 статьи 2, абзацев 1 и 2 статьи 4 в части слов: "исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год", статьи 11 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. N 495-ФЗ "О государственной социальной помощи в Тульской области"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Тульской области "О государственной социальной помощи в Тульской области" от 28 декабря 2004 г. следует читать как " N 495-ЗТО"
установил:
27 декабря 2004 года Тульской областной Думой принят Закон Тульской области N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области".
28 декабря 2004 года указанный Закон подписан Губернатором Тульской области, 30 декабря 2004 года официально опубликован в областной общественно-политической газете "Тульские известия" N 278-279.
Архипова Е.С. обратилась в суд с заявлением о признании абзаца 2 статьи 2, абз. 1 и 2 статьи 4 в части слов: "исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год" противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня принятия.
В обоснование требований указала, что она является многодетной матерью, воспитывает 5 детей. Среднедушевой доход ее семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области. В соответствии с оспариваемым заявителем Законом ее семья, как малоимущая, имеет право на оказание им государственной социальной помощи (ГСП). В январе 2007 г. ее семья была поставлена в очередь на получение ГСП, в марте текущего года оказана ГСП в меньшем размере, установленном ст. 4 Закона. Считает, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему федеральному законодательству в сфере социального развития, ограничивают права ее семьи на получение государственной социальной помощи.
13.06.2007 г. Архипова Е.С. обратилась в суд с заявлением о признании статьи 11 указанного Закона противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня принятия. Заявленные требования мотивирует тем, что оспариваемая норма Закона, признавая утратившим силу Закон Тульской области от 24.04.1997 г. N 50-ЗТО "Об адресной социальной помощи" и законы области, вносящие в него изменения, лишила возможности получения ее семьей ежемесячной социальной помощи в размере прожиточного минимума.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Тульской области N 50-ЗТО "Об адресной социальной помощи" следует читать как "от 8 мая 1997 г."
Данные дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании заявитель Архипова Е.С. поддержала заявленные требования, просила признать недействующими отдельные положения Закона Тульской области от 28.12.2004 г. N 495-ЗТО, поскольку они противоречат федеральному законодательству, дополнительно пояснив, что статья 2 оспариваемого нормативного правового акта противоречит ст. 3 Федерального Закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ (в ред. от 25.11.2006 г.) "О государственной социальной помощи";
статья 4 - части 2 статьи 5, статье 11 Федерального Закона N 178-ФЗ;
статья 11 - статьям 7 - 12 Федерального Закона N 178-ФЗ.
Заявитель считает, что при принятии Закона области также были нарушены требования ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года и постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П о недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
Представитель Тульской областной Думы по доверенности Зинькова В.В., требования заявителя не признала, пояснив, что Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области" принят во исполнение требований Федерального Закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который установил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
При этом в качестве дополнительной гарантии на получение государственной социальной помощи частью 2 статьи 2 Закона Тульской области N 495-ЗТО от 28.12.2004 г. установлено первоочередное право на ее получение при прочих равных условиях, одиноко проживающим неработающим пенсионерам, достигшим возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, инвалидам и малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми. Заявитель Архипова Е.С. относится к малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми и, следовательно, имеет первоочередное право на государственную социальную помощь.
Нормы статьи 4 Закона Тульской области N 495-ЗТО, предусматривающие определение размера государственной социальной помощи, исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год, не ограничивают прав малоимущих семей на получение государственной социальной помощи и не могут повлечь отказ в финансировании этого расходного обязательства в полном объеме. Довод Архиповой Е.С. о том, что органами исполнительной власти области ей было отказано в государственной социальной помощи, не может являться основанием для признания Закона Тульской области N 495-ЗТО противоречащим федеральному законодательству.
Статьей 11 оспариваемого Закона признаны утратившими силу Закон Тульской области от 24 апреля 1997 года N 50-ЗТО "Об адресной социальной помощи" и законы области, вносящие в него изменения, поскольку введено новое правовое регулирование оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которое соответствует федеральному законодательству.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Тульской области N 50-ЗТО "Об адресной социальной помощи" следует читать как "от 8 мая 1997 г."
