Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Чуфистова И.В.
при секретаре
Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 апреля 2018 года апелляционную жалобу Васенко А. В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2017 года по административному делу N... по административному иску Васенко А. В. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения административного истца Васенко А.В, настаивавшего на доводах жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васенко А.В. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просит признать незаконным решение о недействительности (аннулировании) регистрации транспортного средства, принадлежащего административному истцу и снятие данного транспортного средства с регистрационного учёта 26 января 2017 года, возложить на административного ответчика обязанность восстановить регистрацию мотоцикла Хорекс, зеленого цвета, государственный N... АН78, год выпуска 1939, двигатель NЕ1М15369, шасси номер JF15369.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 30.01.2017 ему выдали справку о снятии с учета названного транспортного средства, поставленного на учет в мае 2016 года, не разъяснив причин принятия такого решения. На его обращение ему сообщили, что первоначально транспортное средство было неправомерно поставлено на учет, поскольку оно было приобретено на территории Республики Крым и там должно быть поставлено на учет, что противоречит действующему законодательству. Ссылки административного ответчика в обоснование аннулирования регистрации транспортного средства на п.51 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 N.., считает необоснованными.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2017 года требования административного иска оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласился административный истец, который в апелляционной жалобе указывает на незаконность решения суда, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит в жалобе отменить состоявшийся судебный акт и принять новый об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства; об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, транспортное средство мотоцикл Хорекс, зеленого цвета, государственный N... АН78, год выпуска 1939, двигатель NЕ1М15369, номер рамы JF15369, на основании технического паспорта МТ N.., выданного МРЭО N... УВД "адрес" "дата", принадлежал Лефтер-Краческо А.А, умершему "дата".
В порядке наследования мотоцикл Хорекс перешёл к наследнику Лефтер-Краческо А.А. - жене Бондарь Т.Т, которая приняла наследство, но своих прав в отношении наследственного имущества не оформила.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от "дата" после смерти Бондарь Т.Т, умершей "дата", указанное транспортное средство перешло в собственность её дочери Уманцевой Л.В, являющейся гражданкой Украины.
"дата" в городе Симферополь между гражданкой Украины Уманцевой Л.В. и Васенко А.В. заключен договор купли-продажи транспортного средства - мотоцикла Хорекс, год выпуска 1939, двигатель NЕ1М15369, номер рамы JF15369.
Из договора усматривается, что право собственности Уманцевой Л.В. подтверждено техническим паспортом МТ N.., выданного МРЭО N... УВД "адрес" "дата".
На основании заявления Васенко А.В. от "дата" транспортное средство поставлено на регистрационный учёт МОТН и РАС ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и "адрес", с заменой паспорта транспортного средства.
В рамках проведённой служебной проверки, выводы которой изложены в заключении от "дата", утверждённой Врио начальника УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и "адрес", установлено нарушение порядка постановки вышеназванного транспортного средства на регистрационный учёт.
Согласно справке от "дата" транспортное средство - мотоцикл Хорекс, государственный N... АН78, год выпуска 1939, двигатель NЕ1М15369, номер рамы JF15369, снято с регистрационного учёта "дата" в связи с признанием регистрации недействительной.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от "дата" N 1001 (далее - Приказ) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Абзацем вторым пункта 51 Правил закреплено, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В соответствии с Правилами регистрации не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в случае представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию (пункт 3 Правил регистрации).
В соответствии с пунктом 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г, выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Приказом МВД РФ от 07.08.2013 г. N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее Административный регламент).
Вышеуказанным Административным регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Пунктом 15 Административного регламента определен перечень документов, представляемых заявителями, а именно: документы на транспортное средство (пункт 15.4.1 Административного регламента): паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15.5 Административного регламента).
