Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 сентября 2018 г. N 5-АПГ18-73 настоящее решение оставлено без изменения
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А,
при секретаре Кахно М.С,
с участием прокурора Ларионовой О.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1488/2018 по административному исковому заявлению Шведовой О. П, Баринова И. Б, Голуенко А. В. о признании незаконным решения Московской городской избирательной комиссии N 30/1 от 13 декабря 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
23.11.2017 г. избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский приняла решение N 1/1 "О ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума", по результатам которого ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума муниципального округа Хорошевский в г. Москве и протокол собрания инициативной группы направлены в Совет депутатов муниципального округа Хорошевский в г. Москве.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 13.12.2017 г. N 30/1 "О жалобе Астахова А.В." удовлетворена жалоба Астахова А.В, отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский от 23.11.2017 г. N 1/1 "О ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума" и на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.
Шведова О.П, Баринов И.Б, Голуенко А.В. обратились с административным иском в Московский городской суд, в котором просят признать незаконным решение Московской городской избирательной комиссии N 30/1 от 13 декабря 2017 года, указав в обоснование требований на то, что решение не основано на нормах действующего законодательства, принято с превышением установленной законом компетенции по жалобе лица, не являющегося членом инициативной группы, права которого решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский от 23.11.2017 г. N 1/1 не затронуты, нарушает права и законные интересы инициативной группы по проведению референдума.
Ходатайство подписано всеми членами инициативной группы и подано с приложением всех установленных законом документов как единый документ. Подписи заявителей удостоверены нотариусом.
Считают, что правовых оснований для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский от 23.11.2017 г. N 1/1 у Московской городской избирательной комиссии не имелось.
В судебное заседание административные истцы Шведова О.П. и ее представитель Овраменко А.И, Баринов И.Б. и его представитель Тамурка А.В, Голуенко А.В. явились, заявленные требования поддержали. Указали, что, по их мнению, решение Московской городской избирательной комиссии принято неуполномоченным органом, поскольку городская комиссия не является вышестоящей по отношению к избирательной комиссии при проведении местного референдума. Решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский могло быть отменено только в судебном порядке. Полагали, что обжалуемое ими решение принято за пределами срока, предусмотренного избирательным законодательством. Кроме того, представленные в избирательную комиссию документы по инициированию проведения местного референдума отвечают требованиям Закона г. Москвы "О референдуме в городе Москве".
Представитель Московской городской избирательной комиссии Рыкунов М.А. возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Заинтересованное лицо Астахов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Выслушав административных истцов и их представителей, представителя Московской городской избирательной комиссии, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ( п. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 12 названного Федерального закона на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. При этом вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6 указанной статьи Закона).
Порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен статьей 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Так, с соответствии с указанной нормой инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (пункт 2).
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума (пункт 3).
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (пункт 4).
Комиссия, указанная в пункте 2 данной статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (пункт 5).
Аналогичный порядок реализации инициативы проведения референдума закреплен в статьях 8, 9 Закона города Москвы от 18.04.2007 N 11 "О референдумах в городе Москве".
Так, в силу п. 1 ч. 2 ст. 8 названного закона инициатива проведения местного референдума принадлежит жителям города Москвы, имеющим право на участие в местном референдуме в соответствующем муниципальном образовании.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона г. Москвы каждый житель или группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 50 человек - в муниципальном образовании, в котором зарегистрировано до 50 тысяч участников референдума.
Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации группы в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования (далее - муниципальная комиссия) при выдвижении инициативы по проведению местного референдума (ч. 4 ст. 9 Закона). С момента обращения инициативной группы соответствующая избирательная комиссия действует в качестве комиссии референдума.
Ходатайство инициативной группы по проведению референдума должно быть подписано всеми членами указанной группы. Подписи членов инициативной группы по проведению референдума удостоверяются нотариально (ч. 7 ст. 9 Закона).
В случае если инициативная группа по проведению референдума образована жителями города Москвы в соответствии с частью 1 или 2 статьи 9, к ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (ч. 8 ст. 9 Закона).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.11.2017 проведено общее собрание членов инициативной группы по проведению местного референдума, на котором сформулированы вопросы местного референдума в Хорошевском районе г. Москвы и принято решение о подаче необходимых документов в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский.
Для вынесения на местный референдум предложены следующие формулировки вопросов референдума: "С читаете ли вы, что парк "Берёзовая роща" на улице Куусинена в существующих границах объекта природного комплекса N 195 - САО должен быть сохранен для потомков как целостный и неделимый природный объект, выполняющий принципиально важные для москвичей экосистемные функции?", "Считаете ли вы, что для ликвидации проблем с парковочным пространством в Хорошевском районе необходимо построить муниципальные многоуровневые парковочные комплексы в достаточном количестве?".
10 ноября 2017 года жители района Хорошевский САО города Москвы в лице инициаторов Шведовой О.П, Баринова И.Б, Голуенко А.В. обратились в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума района Хорошевский САО города Москвы.
К ходатайству, подписанному членами инициативной группы, приложены протокол собрания инициативной группы жителей района Хорошевский САО города Москвы от 07 ноября 2017 года, 52 ходатайства членов инициативной группы по проведению референдума в Хорошевском районе САО города Москвы, удостоверенные нотариально.
