Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2018 г. N 53-АПГ18-17 настоящее решение оставлено без изменения
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Козиной Е.Я,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ермак" о признании недействующими Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, утвержденных решением Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 04.03.2010 N 22-186р, в редакции решения Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 06.04.2018 N 8-51р, в части
установил:
04.03.2010 Минусинским городским Советом депутатов Красноярского края принято решение N 22-186р "Об утверждении Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, о внесении изменений в Решения Минусинского городского Совета депутатов от 24.04.2008 N 7-41р, от 24.03.2009 N 14-114р".
Данным решением утверждены Правила производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, которыми был установлен единый порядок производства земляных работ для физических и юридических лиц независимо от форм собственности на всей территории муниципального образования город Минусинск.
Решениями Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 23.11.2011 N 37-308р и от 06.04.2018 N 8-51р в Правила производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск были внесены изменения и дополнения.
ООО "Ермак" обратилось с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения административного дела о признании недействующими Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, утвержденных решением Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 04.03.2010 N 22-186р, в редакции решения Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 06.04.2018 N 8-51р, в части.
В обоснование требований административный истец указал, что является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми Правилами, так как его деятельность связана, в том числе и с земляными работами, производимыми на территории муниципального образования город Минусинск, для проведения которых необходимо получить соответствующее разрешение (ордер) в администрации города Минусинска. Для получения такого разрешения (ордера) в соответствии с Правилами ему требуется в обязательном порядке представить договор с МКУ "Землеустройство и градостроительство" (далее - МКУ "ЗиГ") на восстановление нарушенных элементов благоустройства, в котором определяются сроки и порядок восстановления разрушенных элементов благоустройства. Отсутствие этого договора влечет отказ в выдаче разрешения на производство работ, что может привести к невозможности производства работ по реконструкции и ремонту принадлежащих истцу теплотрасс. Заключение названного договора является вынужденной и единственной мерой, позволяющей получать разрешения на производство земляных работ. Этот договор имеет типовую форму, по его условиям на производителя работ возлагается обязанность вносить единовременный платеж за просрочку выполнения работ, а также неустойку.
Обязанность заключения такого договора противоречит статье 421 ГК РФ устанавливающей свободу договора и Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не предусматривающего возможность заключения какого-либо договора с органами местного самоуправления или принятия заявителем каких-либо обязательств, как условие получения такой услуги, чем нарушаются права административного истца на свободу предпринимательской деятельности и получения муниципальной услуги.
Кроме этого, административный истец указывает на нарушения процедуры принятия решения Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 06.04.2018 N 8-51р.
Просили признать недействующими:
- абз. 1 п. 3 в части слов "и заключенного договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства" и в части слов "и договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства;
- п. 5.4 полностью;
- п. 7.3 в части слов "и договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства";
- п. 9 полностью;
- п. 10 в части слов "и подписания договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства";
- п. 11 в части слов "и договоре";
- п. 12.3 в части слов "или договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства";
- п. 20 в части слов "согласно договору" и в части слов "О чем обязательно делается отметка в сроках производства работ по договору на восстановление элементов благоустройства на территории муниципального образования город Минусинск" Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, утвержденных решением Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 04.03.2010 N 22-186р, в редакции решения Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 06.04.2018 N 8-51р.
В судебном заседании директор ООО "Ермак" Кадулич А.Н. и представитель административного истца ООО "Ермак" по доверенности Дьяченко И.А, настаивали на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в нем с учетом последующих уточнений.
Представитель Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края по доверенности Демшина Ю.Ю, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к его форме и содержанию и не нарушает прав административного истца.
Аналогичную позицию высказали в судебном заседании представители муниципального образования город Минусинск Красноярского края по доверенности Потехин Е.А. и Носков В.Б.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Даценко О.А, полагавшей, что требования административного истца подлежат удовлетворению, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения вправе издавать муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
При этом, в силу часть 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, представительный орган муниципального образования вправе принимать указанные правовые акты только по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Согласно статьям 2, 16, 35, 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, регулирующих, в числе прочего, проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ, отнесено к полномочиям представительного органа соответствующего муниципального образования.
Законом Красноярского края от 18.02.2005 N 13-3049 муниципальное образование город Минусинск наделено статусом городского округа.