Как следует из заключения по результатам служебной проверки, утверждённой Врио начальника УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 23.12.2016, при постановке на регистрационный учет транспортного средства Васенко А.В. в нарушение п.15.4.1 Административного регламента не представлен ПТС или иной регистрационный документ, выданный таможенными органами Российской Федерации, уполномоченными подразделениями Госавтоинспекции МВД России или ГАИ МВД СССР, на территориях входящих до 1991 года в состав РСФСР. Таким образом, у сотрудников МОТНиРАС ГИБДД, в соответствии с п.22 Административного регламента имелись основания для обоснованного отказа в приеме заявления и документов, а также отказа в оказании соответствующей государственной услуги. При этом, от заявителя был принят технический паспорт МТ 334730, подтверждающий факт регистрации мотоцикла Хорекс на территории Украины, и который ранее был признан как выданный в соответствии с законодательством Украины.
Оценивая обоснованность данного вывода судебная коллегия учитывает следующее.
Как усматривается из материалов дела регистрация транспортного средства - мотоцикла Хорекс - осуществлялась в соответствии с Правилами регистрации и учета автомототранспортных средств, утвержденными Приказом МВД СССР от "дата" N 20, действовавшими на всей территории СССР, в "адрес".
Постановлением Верховного Совета Украинской ССР от "дата" Украина провозглашена как независимое демократическое государство.
Согласно ст. 133 Конституции Украины 1996 "адрес" Крым была включена в систему административно-территориального устройства Украины.
Законом Украины от "дата" N... -X11 "О правопреемственности Украины" установлено, что документы, выданные уполномоченными органами Украинской ССР, считаются, как выданные в соответствии с законодательством Украины.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов с даты его подписания, т.е. с "дата", "адрес" считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - "адрес" и город федерального значения Севастополь (статья 2).
Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами "адрес", без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12).
Согласно статье 23 этого закона законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законом N 6-ФКЗ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от "дата" N... -О отмечал, что статья 12 Федерального конституционного закона от "дата" N... -ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривая признание без дополнительных условий действия на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и "адрес" документов, в том числе являющихся основанием для возникновения имущественных правоотношений и связанных с ними регистрационных действий, обеспечивает интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию.
Данная норма, как следует из ее содержания, предполагает учет существа отношений, затрагиваемых указанными правоустанавливающими документами, в том числе в части правового регулирования эксплуатации транспортных средств, что предусматривает возможность ориентироваться в этом вопросе на правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, которые определены Федеральным законом от "дата" N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", включая требование о государственной регистрации транспортных средств.
При таких данных после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, в том числе города федерального значения Севастополя, вышеуказанные документы, выданные ранее гражданам в соответствии с законодательством Украины, не прекратили своего действия, не требуют какого-либо дополнительного подтверждения, при соблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации, в частности Федерального закона от "дата" N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяющего правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Для обеспечения в рамках указанного переходного периода стабильности правового положения граждан и реализации их прав Правительством Российской Федерации было принято постановление от "дата" N.., устанавливающее особенности регистрации автомототранспортных средств для граждан Российской Федерации, проживающих на названных территориях, в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и действующее до "дата".
Впоследствии, по истечении данного срока Правительством Российской Федерации для реализации указанных целей было принято постановление от "дата" N... "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и "адрес"", предусматривающее процедуру осуществления регистрационных действий в отношении автомототранспортных средств, находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и "адрес", приобретших гражданство в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Однако в статье 1 Постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N... сделана оговорка, что приведённый в нём порядок распространяется на случаи, когда у поименованных в нём лиц отсутствует документ, документы, подтверждающий право собственности на транспортное средство.
Как установлено служебной проверкой органов ГИБДД и судом первой инстанции, технический паспорт МТ N.., выданный МРЭО N... УВД "адрес" "дата", подтверждал право собственности первого из собственников (в переходный период). В дальнейшем право собственности, на основании свидетельства о праве на наследство от "дата", в установленном порядке перешло к продавцу транспортного средства.