Учитывая, что оспариваемый Закон принят в соответствии с требованиями федерального законодательства, доводы заявителя о том, что в оспариваемых нормах Закона заложен механизм произвольного отказа органов государственной власти Тульской области в оказании государственной социальной помощи малоимущим гражданам из-за недостаточного финансирования, Тульская областная Дума считает необоснованными, просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Губернатора Тульской области по доверенности Тимошин В.Р. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему федеральному законодательству, приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, не нарушают прав и свобод заявителя, а обеспечивают их соблюдение, устанавливая единый порядок выплат социальных пособий.
Выслушав участвующих в деле лиц, обсудив их доводы, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Тульской областной прокуратуры Рамбековой О.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу статьи 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на территории РФ (часть 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи (часть 5).
В подп. "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предоставлено право законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального Закона от 17 июня 1997 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", законодательство о государственной социальной помощи состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального Закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует читать как "от 17 июля 1999 г."
В целях реализации вышеназванных норм федерального законодательства, Тульской областной Думой 28.12.2004 г. был принят Закон Тульской области N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области", который установил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
Статьей 2 Закона установлено, что право на государственную социальную помощь имеют малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
При прочих равных условиях первоочередное право имеют одиноко проживающие неработающие пенсионеры, достигшие возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, инвалиды и малоимущие семьи с несовершеннолетними детьми (абзац 2 статьи 2 Закона).
Доводы заявителя о том, что абзац 2 статьи 2 оспариваемого Закона противоречит ст. 3 Федерального Закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Как следует из содержания статьи 3 Федерального Закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ, государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
адресного использования бюджетных средств;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов населения.
Таким образом, в статье 3 Федерального Закона N 178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи.
Абзацем 2 статьи 2 оспариваемого нормативного правового акта установлено первоочередное право на государственную социальную помощь (при прочих равных условиях), в том числе малоимущим семьям с несовершеннолетними детьми, к которым относится заявитель. При этом очередности предоставления государственной социальной помощи вышеуказанным категориям граждан в оспариваемой норме Закона не закреплено.
Предоставление первоочередного права отдельным категориям граждан на оказание государственной социальной помощи не является основанием для отказа в ее назначении и выплате другим категориям граждан, имеющим право на ее предоставление. Кроме того, в статье 7 Закона Тульской области N 495-ЗТО от 28.12.2004 г. установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи - представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
При вышеизложенных обстоятельствах суд не усматривает противоречий абзаца 2 статьи 2 оспариваемого Закона федеральному законодательству.
Доводы заявительницы о том, что ей было отказано в предоставлении государственной социальной помощи в январе 2007 года, а в марте текущего года ГСП оказана в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 4 Закона Тульской области N 495-ЗТО, не свидетельствуют о противоречии оспариваемой нормы Закона Тульской области федеральному законодательству. В данном случае заявитель вправе требовать защиты своих нарушенных прав - отказ в предоставлении ГСП и оказание ГСП в меньшем размере, обратившись с соответствующим заявлением в районный суд с соблюдением правил подсудности.
Статья 5 Федерального Закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится: принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. При этом установлено, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 11 данного Закона предусмотрено, что размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 оспариваемого Закона определен размер государственной социальной помощи, выплачиваемой единовременно и на период не менее трех месяцев.
Размер единовременной государственной социальной помощи определяется в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Тульской области для соответствующих социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), и общим доходом членов малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год.
Размер государственной социальной помощи на период не менее трех месяцев определяется в пределах разницы между уровнем гарантированного минимального дохода малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) и общим доходом членов малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий год.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.
Статья 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств. При этом под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлен законами, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем году.
Приняв Закон Тульской области N 495-ЗТО, Тульская область приняла на себя обязательства - финансирование расходов на оказание государственной социальной помощи указанным выше категориям граждан.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Общий размер государственной социальной помощи населению Тульской области устанавливается соответствующим Законом области об областном бюджете на финансовый год.
Доводы заявителя о том, что установление размера государственной социальной помощи, исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год, позволяет при принятии закона области о бюджете области на соответствующий финансовый год произвольно отказываться от выполнения взятых на себя обязательств, являются несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законы о бюджете области на соответствующий финансовый год не являются законами, устанавливающими или изменяющими расходные обязательства Тульской области, а являются законами, обеспечивающими исполнение возникших расходных обязательств Тульской области, в том числе и такого расходного обязательства как оказание государственной социальной помощи.
