Решение Тульского областного суда от 3 декабря 2007 г.
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Федорова С.Б.,
с участием прокурора Михалевой Л.В.
при секретаре Солдатовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Архиповой Елены Станиславовны о признании недействующими и противоречащими федеральному законодательству пунктов 3, 4 Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области N 87 от 8 февраля 2005 г. "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области",
установил:
Постановлением администрации Тульской области от 8 февраля 2005 г. N 87 было утверждено Положение о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области.
Пунктом 3 данного Положения предусмотрено, что единовременная государственная социальная помощь (социальное пособие) малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, оказывается департаментом социального развития Тульской области не чаще одного раза в год в сумме до 2 размеров прожиточного минимума, установленного в Тульской области на момент обращения.
Пунктом 4 Положения определено, что размер социального пособия, выплачиваемого малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области, определяется подразделением департамента социального развития Тульской области, осуществляющим свою деятельность непосредственно в административно-территориальном образовании Тульской области, в пределах разницы между уровнем гарантированного минимального дохода малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) и общим доходом членов малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), в пределах средств, выделенных на эти цели. Социальное пособие выплачивается на срок от 3 до 12 месяцев.
Архипова Е.С. обратилась в суд с заявлением о признании статьи 3 Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области и ст. 4 данного Положения в части слов "в пределах средств, предусмотренных на эти цели" недействующими и противоречащими федеральному законодательству, указав, что является многодетной матерью, воспитывает 5 детей, среднедушевой доход ее семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области. Ее семья состоит на учете в комитете социальной защиты населения по Центральному району г. Тулы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункты 3 и 4 Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 8 февраля 2005 г. N 87
Заявитель полагает, что администрация Тульской области, превышая свои полномочия, произвольно в статье 3 Положения установила единовременную государственную социальную помощь малоимущим гражданам в сумме до двух размеров прожиточного минимума, установленного в Тульской области, что противоречит как Закону Тульской области от 28.12.2004 г. N 495, которым определен размер единовременной ГСП - в виде разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Тульской области для соответствующих социально-демографических групп населения, и общим доходом членов малоимущей семьи, так и Федеральному закону от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. "О государственной социальной помощи в Тульской области" следует читать как "N 495-ЗТО"
Заявитель также считает, что статья 4 данного Положения в части слов "в пределах средств, предусмотренных на эти цели" противоречит статье 5, ст. 11 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", позволяет администрации области при разработке бюджета закладывать средства на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям не в полном объеме и оказывать данную помощь в строго определенном размере.
Заявитель также сослалась на то, что оспариваемые ею нормы противоречат также требованиям ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. и постановлению Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П о недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
В судебном заседании заявитель Архипова Е.С. заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель администрации Тульской области по доверенности Федосеев А.В. просил отказать в удовлетворении заявления, сославшись на то, что постановление администрации Тульской области от 08.02.2005 г. N 87 "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в Тульской области" принято в соответствии с Законом Тульской области "О государственной социальной помощи в Тульской области" и ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", прав граждан не нарушает.
Выслушав объяснения участвующих по делу лиц, обсудив их доводы, исследовав письменные документы, имеющиеся в деле, выслушав заключение прокурора Тульской областной прокуратуры Михалевой Л.В., полагавшей, что в удовлетворении заявления Архиповой Е.Л. следует отказать, суд приходит к следующему.
В силу пункта "ж" ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции РФ).
Согласно ст. 26.3 ч. 1 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ следует читать как "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.06.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", законодательство о государственной социальной помощи состоит из федеральных законов и иных нормативные правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статья 5 данного Закона предусматривает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. При этом установлено, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" следует читать как "от 17 июля 1999 г."
Из содержания вышеприведенных норм федерального законодательства (ст. 5 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ в редакции от 22.08.2004 г., ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ) следует, что обязанность принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи и оказание социальной поддержки гражданам отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации предоставленных указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий в Тульской области был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 г. N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи", который установил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
Финансирование расходов на государственную социальную помощь малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Тульской области (ст. 9 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. N 495-ЗТО).
Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что порядок оказания государственной социальной помощи устанавливается администрацией области.
В соответствии с указанным Законом Тульской области, администрацией Тульской области было принято постановление от 08.02.2005 г. N 87 "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области".
Данное постановление было опубликовано в газете "Тульские известия" 12 февраля 2005 г.
Из содержания вышеприведенных норм материального права следует, что администрация Тульской области вправе была принять нормативный правовой акт по вопросу социальной поддержки малоимущих многодетных семей за счет средств бюджета области.
Архипова Е.С. является многодетной матерью, воспитывает пятерых детей: дочь Инну, 07.0.1989 г.# рождения, дочь Екатерину, 09.07.1998 г. рождения, сына Александра, 26.06.2002 г. рождения, дочь Татьяну, 14.05.2004 г. рождения и дочь Наталью 03.09.2006 г. рождения. Среднедушевой доход ее семьи по состоянию на 12 марта 2007 г. составил 715,68 руб., что ниже прожиточного уровня, установленного по Тульской области (2795,37 руб.). Заявитель относится к категории малоимущих семей с малолетними детьми и имеет в соответствии с положениями ст. 2 ч. 2 Закона Тульской области N 495-ЗТО первоочередное право на государственную социальную помощь.
Заявитель Архипова Е.С. оспаривает положения п. 3 (в заявлении ссылка на ст. 3) Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области по тем основаниям, что данная норма установила иной размер единовременной государственной социальной помощи, противоречащий размеру, установленному Законом Тульской области N 495 от 28.12.2004 г. и Федеральному закону N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. Суд не может согласиться с данными доводами заявителя.
Пункт 3 оспариваемого заявителем Положения предусматривает, что единовременная государственная социальная помощь (социальное пособие) малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, попавшим в экстремальные ситуации оказывается департаментом социального развития Тульской области не чаще одного раза в год в сумме до 2 размеров прожиточного минимума, установленного в Тульской области на момент обращения.
Из содержания данной правовой нормы следует, что ею предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки - возможность оказания единовременной социальной помощи данной категории граждан, попавшим в экстремальные ситуации (пожар, наводнение и т.д.) в размере до 2 размеров прожиточного минимума.
Данная дополнительная мера социальной поддержки не подменяет собой государственную социальную помощь, установленную Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и Законом Тульской области "О государственной социальной помощи в Тульской области".
Размер дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной п. 3 вышеназванного Положения определен был субъектом Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 5, 11 ФЗ N 178-ФЗ от 17.07.1999 г.
Нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что размер социальной помощи, оказываемой в порядке п. 3 оспариваемого Положения не может быть ниже размера государственной социальной помощи, определенного ст. 4 Закона Тульской области "О государственной социальной помощи в Тульской области". Поскольку как указывалось выше, пунктом 3 Положения предусмотрена дополнительная единовременная государственная социальная помощь (социальное пособие) для малообеспеченных семей, то и размер данной единовременной помощи мог быть определен органами государственной власти субъекта РФ исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области.
Пунктом 4 Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области предусмотрено, что размер социального пособия, выплачиваемого малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области, определяется подразделением департамента социального развития Тульской области, осуществляющим свою деятельность непосредственно в административно-территориальном образовании Тульской области, в пределах разницы между уровнем гарантированного минимального дохода малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) и общим доходом членов семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), в пределах средств, выделенных на эти цели.
Данная норма оспаривается заявителем в части слов "в пределах средств, выделенных на эти цели".
Суд полагает, что содержание пункта 4 Положения, в том числе указание "в пределах средств, предусмотренных на эти цели", полностью соответствует статье 4 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области". Данная норма Закона Тульской области предусматривает, что размер государственной социальной помощи на период не менее трех месяцев малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, определяется в пределах разницы между уровнем гарантированного минимального дохода малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) и общим доходом членов малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год.
