Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Сибул Ж.А,
при секретаре Кахно М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" ДУ ЗПИФ "Маяк-Недвижимость" об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" ДУ ЗПИФ "Маяк-Недвижимость" обратилось с административным иском в Московский городской суд, в котором просило установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость объектов:
- нежилого здания площадью 2395,5 кв.м, расположенного по адресу ***, с кадастровым номером 77:01:0003020:2269 в размере его рыночной стоимости - 185 502 000 рублей,
- нежилого здания площадью 2657,20 кв.м, расположенного по адресу ***, с кадастровым номером 77:01:0003020:1102 в размере его рыночной стоимости - 247 293 000 рублей,
- нежилого здания площадью 40,3 кв.м, расположенного по адресу ***, с кадастровым номером 77:01:0003020:1048 в размере его рыночной стоимости - 978 000 рублей,
- нежилого здания площадью 687,6 кв.м, расположенного по адресу ***, с кадастровым номером 77:01:0003020:1049 в размере его рыночной стоимости - 34 100 000 рублей,
- нежилого здания площадью 28,0 кв.м, расположенного по адресу ***, с кадастровым номером 77:01:0003020:1051 в размере его рыночной стоимости - 917 000 рублей
на основании отчетов N DK /100-071/0-17/11, N DK /100-071/0-17/10, N DK /100-071/0-17/7, N DK /100-071/0-17/8, N DK /100-071/0-17/9 от 01.12.2017г, выполненных ООО "Группа компаний "Декарт".
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что является собственником указанных выше нежилых зданий, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки, установленная на основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года", значительно превышает их рыночную стоимость.
Поскольку общество является собственником нежилых зданий, несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца Аношина Т.В. исковые требования уточнила. Настаивала на установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года на основании экспертного заключения.
Иные лица в судебное заседания не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, заключение судебной экспертизы, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" ДУ ЗПИФ "Маяк-Недвижимость" на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью 2395,5 кв.м по адресу: *** с кадастровым номером 77:01:0003020:2269, нежилое здание общей площадью 2657,2 кв.м по адресу: *** с кадастровым номером 77:01:0003020:1102, нежилое здание общей площадью 40,3 кв.м по адресу: ***, корп.19 с кадастровым номером 77:01:0003020:1048, нежилое здание общей площадью 687,6 кв.м по адресу: *** с кадастровым номером 77:01:0003020:1049, нежилое здание общей площадью 28,0 кв.м по адресу: *** с кадастровым номером 77:01:0003020:1051.
На основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:2269 в размере 358 028 603,31 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1102 в размере 414 376 070,84 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1048 в размере 2 444 861,56 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1049 в размере 44 154 577,80 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1051 в размере 1 727 001,92 руб, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимости влияют на права и обязанности общества как плательщика налога.
При таких данных суд находит, что обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с положениями статьи 24. 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, которой закреплено право оспаривания результатов определения кадастровой стоимости за лицами, чьи права и обязанности затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости.
При этом суд учитывает, что указанной нормой возможность оспаривания кадастровой стоимости не поставлена в зависимость от вида объекта недвижимого имущества, наличия либо отсутствия в законодательстве о таких объектах нормы, напрямую закрепляющей в случаях определения рыночной стоимости объекта возможность установления его кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
Законодательный запрет на возможность определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости в отношении объектов капитального строительства, посредством указания их рыночной стоимости, отсутствует.
Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
По убеждению суда, подлежат отклонению доводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о законности государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об их утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
Судом также установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий и 18 декабря 2017 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 16 января 2018 года административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости, в связи с чем последний обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Маяк Эстейт-Менеджмент" ДУ ЗПИФ "Маяк-Недвижимость" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, установлении их кадастровой стоимости в размере, равном их рыночной стоимости, были представлены отчеты от 01 декабря 2017 года N DK /100-071/2-17/11, N DK /100-071/2-17/10, N DK /100-071/2-17/7, N DK /100-071/2-17/8, N DK /100-071/2-17/9 составленные ООО "Группа компаний "Декарт".
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 20 марта 2018 года по настоящему делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Апхилл".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты от 01 декабря 2017 года N DK/100-071/2-17/11, N DK/100-071/2-17/10, N DK/100-071/2-17/7, N DK/100-071/2-17/8, N DK/100-071/2-17/9 составленные ООО "Группа компаний "Декарт", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Эксперт пришел к выводу о
р ыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года: нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:2269 - в размере 194 574 335 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1102 - в размере 215 830 900 руб. ; нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1048 - в размере 3 156 128 руб. ; нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1049 - в размере 50 135 398 руб. ; нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1051 - в размере 2 282 664 руб.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости спорных нежилых зданий, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "Группа компаний "Декарт", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы. Мотивы, по которым представленные административным истцом отчеты об оценке признаны не соответствующими требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, подробно приведены экспертом в заключении.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых зданий в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "Группа компаний "Декарт", а по результатам судебной экспертизы.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд находит, что эксперт ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.
Суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом и ее производство поручалось выбранному экспертному учреждению; экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.
Суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объектов оценки; экспертом произведена оценка объектов с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01 января 2016 года.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов, не представлено.
Х одатайств о повторной экспертизе стороны не заявляли.
В названной ситуации оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда не имеется.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 01 января 2016 года.
Правила статьи 24. 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, устанавливают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При таких данных установленная настоящим решением кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2016 года применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года.
При этом датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату его обращения в Комиссию - 18 декабря 2017 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:2269 общей площадью 2395,5 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 194 574 335 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:2269, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1102 общей площадью 2657,2 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 215 830 900 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1102, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1048 общей площадью 40,3 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 3 156 128 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1048, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1049 общей площадью 687,6 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 50 135 398 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1049, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1051 общей площадью 28 кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, равной 2 282 664 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2016 года на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003020:1051, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением считать 18 декабря 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.