Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Ставича, при секретаре А.В. Петрове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по г. Москве на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2017 года по административному иску Бусыгина Г.А. к Управлению Росреестра по г. Москве об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта, восстановлении нарушенного права
установила:
Г.А. Бусыгин обратился в суд с указанным выше административным иском к Отделу кадастрового учёта N 1 в лице Управления Росреестра по г. Москве, в котором просил признать незаконным отказ в осуществлении государственного кадастрового учёта достроенного им жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик незаконно потребовал от него разрешение на строительство.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2017 года постановлено: административные исковые требования Бусыгина Г.А. - удовлетворить; признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 31 марта 2017 года N 77/17-23954 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта; обязать Управление Росреестра по Москве произвести кадастровый учёт объекта недвижимости - жилого дома, площадью 251,5 кв.м, расположенного по адресу: ***, на основании технического плана здания от 08.12.2016, произведённого кадастровым инженером ***, N квалификационного аттестата ***.
В апелляционной жалобе Управления Росреестра по г. Москве ставится вопрос об отмене решения.
Г.А. Бусыгин, Управление Росреестра по г. Москве не явились. Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 1, п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд должен распределить бремя доказывания между сторонами и установить обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Эти требования закона судом нарушены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд не установилвсех обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности, вид разрешённого использования земельного участка, существующие ограничения на строительство жилого дома на данном земельном участке, что стало следствием нарушения норм процессуального права, привело к неправильному применению норм материального права и выводам, не соответствующим действительности.
Из материалов дела усматривается, что Г.А. Бусыгин является собственником земельного участка по указанному выше адресу с кадастровым номером ***, площадью 1 200 кв.м, предоставленного ему на основании договора дарения от 12 мая 2016 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, а также в выписке из кадастрового паспорта земельного участка режимом разрешённого использования земельного участка является индивидуальное жилищное строительство (л.д. 15, 16).
В 2014 году зам. председателя Москомархитектуры *** сообщила в письме по вопросу корректировки о том, что указанный земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории (л.д. 19-20).
11 ноября 2014 года Департамент городского имущества в письме утверждал обратное (л.д. 22).
По последним данным, представленным суду на дату 9 марта 2017 года Москомархитектурой, разработанный градостроительный план указанного земельного участка Г.А. Бусыгина, не допускал возведения на нём жилого дома с учётом местоположения земельного участка в границах особо охраняемой зелёной территории с технико-экономическими показателями - предельное количество этажей или предельная высота зданий - 0 м, максимальный процент застройки в границах земельного участка - 0% (л.д. 23, 24).
Решением филиала ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве Управления Росреестра по г. Москве (Отдел кадастрового учёта N 1) от 30 декабря 2016 года осуществление кадастрового учета жилого дома, достроенного Г.А. Бусыгиным на данном земельном участке, было приостановлено в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, потому что Г.А. Бусыгин не приложил к техническому плану разрешение на строительство (л.д. 30-31), а затем, 31 марта 2017 года, решением Управления Росреестра по г. Москве, к которому перешли с 1 января 2017 года функции кадастрового учёта, отказано в осуществлении кадастрового учёта на основании п. 2 ч. 6 ст. 27 названного Закона по причине истечения срока приостановления осуществления кадастрового учёта и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении кадастрового учёта.
Судебная коллегия находит оспариваемое решение административного ответчика основанным на установленных выше обстоятельствах, которые в апелляционной жалобе не оспариваются, и следующих требованиях действовавшего на момент возникновения спорных отношениях нормах материального права.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительный план земельного участка выдаётся в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (п. 1 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдаёт разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведён в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии в частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Пунктом 2 статьи 17.2, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) до 31 декабря 2017 года при осуществлении градостроительной деятельности на территории Московской области и в других случаях в границах муниципальных образований, в которых по состоянию на 1 января 2015 года не утверждены документы территориального планирования и (или) правила землепользования и застройки, допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки (п. 2 ст. 17.2).
До 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта (п. 4 ст. 8).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Документом, необходимым для кадастрового учета, является в том числе технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства (при постановке на учёт такого объекта недвижимости, учёте его части или учёте его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пунктах 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 названного федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учёт или учёте изменений такого объекта капитального строительства) (пункт 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре).
Из части 1, части 8 статьи 41 Закона о кадастре следует, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определённые сведения, внесённые в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершённого строительства, необходимые для постановки на учёт такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (ч. 1).
Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 года разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершённого строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости, разрешения на строительство, если его получение предусмотрено законодательством в области градостроительной деятельности, или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого объекта недвижимости (ч. 8).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с названным федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В Письме Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д23и-4285 "Относительно государственного кадастрового учёта объектов индивидуального жилищного строительства" отражено, что исходя из положений части 3 статьи 48, частей 1, 2, 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" подготовка проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства; получение разрешения на строительство является обязательным при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, в силу прямого указания Закона для осуществления государственного кадастрового учета жилого дома на земельном участке с видом разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства требуется представление разрешения на строительство, а непредставление такого документа в период приостановления кадастрового учета служит правовым основанием для отказа в его осуществлении.
Этих требований закона суд не учёл, не принял во внимание конкретные обстоятельства дела, связанные с видом разрешённого использования земельного участка, пришёл к неправильному выводу о том, что решение органа государственной власти не основано на законе.
На основании изложенного решение Троицкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2017 года подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 311, п. 1, п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Троицкого районного суда г. Москвы от 12 декабря 2017 года отменить и постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Бусыгина Г.А. к Управлению Росреестра по г. Москве об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта, восстановлении нарушенного права отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.