В таких обстоятельствах на дату отчуждения транспортного средства его собственник, гражданин Украины, не принявший гражданство Российской Федерации, имел документ, подтверждающий его права на движимое имущество, и приведённые в названных постановлениях Правительства РФ особенности в регистрации не подлежали применению.
Общее положение статьи 12 Федерального конституционного закона от "дата" N... -ФКЗ декларирует признания в качестве документа о праве собственности на движимое имущество тех документов, которые выданы властями Украины, в данном случае - технический паспорт от "дата", поскольку он признавался названными властями.
Федеральным законом от "дата" N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Преамбула Постановления Правительства РФ от "дата" N... "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) предусматривает, что государственная регистрация осуществляется в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ.
Пунктом 3 этого Постановления определено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Следовательно, при возникновении определенных обстоятельств, владелец транспортного средства обязан изменить регистрационные данные в Государственной инспекции.
В таких обстоятельствах, поскольку по окончании переходного периода, то есть после "дата" (согласно статье 6 Федерального конституционного закона от "дата" N... -ФКЗ), первым собственником транспортного средства стала Уманцева Л.В, которая осуществила отчуждение автомобиля в течение трёх дней после оформления своего права, то именно административному истцу следовало осуществить первоначальную регистрацию транспортного средства.
Существо правоотношений по приобретению транспортного средства таково, что новому собственнику предоставлен определённый срок для внесения регистрационных данных.
При этом, в соответствии с пунктом 24.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от "дата" N 1001 (ред. от "дата"), транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства.
В этом смысле представленные на совершение регистрационных действий документы (заявление, договор купли-продажи, технический паспорт), не свидетельствуют об их не соответствии требованиям законодательства Российской Федерации. При этом обязанность у Васенко А.В, проживающего в Санкт-Петербурге, поставить транспортное средство на регистрационный учет в ГИБДД Республики Крым, из действующего правового регулирования не усматривается.
Судебная коллегия, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, также не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости предоставления регистрационного документа, выданного таможенным органом.
Так, материалы дела не содержат каких-либо сведений о том, что продавец транспортного средства, который действительно имеет гражданство иностранного государства - Республики Украина, вывез фактически спорное транспортное средство с территории Российской Федерации и повторно осуществил его ввоз.
Пунктом 1 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Отсутствие в материалах настоящего дела доказательств пересечения транспортным средством таможенной границы таможенного союза не позволяет считать возможным его помещение под таможенные процедуры.
Фактически спорное транспортное средство, принадлежащее иностранному лицу, оказалось на территории Российской Федерации в связи с изменением границ последней, а не в связи с пересечением товара государственной границы.
Таким образом, таможенное регулирование к рассмотренным правоотношениям применению не подлежит.
В указанных обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, у суда первой инстанции отсутствовали достаточные основания для вывода об обоснованности принятого административным ответчиком решения по приведенному в нем основанию.
Однако данное обстоятельство не привело к вынесению неправосудного судебного акта, поскольку административный истец пропустил установленный законом срок для обращения в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
В силу части 8 статьи 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (п.1, 2 ч.9)
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как следует из административного иска, об оспариваемом решении административный истец узнал "дата".
С административным иском Куров В.Н. обратился в суд "дата", то есть со значительным пропуском срока, установленного законом.
Ссылаясь на наличие уважительных причин пропуска срока обращения в суд, административный истец указал, что обжаловал решение в порядке подчиненности.
В силу положений ч. 6 ст. 219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что "дата" и "дата" Васенко А.В. обращался в порядке подчиненности в УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросу незаконности снятия транспортного средства с регистрационного учета.
Ответами заместителя начальника УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от "дата" и "дата" подтверждена законность оспариваемого в порядке подчиненности решения.
Данные ответы, как подтвердил административный истец в заседании суда апелляционной инстанции, получены им в апреле 2017 года.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии условий, предусмотренных ч. 6 ст. 219 КАС РФ, для восстановления срока обращения в суд.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.