Судом в качестве специалиста был допрошен представитель департамента социального развития Тульской области Шестопалова Л.В., которая пояснила, что расходное обязательство Тульской области по оказанию государственной социальной помощи возникло в результате принятия Закона Тульской области "О государственной социальной помощи". Законом введено новое правовое регулирование оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которое соответствует федеральному законодательству. Расчет средств, необходимых для оказания государственной социальной помощи детям из малоимущих семей производится с учетом заявок комитетов (отделов) социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. N 495-ЗТО следует читать как "О государственной социальной помощи в Тульской области"
Комитеты (отделы) социальной защиты населения потребность в средствах на государственную социальную помощь определяют, исходя из количества детей в малоимущих семьях, размера среднедушевого дохода семей и размера установленного прожиточного минимума по Тульской области на момент составления расчета.
Сумма средств, необходимых для оказания государственной социальной помощи детям из малоимущих семей в течение года, равна произведению количества детей на разницу между размером прожиточного минимума и среднедушевого дохода семей, рассчитанному за 12 месяцев.
Бюджетом Тульской области на реализацию Закона Тульской области N 495-ЗТО выделено 2005 году - 14,327 млн. рублей, в 2006 году - 16,127 млн. рублей, в 2007 году предусмотрено 20,127 млн. рублей, в том числе на оказание государственной социальной помощи в виде денежных выплат в размере 7,827 млн. рублей (на оказание государственной социальной помощи для малоимущих семей с детьми и для взрослых (пенсионеров, инвалидов).
Согласно статистическим данным, представленным департаментом социального развития Тульской области, государственная социальная помощь (в виде денежных выплат) в 2005 году оказана 8362 семьям на сумму 6,0 млн. рублей; в 2006 году - 7630 семьям на сумму 6,1 млн. рублей, в то же время как в 2004 году на реализацию Закона Тульской области от 08.05.1997 г. "Об адресной социальной помощи" в бюджете области были предусмотрены средства в размере 2,0 млн. рублей, оказана государственная социальная помощь в виде денежных выплат 6325 семьям на сумму 1,862 млн. руб.
Изложенное, позволяет суду сделать вывод о том, что положения статьи 4 Закона Тульской области N 495-ЗТО, предусматривающие определение размера государственной социальной помощи, исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год, не ограничивают прав малоимущих семей на получение государственной социальной помощи и не могут повлечь отказ в финансировании этого расходного обязательства в полном объеме.
Таким образом, положения статьи 4 Закона Тульской области N 495-ЗТО приняты Тульской областной Думой в пределах своих полномочий, в соответствии с требованиями федерального законодательства, и не нарушают прав, свобод и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 11 оспариваемого Закона признаны утратившими силу Закон Тульской области от 24.04.1997 г. N 50-ЗТО "Об адресной социальной помощи", Закон Тульской области от 01.12.2001 г. N 273-ЗТО "О внесении изменения в статью 13 Закона Тульской области "Об адресной социальной помощи", Закон Тульской области от 10.10.2002 г. N 333-ЗТО "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Закона Тульской области "Об адресной социальной помощи".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Тульской области N 50-ЗТО "Об адресной социальной помощи" следует читать как " от 8 мая 1997 г."
В соответствии с конституционным принципом разделения властей только орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе изменить, дополнить, принять или привести какой-либо нормативный правовой акт в соответствие с другим нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, а также признать его утратившим силу.
Суд не обладает такими полномочиями, а вправе лишь проверить соответствие акта федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, статья 11 Закона Тульской области N 495-ЗТО от 28 декабря 2004 принята Тульской областной Думой в соответствии с ее компетенцией и федеральному закону не противоречит.
На основании вышеизложенного, положения статьи 153 Федерального Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. и Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П, на которые ссылается заявитель, к существу рассматриваемого спора не применимы.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не нарушают прав, свобод и охраняемых законом интересов заявителя, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, заявление Архиповой Е.С. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Архиповой Е.С. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими абзаца 2 статьи 2, абзацев 1 и 2 статьи 4 в части слов: "исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год", статьи 11 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. N 495-ФЗ "О государственной социальной помощи в Тульской области" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, прокурором принесено кассационное представление, в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд.
Председательствующий |
Т.Д. Лунина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тульского областного суда от 16 июля 2007 г.
Текст решения размещен на официальном сайте Тульского областного Суда в сети Internet http://www.oblsud.tula.sudrf.ru