Минусинский городской Совет депутатов Красноярского края в соответствии с Уставом муниципального образования город Минусинск (утвержден решением Минусинской городской Думы Красноярского края от 11.09.2000 N 20-4р) является представительным органом местного самоуправления города Минусинск, который вправе принимать обязательные для исполнения на территории этого городского округа муниципальные правовые акты в форме решений (статьи 23, 36 Устава).
Представленные доказательства позволяют сделать вывод о том, что в целом Правила производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск (далее Правила) приняты по вопросу, относящемуся в соответствии с приведенными нормами федерального и регионального законодательства, к полномочиям Минусинского городского Совета депутатов с соблюдением процедуры принятия и введения их в действие.
Вместе с тем, в оспариваемой административным истцом части, касающейся возложения на заказчиков выполнения земляных работ обязанности по заключению договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства, Правила приняты Минусинским городским Советом депутатов с превышением своей компетенции и противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Так, в силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Принцип свободы договора в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из основных начал гражданского законодательства.
Развивая данный принцип, названный Кодекс в пункте 1 статьи 421 устанавливает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что производство земляных работ на территории города Минусинска, допускается только при наличии ордера и заключенного договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства.
В соответствии с пунктами 5, 5.4 Правил договор на восстановление нарушенных элементов благоустройства является неотъемлемой частью ордера.
Согласно пунктам 9, 10, 11 Правил, до начала земляных работ между МКУ "ЗиГ" и Заказчиком заключается договор на восстановление нарушенных элементов благоустройства, в котором определяются сроки и порядок восстановления нарушенных элементов благоустройства. Пунктом 22 Правил, формой договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства, предусмотрена ответственность Заказчика за нарушение сроков восстановления земельного участка и элементов благоустройства, а также, в течение 2 лет - за производство земляных работ, восстановление почвенного слоя и элементов благоустройства, устранение просадок грунта и асфальтобетонного покрытия.
В силу пунктов 7, 7.3, 12, 12.3 Правил, отсутствие заключенного договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства влечет отказ в выдаче ордера.
В соответствии с пунктом 20 Правил, восстановление почвенного слоя, элементов благоустройства производится после завершения земляных работ согласно договору. В случае переноса сроков выполнения окончательного восстановления почвенного слоя и элементов благоустройства на весенне-летний период, об этом делается отметка в сроках производства работ по договору.
Указанные выше пункты Правил возлагают на заказчика земляных работ обязанность заключить и представить в уполномоченный орган договор на восстановление нарушенных элементов благоустройства для получения соответствующего разрешения (ордера) на проведение этих работ.
Непредставление такого договора, в том числе и по причине его незаключения, в силу пункта 12 Правил, влечет отказ в выдаче разрешения на производство земляных работ.
Вместе с тем, обязанность заключить такой договор не предусмотрена Гражданским кодексом РФ, как не предусмотрена она и каким-либо законом. Следовательно, вышеперечисленные нормы Правил, как устанавливающие обязанность заключить указанный договор (понуждающие к заключению этого договора), противоречат требованиям пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, в силу пункта "о" статьи 71 Конституции РФ вопросы гражданского законодательства относятся к ведению Российской Федерации.
Гражданское законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, определяет, в частности, правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления гражданских прав, регулирует договорные и иные обязательства.
В силу статьи 3 названного Кодекса гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1, 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ.
Отношения, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам пункт 3 статьи 3 ГК РФ).
На основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (пункт 4 статьи 3 ГК РФ).
Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами (пункт 7 статьи 3 ГК РФ).
Названные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не предоставляют органам местного самоуправления права принимать нормативные правовые акты, содержащие в себе нормы гражданского законодательства. Не допускает этого и Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-03.
Однако вопреки требованиям вышеназванного федерального законодательства, фактически предусмотрев в оспариваемых пунктах Правил самостоятельные случаи обязательного заключения договора, Минусинский городской Совет депутатов принял новые правовые нормы, регулирующие гражданские правоотношения, при отсутствии у него полномочий на принятие нормативных правовых актов, регулирующих такие правоотношения.
Так же, установлением в оспариваемых пунктах Правил обязанности заключить договор на восстановление нарушенных элементов благоустройства, создаются не предусмотренные федеральным законодательством препятствия в осуществлении хозяйствующими субъектами деятельности по проведению земляных работ, поскольку без договора установлен запрет на проведение таких работ.
