Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Матакаевой С.К,
судей Боташевой А.Р, Сыч О.А,
при секретаре судебного заседания Бадён И.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 07 мая 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Джамзаровой А.Н. и Джамзарова М.Б. к Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о повышении пенсии по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Матакаевой С.К, объяснения Джамзаровой А.Н, действовавшей от имени и Джамзарова М.Б, представителя ответчика МВД по КЧР - Баучиевой Б.Х, прокурора Семеновой Ж.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор КЧР, действуя в интересах Джамзаровой А.Н. и Джамзарова М.Б, обратился в суд с иском к МВД по КЧР о повышении пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование иска указал, что Джамзарова А.Н. и Джамзаров М.Б. являются родителями Д.М.М., погибшего "дата" года в Чеченской Республике при выполнении боевого задания. Согласно удостоверению серии N.., выданному 25.02.2005 года, списку безвозвратных потерь личного состава Вооруженных Сил РФ в ходе вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики по г.Черкесску, Д.М.М. был ветераном боевых действий. Родители погибшего Д.М.М... являются получателями пенсии по случаю потери кормильца. 21.09.2017 года они обратились к начальнику отделения пенсионного обслуживания ЦФО МВД по КЧР с заявлением о повышении пенсии по случаю потери кормильца на 32% в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона N4468-1 и перерасчете пенсии за прошлое время. По причине отсутствия в материалах пенсионного дела документов, подтверждающих статус ветерана боевых действий погибшего, а также со ссылкой на то, что на членов семей погибших не распространяются положения Закона N4468-1, в повышении пенсии по случаю потери кормильца было отказано. Прокурор просил обязать МВД по КЧР повысить с 21.09.2017 года пенсию по случаю потери кормильца Джамзаровой А.Н. и Джамзарову М.Б. на 32% расчетного размера пенсии с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, произвести перерасчет пенсии за период с 21.09.2016 года по 20.09.2017 года.
В судебном заседании прокурор Мурадова А.Ю. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Джамзарова А.Н. поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МВД по КЧР - Баучиева Б.Х. возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения, согласно которым просила в иске отказать в полном объеме по тем основаниям, что члены семьи погибших ветеранов боевых действий должны сами относиться к указанной категории федеральных льготников. При обращении за повышением пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона N4468-1 одновременно с заявлением о перерасчете пенсии должны предоставляться документы, подтверждающие фактическое выполнение задач в условиях вооруженного конфликта или в ходе контртеррористических операций на соответствующих территориях и в соответствующие периоды, а истцы ветеранами боевых действий не являются, документов, подтверждающих их право, не предъявляли.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 07 мая 2018 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал МВД по КЧР повысить с 21.09.2017 года пенсию по случаю потери кормильца, назначенную Джамзаровой А.Н, Джамзарову М.Б. на 32% расчетного размера пенсии с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, произвести перерасчет и выплатить недополученную часть пенсии по случаю потери кормильца Джамзаровой А.Н. и Джамзарову М.Б. с учетом возникшего права на повышение пенсии по случаю потери кормильца на 32% за период с 21.09.2016 года по 20.09.2017 года.
В апелляционной жалобе на указанное решение, представитель ответчика, повторяя свою позицию, изложенную в суде первой инстанции, просит решение отменить, в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что истцы ветеранами боевых действий не являются, документов, подтверждающих их право на соответствующие льготы, ими не предъявлялось. Так как истцы являются родственниками военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике, на них распространяются льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона "О ветеранах". Вместе с тем, в пункте "г" ст. 45 Закона РФ 1993 года N 4468-1, в качестве имеющих право на повышение, лица, поименованные в ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", не указаны. Льготы, установленные ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1, носят личностный характер, устанавливаются только самим ветеранам боевых действий, и законодательством РФ не предусмотрена возможность перехода после смерти ветеранов боевых действий к их родственникам прав на эти льготы. Статья 45 названного Закона содержит исчерпывающий перечень категорий пенсионеров, которым за особые заслуги государство гарантирует повышение уровня пенсионного обеспечения по сравнению с другими пенсионерами, не имеющими аналогичных заслуг.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика МВД по КЧР - Баучиева Б.Х. поддержала доводы апелляционной жалобы, прокурор Семенова Ж.И, Джамзарова А.Н, действовавшая от имени и Джамзарова М.Б, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Джамзаров М.Б, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание судебной коллегии не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии с требованиями ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Джамзарова М.Б.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судом установлено, что Джамзарова А.Н. и Джамзаров М.Б. являются родителями сотрудника органов внутренних дел Д.М.М. погибшего "дата" года в Чеченской Республике при выполнении боевого задания.