Заявителем Архиповой Е.С. оспаривалась в судебном порядке статья 4 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. N 495-ЗТО в части слов "исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий год".
Тульским областным судом 16 июля 2007 г. было постановлено решение, которым заявление Архиповой Е.С. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня принятия абз. 2 ст. 2 и абз. 1 и 2 статьи 4 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области" в части слов "исходя из объема ассигнований, предусмотренных в бюджете области на соответствующий финансовый год" было оставлено без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2007 г. решение областного суда от 16.07.2007 г. было оставлено без изменения, кассационная жалоба Архиповой Е.С. - без удовлетворения.
Данными судебными постановлениями было установлено, что положения статьи 4 указанного Закона Тульской области соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, в том числе и ФЗ "О государственной социальной помощи".
Пункт 4 оспариваемого заявителем Положения фактически воспроизводит положения ст. 4 Закона Тульской области в части слов "в пределах средств, выделенных на эти цели". Поскольку размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, финансирование расходов на государственную социальную помощь малоимущим семьям является расходным обязательством Тульской области в соответствии с положениями ст. 9 Закона Тульской области N 495-ЗТО от 28.12.2004 г., суд полагает, что администрация Тульской области в Положении о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям вправе была указать о том, что обеспечение государственной социальной помощью должно производиться в пределах средств (бюджета субъекта РФ), выделенных на данные цели.
Довод заявителя о том, что указание в п. 4 оспариваемого ею Положения "в пределах средств, выделенных на эти цели" позволяет администрации области при разработке бюджета закладывать средства на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям не в полном объеме и оказывать данную помощь в меньшем размере, чем имеется потребность в государственной социальной помощи у данной категории граждан нельзя признать состоятельным.
В силу ст. 5 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, т.е. федеральный законодатель предоставил субъекту Российской Федерации полномочия по определению порядка предоставления государственной социальной помощи. При этом размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Утверждения заявителя о том, что оспариваемые ею нормы противоречат также требованиям ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. и постановлению Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. N 5-П о недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан были предметом рассмотрения Тульского областного суда от 16.07.2007 г. и признаны несостоятельными. Кроме того, из представленных администрацией Тульской области документов усматривается, что государственная социальная помощь малоимущим гражданам, малоимущим одиноко проживающим гражданам осуществляется органами исполнительной власти в рамках денежных средств, предусмотренных бюджетом Тульской области на эти цели.
Требования заявителя о возложении обязанности на администрацию Тульской области по приведению Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области в части определения размера единовременной государственной социальной помощи в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 г. N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области" не могут быть удовлетворены судом, так как на нормах материального или процессуального права такое требование не основано. Исходя из закрепленного в ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей, суд полномочен осуществлять проверку действующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации на его соответствие федеральному законодательству или закону, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать представительный или исполнительный орган власти субъекта РФ принять, изменить какой-либо нормативный правовой акт.
Доводы заявителя о том, что при оказании государственной социальной помощи и применении оспариваемого нормативного правового акта департаментом социального развития Тульской области и комитетом социальной защиты населения Центрального района г. Тулы нарушаются ее права, не могут являться основанием для удовлетворения заявления Архиповой Е.С., поскольку данный вопрос может быть рассмотрен в рамках дела о защите конкретных имущественных или личных неимущественных прав заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Архиповой Елены Станиславовны о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 3 Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области N 87 от 8 февраля 2005 г., п. 4 данного Положения в части слов "в пределах средств, предусмотренных на эти цели" и возложении обязанности на администрацию Тульской области по приведению Положения о порядке оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам Тульской области в части определения размера единовременной государственной социальной помощи в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 г. N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, прокурором принесено кассационное представление, в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Верховный Суд РФ с подачей жалобы через Тульский областной суд.
Судья |
С.Б. Федорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тульского областного суда от 3 декабря 2007 г.
Текст решения размещен на официальном сайте Тульского областного Суда в сети Internet http://www.oblsud.tula.sudrf.ru