Однако создание таких препятствий противоречит пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.10.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающему органам местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, которые вводят ограничения в отношении осуществления отдельных видов деятельности и приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Кроме этого, из содержания Правил следует, что они регламентируют порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на производство земляных работ для физических и юридических лиц независимо от форм собственности на территории муниципального образования город Минусинск.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, (далее - органы местного самоуправления) регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
Муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 2 ФЗ N 210-ФЗ).
Статья 7 Федерального закона N 210-ФЗ содержит прямой запрет органам местного самоуправления требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг, а также требовать осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 этого же закона (пункты 1 и 3 части 1 названной статьи).
Статья 9 Федерального закона N 210-ФЗ, устанавливающая требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления, в том числе и муниципальных услуг, закрепляет право представительного органа местного самоуправления утверждать такие перечни нормативным правовым актом (пункт 3 части 1).
По смыслу приведенной федеральной нормы, в перечень могут включаться не любые действия, а исключительно те, без которых невозможно предоставление муниципальной услуги, и которые совершаются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг.
Часть 6 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, которые, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, могут быть затребованы у заявителя муниципальных услуг.
Федеральный законодатель, обязывая органы местного самоуправления предоставлять муниципальную услугу в соответствии со стандартом, в статье 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает закрытый перечень вопросов, которые должны быть регламентированы стандартом муниципальной услуги: наименование услуги и органа, предоставляющего ее, результат и срок, правовые основания предоставления муниципальной услуги, исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, а также для отказа в ее предоставлении, размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении услуги и при получении результата предоставления услуги, срок регистрации запроса заявителя о предоставлении услуги, требования к помещениям, в которых предоставляются услуги, показатели доступности и качества услуги, требования, учитывающие особенности предоставления услуги в многофункциональных центрах и в электронной форме.
Таким образом, федеральный законодатель, регулируя общественные отношения в сфере предоставления муниципальных услуг, не предусматривает возможность заключения какого-либо договора с органами местного самоуправления или принятия заявителем каких-либо обязательств, как условие получения такой услуги.
Однако, оспариваемые положения Правил, требуя в обязательном порядке заключения договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства, возлагают на заказчика земляных работ обязанность осуществлять дополнительные действия при получении муниципальной услуги по выдаче разрешения на проведение земляных работ, которые выражаются в заключении договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства, что противоречит пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
При этом, довод административного ответчика о том, что Правила не регулируют порядок оказания муниципальной услуги, является несостоятельным, поскольку нормы Правил направлены на регулирование порядка производства земляных работ на территории муниципального образования, а также условия выдачи органом местного самоуправления разрешения (ордера) на производство земляных работ, что и является муниципальной услугой.
Так же из материалов дела следует, что при принятии решения Минусинского городского Совета депутатов от 06.04.2018 N 8-51р, создающего действующую редакцию Правил, была нарушена процедура его принятия.
Так, 26.03.2018 администрация города Минусинска внесла в Минусинский городской Совет депутатов проект решения "О внесении изменений в решение Минусинского городского Совета депутатов от 04.03.2010 N 22-186р "Об утверждении правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, о внесении изменений в решения Минусинского городского Совета депутатов от 24.04.2008 N 7-41р, от 24.03.2009 N 14-114р".
Данный проект решения был рассмотрен на сессии Минусинского городского Совета депутатов 06.04.2018.
В силу статьи 30 Устава городского округа - город Минусинск порядок организации работы городского Совета устанавливается Регламентом.
В соответствии со статьей 37 Регламента проекты решений городского Совета, подлежащие рассмотрению, предоставляются его председателю не позднее чем за 20 рабочих дней до заседания, на котором предполагается его рассмотрение.
Согласно статье 41 Регламента в течение трех рабочих дней, следующих за днем внесения проекта решения, Председатель городского Совета направляет его одновременно с прилагаемыми к нему документами депутатам, во все постоянные комиссии, консультанту - юристу городского Совета.
Заключения комиссии городского Совета, юридической экспертизы, а также замечания и предложения отдельных депутатов городского Совета представляются за 10 рабочих дней до дня открытия заседания сессии Председателю городского Совета, который направляет их в ответственную комиссию.
Ответственная комиссия на основе материалов, представленных инициатором проекта решения, заключений постоянных комиссий городского Совета, юридической экспертизы, главы администрации города, замечаний и предложений постоянных комиссий, результатов обсуждения не менее чем за 7 рабочих дней до даты проведения заседания принимает решение о готовности проекта решения к рассмотрению городским Советом, об учете указанных заключений и передает проект решения с пояснительной запиской Председателю городского Совета для включения в повестку дня сессии.