28 октября 2005 года МВД по КЧР выдало Джамзаровой А.Н. и Джамзарову М.Б удостоверения, в соответствии с которыми они имеют право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
На основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с 28 октября 2005 года Джамзаровой А.Н. и Джамзарову М.Б. назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Также судом установлено, что указанную пенсию Джамзарова А.Н. и Джамзаров М.Б. получают без учета ее повышения, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ).
21 сентября 2017 года Джамзарова А.Н. и Джамзаров М.Б. обратились в МВД по КЧР с заявлением об установлении надбавки и перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Письмом начальника отделения пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения МВД по КЧР от 03 октября 2017 года в перерасчете размера пенсии Джамзаровой А.Н. и Джамзарову М.Б. отказано со ссылкой на то, что названные выше положения Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 применяется в случае, если погибший сотрудник органов внутренних дел и военнослужащий внутренних войск имеют статус ветерана боевых действий, но не распространяются на членов семей погибших сотрудников органов внутренних дел.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
В соответствии с пунктом 2 названной нормы заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Из преамбулы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что данным Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом РФ от 12 февраля 1993г. N4468-1.
Действие названного Закона распространяется, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц (абзац четвертый пункта "а" статьи 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно статье 28 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 данного Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы.
В силу статьи 30 этого же Закона родители указанных в статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лиц, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 данного Закона (вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом, пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном поименованным Законом.
Пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ, вступившей в действие с 1 января 2008 г.) предусмотрено, что пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного Закона.
Тем самым пункт "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определяет круг лиц, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу таких лиц отнесены, в частности, получающие пенсию по случаю потери кормильца члены семей ветеранов боевых действий. В то же время данная норма не содержит самостоятельного регулирования в части определения лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, поскольку носит отсылочный характер. В связи с этим применение пункта "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 возможно только в системной связи с подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 3 и иными положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" содержат перечень лиц, признаваемых ветеранами боевых действий.
Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1 января 2004 г. изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признается выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий с 1 января 2004 г, в связи с чем, именно с этой даты члены семей ветеранов боевых действий, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Поскольку сын Джамзаровой А.Н. и Джамзарова М.Б. погиб "дата" при выполнении боевого задания в Чеченской Республике и эти обстоятельства не оспариваются, то Джамзарова А.Н. и Джамзаров М.Б, получающие пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на ее повышение в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
По смыслу приведенных норм закона (Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы. При обращении за перерасчетом размера пенсии, после возникновения права на него названными нормами предусмотрена выплата разницы между новым и прежним размерами пенсии за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.)
Ввиду изложенного суд первой инстанции правильно удовлетворил иск прокурора.
Оспариваемое решение Черкесского городского суда КЧР от 07 мая 2018 года так же соответствует судебной практике Верховного Суда РФ по аналогичным спорам (Определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-В10-1, от 25 мая 2015 г. N 81-КГ15-5).
Судом в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в решении отражены результаты оценки всех представленных доказательств с точки зрения их достаточности и взаимной связи. При разрешении спора всем установленным обстоятельствам дана оценка на основании принципа беспристрастности и справедливости.
Доводы в апелляционной жалобе не дают оснований к сомнению в правильности выводов решения. Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с соблюдением процессуального закона. С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 07 мая 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Джамзаровой А.Н. и Джамзарова М.Б. к Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике о повышении пенсии по случаю потери кормильца - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.