23.11.2017 г. избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский приняла решение N 1/1 "О ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума", по результатам которого ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума муниципального округа Хорошевский в г. Москве и протокол собрания инициативной группы направлены в Совет депутатов муниципального округа Хорошевский в г. Москве.
13.12.2017 г. в Московскую городскую избирательную комиссию поступила жалоба жителя муниципального округа Хорошевский г. Москвы А.В. Астахова на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский от 23.11.2017 г. N 1/1 "О ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума".
13.12.2017 г. Московской городской избирательной комиссией принято решение N 30/1 "О жалобе Астахова А.В.", которым жалоба Астахова А.В. удовлетворена, решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский от 23.11.2017 г. N 1/1 "О ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума" отменено, на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.
Основанием к отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский послужило нарушение инициативной группой положений п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 9 Закона г. Москвы "О референдумах в г. Москве".
14.12.2017 г. избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский принято решение N 23/1 "Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума".
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона г. Москвы "О референдумах в г. Москве" подготовку и проведение референдумов в городе Москве осуществляют следующие комиссии референдума: Городская комиссия, муниципальные комиссии, территориальные комиссии, участковые комиссии референдума.
Московская городская избирательная комиссия является избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Порядок ее формирования, компетенция и полномочия определяются Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, Законом г. Москвы от 23.04.2003 N 23 "О Московской городской избирательной комиссии", Законом г. Москвы "О референдумах в г. Москве".
В соответствии с п. 7 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума (п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Московская городская избирательная комиссия образуется для обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, организации и проведения на территории города Москвы выборов и референдумов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы (ст. 1 Закона г. Москвы от 23.04.2003 N 23).
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона г. Москвы от 23.04.2003 N 23 Мосгоризбирком является государственным органом города Москвы, организующим подготовку и проведение на территории города Москвы выборов и референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами города Москвы.
В соответствии с п. п. 1, 7, 19, 21 ч. 2 ст. 7 названного Закона города Москвы от 23.04.2003 N 23 Городская комиссия осуществляет на территории города Москвы контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
Согласно ч. 4 ст. 9 этого же Закона Городская комиссия в пределах своей компетенции рассматривает поступившие к ней в период избирательной кампании, кампании референдума обращения и дает лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок.
Таким образом, Московская городская избирательная комиссия обладала необходимой компетенцией и полномочиями по рассмотрению поступившей к ней жалобы Астахова А.В. и принятию соответствующего решения.
Ссылки административных истцов на нарушение Московской городской избирательной комиссией срока, предусмотренного ч. 18 ст. 9 Закона г. Москвы "О референдумах в г. Москве", основаны на неправильном толковании данной нормы, которая предусматривает пятнадцатидневный срок для муниципальной комиссии по рассмотрению ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и не регламентирует вопрос о сроках рассмотрения жалоб и обращений граждан в Московскую городскую избирательную комиссию.
По смыслу п. 3 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ч.ч. 4, 6 и 7 ст. 9 Закона г. Москвы "О референдумах в городе Москве" необходимым документом для инициирования местного референдума жителями муниципального образования является соответствующее ходатайство, подписанное необходимым количеством членов инициативной группы. Буквальное толкование данных положений позволяет сделать вывод о том, что в избирательную комиссию подается одно ходатайство как единый документ, поскольку именно инициативная группа как одно целое, являясь фактически уполномоченным органом, представляет интересы граждан, выразивших волеизъявление о проведении местного референдума.
Как следует из представленных материалов и установлено в ходе судебного разбирательства, в избирательную комиссию муниципального образования было представлено 52 ходатайства, каждое из которых содержит единоличную подпись каждого члена инициативной группы. При этом подписи на данных ходатайствах удостоверены нотариусом в разные дни.
Приведенные обстоятельства, по мнению суда, указывают на то, что в рассматриваемом случае каждый член инициативной группы действовал единолично и самостоятельно, что противоречит вышеприведенным положениям законодательства о референдуме.
В данной связи доводы административных истцов о том, что представленные к ходатайству в качестве приложения 52 ходатайства членов инициативной группы по проведению референдума в Хорошевском районе САО города Москвы, удостоверенные нотариально, должны рассматриваться как неотъемлемая часть основного документа (единый документ), а также о том, что нотариус не имеет возможности удостоверить необходимое количество подписей на одном документе, не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
Следовательно, Городская комиссия обоснованно пришла к выводу, что при принятии решения от 23.11.2017 N 1/1 избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Хорошевский нарушены положения ч.ч. 6 и 7 ст. 9 Закона г. Москвы "О референдумах в Москве".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Московская городская избирательная комиссия приняла решение в пределах своей компетенции и в соответствии с нормами действующего законодательства.
С учетом изложенного, суд в удовлетворении административного искового заявления Шведовой Ольги Павловны, Баринова Ивана Борисовича, Голуенко Алисы Владимировны о признании незаконным решения Московской городской избирательной комиссии N 30/1 от 13 декабря 2017 года отказывает.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Шведовой О. П, Баринова И. Б, Голуенко А. В. о признании незаконным решения Московской городской избирательной комиссии N 30/1 от 13 декабря 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.