Проекты решений с приложениями, предусмотренными Регламентом, направляются депутатам городского Совета не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты проведения заседания.
Вопреки требованиям указанных нормативных правовых актов депутатам Минусинского городского Совета за 10 рабочих дней до даты проведения сессии не был представлен проект решения "О внесении изменений в решение Минусинского городского Совета депутатов от 04.03.2010 N 22-186р "Об утверждении правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, о внесении изменений в решения Минусинского городского Совета депутатов от 24.04.2008 N 7-41р, от 24.03.2009 N 14-114р", что лишило возможности депутатов объективно оценить проект нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением:
Частью 6 названной статьи Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации устанавливается перечень муниципальных районов и городских округов, в которых проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным.
Законом Красноярского края от 19.03.2015 N 8-3265 "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Красноярском крае" г.Минусинск включен в перечень городских округов Красноярского края, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных актов и экспертизы муниципальных актов является обязательной.
Проектом решения "О внесении изменений в решение Минусинского городского Совета депутатов от 04.03.2010 N 22-186р "Об утверждении правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, о внесении изменений в решения Минусинского городского Совета депутатов от 24.04.2008 N 7-41р, от 24.03.2009 N 14-114р" на субъектов предпринимательской деятельности в части производства земляных работ возложена обязанность иметь помимо ордера договор на восстановление нарушенных элементов благоустройства, то есть возложена дополнительная обязанность по производству земляных работ.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика и заинтересованного лица, проект решения Минусинского городского Совета депутатов должен был пройти оценку регулирующего воздействия.
В нарушение требований статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Закона Красноярского края от 19.03.2015 N 8-3265 "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Красноярском крае" оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правого акта "О внесении изменений в решение Минусинского городского Совета депутатов от 04.03.2010 N 22-186р "Об утверждении правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, о внесении изменений в решения Минусинского городского Совета депутатов от 24.04.2008 N 7-41р, от 24.03.2009 N 14-114р" администрацией г.Минусинска не проведена.
Нарушение процедуры принятия решения Минусинского городского Совета депутатов от 06.04.2018 N 8-51р, так же является основанием для признания недействующими части оспариваемых административным истцом пунктов Правил которые были изменены, дополнены или изложены в новой редакции.
При таких обстоятельствах абзац 1 пункта 3 в части слов "и заключенного договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства", в части слов "и договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства; пункт 5.4 полностью; пункт 7.3 в части слов "и договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства"; пункт 9 полностью; пункт 10 в части слов "и подписания договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства"; пункт 11 в части слов "и договоре"; пункт 12.3 в части слов "или договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства"; пункт 20 в части слов "согласно договору" и в части слов "О чем обязательно делается отметка в сроках производства работ по договору на восстановление элементов благоустройства на территории муниципального образования город Минусинск", Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, утвержденных решением Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 04.03.2010 N 22-186р, в редакции решения Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 06.04.2018 N 8-51р противоречат пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.10.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статье 7 Закона Красноярского края от 19.03.2015 N 8-3265 "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Красноярском крае", их предписания приняты с нарушением компетенции Минусинского городского Совета депутатов, что в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дает основания для признания их недействующими.
Принимая во внимание, что вышеназванные нормы Правил применялись до принятия настоящего решения и на их основании были реализованы права организаций, то эти нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
административное исковое заявление ООО "Ермак" - удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу настоящего решения: абзац 1 пункта 3 в части слов "и заключенного договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства", в части слов "и договора на восстановление нарушенных элементов благоустройства; пункт 5.4 полностью; пункт 7.3 в части слов "и договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства"; пункт 9 полностью; пункт 10 в части слов "и подписания договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства"; пункт 11 в части слов "и договоре"; пункт 12.3 в части слов "или договора на восстановления нарушенных элементов благоустройства"; пункт 20 в части слов "согласно договору" и в части слов "О чем обязательно делается отметка в сроках производства работ по договору на восстановление элементов благоустройства на территории муниципального образования город Минусинск" Правил производства земляных работ на территории муниципального образования город Минусинск, утвержденных решением Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 04.03.2010 N 22-186р, в редакции решения Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 06.04.2018 N 8-51р.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании "Минусинск официальный".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда
Д.И. Пашковский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.