Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Бельченко И.В.,
судей Мызниковой Н.В, Рачиной К.А,
при секретаре Воропаевой Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В,
гражданское дело по апелляционной жалобе Грачева С.М. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Грачева С.М. к УСЗН ВАО города Москвы о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание и выдать удостоверение - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Грачев С.М. обратился в суд с иском к УСЗН ВАО г. Москвы о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании ответчика присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение, мотивируя обращение тем, что 18.02. 2016 г. был награжден медалью Министерства обороны Российской Федерации "За заслуги в увековечении памяти погибших защитников отечества", дважды обращался к ответчику УСЗН ВАО города Москвы с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", предоставив все необходимые для этого документы, однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано со ссылкой на то, что указанный выше знак отличия не является для истца ведомственным, поскольку сфера действия истца не связана с Министерством обороны РФ, что истец полагает незаконным, нарушающим его права, учитывая, что имеет трудовой стаж, необходимый для назначении пенсии по старости, предусмотренный ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал; представители ответчика и третьего лица- Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы в судебном заседании против удовлетворения иска возражали; представитель третьего лица- Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Грачев С.М. по доводам апелляционной жалобы.
Истец Грачев С.М, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя Добрынину Е.М, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации на заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени заседания извещен, о наличии уважительных причин своей неявки не сообщил, в связи с чем дело по апелляционной жалобе рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Добрыниной Е.М, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика по доверенности Полозовой И.А, представителя третьего лица - Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Кисловой И.М, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом установлено и следует из материалов дела, в том числе трудовой книжки, что Грачев С.М, *** года рождения, проживающий в городе Москве, начал трудовую деятельность с 17.11.1980 г.
18.02. 2016 г. приказом Министерства обороны Российской Федерации N *** от 18.02.2016 г. Грачев С.М. награжден медалью Министерства обороны Российской Федерации "За заслуги в увековечении памяти погибших защитников отечества".
16.09.2016 г. истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче ему удостоверения "Ветеран труда", предоставив паспорт и медаль "За заслуги в увековечивании памяти погибших защитников Отечества".
Письмом УСЗН ВАО г. Москвы в лице ОСЗН района Преображенское г. Москвы от 05.12.2016 года N *** в удовлетворении заявления Грачеву С.М. отказано с указанием на то, что медаль "За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества", которой награжден Грачев С.М, не является для него ведомственным знаком отличия в труде, поскольку его сфера деятельности не связана с Министерством обороны РФ, в связи с чем правовых оснований для присвоения Грачеву С.М. звания "Ветеран труда" не имеется.
19.01.2017 г. истец повторно обратился в ОСЗН района Преображенское г. Москвы с заявлением о повторном рассмотрении его обращения по вопросу присвоения ему звания "Ветеран труда".
Письмом УСЗН ВАО г. Москвы в лице ОСЗН района Преображенское г. Москвы от 10.02.2017 г. N *** Грачеву С.М. на его обращение по вопросу присвоения звания "Ветеран труда" повторно сообщено, что правовых оснований для присвоения ему звания "Ветеран труда" не имеется.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд, руководствуясь положениями Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", Положения о медали "За заслуги и увековечивании памяти погибших защитников Отечества", утвержденного приказом министра обороны РФ от 04.12.2007 г. N 505 и правильно их применив, пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Грачева С.М, поскольку для присвоения звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), а согласно записям в трудовой книжке Грачева С.М. в учреждениях и организациях Министерства обороны Российской Федерации он не работал.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, Ф едеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда (ст. 1).
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения Грачева С.М. к ответчику, рассмотрении им заявления и рассмотрения дела в суде, ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пп. 1); награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пп. 2).
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий ведомственной награды за продолжительный добросовестный труд.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
В п. 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", указано, что звание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении ( пп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (пп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин ( пп. 2.2.).
Положением о медали Министерства обороны Российской Федерации "За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества", утвержденным приказом Министра обороны РФ от 04.12.2007 г. N 505 определено, что медалью награждаются военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил за большой личный вклад в увековечение памяти погибших защитников Отечества, установление имен погибших и судеб пропавших без вести военнослужащих, проявившие при этом высокие моральные и деловые качества, усердие и разумную инициативу, а также другие граждане Российской Федерации и иностранные граждане, оказывающие содействие в решении задач по увековечении памяти погибших защитников Отечества.
Исходя из содержания Положения о медали Министерства обороны Российской Федерации "За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества", условием награждения указанной медалью является внесение большого личного вклада в увековечении памяти погибших защитников Отечества, при этом согласно записям в трудовой книжке, копия которой приобщена к материалам дела, Грачев С.М. не имеет продолжительной работы (службы) в учреждениях и организациях Министерства обороны, в связи с чем в данном случае не представляется возможным сделать вывод о том, что Грачев С.М. был награжден медалью "За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества" за продолжительный труд, а при таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований не имелось.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании истцом норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грачева С.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.