Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1693/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества Банк "Северный морской путь" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество Банк "Северный морской путь" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания площадью 2485,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:4794 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 398824400 руб.;
- нежилого здания площадью 2727,9 в.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:4795 по адресу: "... ", равной его равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 430986000 руб.;
- нежилого здания площадью 1465,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:1040 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 213901300 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных нежилых зданий и не согласен с их кадастровой стоимостью, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 27 декабря 2017 г. NАГ-35/14.12, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "КОНСУЛ ГРУПП-ОЦЕНКА". Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 26 января 2018 г. N51-6968/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец акционерное общество Банк "Северный морской путь" подало дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит установить кадастровую стоимость:
- нежилого здания общей площадью 2485,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:4794 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 411482000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого здания общей площадью 2727,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:4795 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 437886000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого здания общей площадью 1465,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:1040 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 231333000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
В судебном заседании представитель административного истца акционерного общества Банк "Северный морской путь" - Пахоруков Я.В, действующий по доверенности, поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А, де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности: нежилое здание общей площадью 2485,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:4794 по адресу: "... "; нежилое здание общей площадью 2727,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:4795 по адресу: "... "; нежилое здание общей площадью 1465,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:1040 по адресу: "... ", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанного спорного нежилого помещения определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002014:4794 в размере 512476629 руб. 57 коп, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002014:4795 в размере 552563096 руб. 65 коп, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002014:1040 в размере 290631172 руб. 89 коп.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости нежилых зданий и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 28 декабря 2017 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 26 января 2018 г. N51-6968/2018 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП результаты определения кадастровой стоимости нежилых зданий напрямую затрагивают его права и обязанности, поскольку административный истец, будучи собственником, является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном её рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Д оводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых зданий по состоянию на 1 января 2016 г, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП, административный истец представил суду отчет об оценке от 27 декабря 2017 г. NАГ-35/14.12, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "КОНСУЛ ГРУПП-ОЦЕНКА". В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного ответчика и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 20 марта 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 18 апреля 2018 г, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "АРХОНТ КОНСАЛТИНГ" Осыка В.С.:
- отчет об оценке от 27 декабря 2017 г. NАГ-35/14.12, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "КОНСУЛ ГРУПП-ОЦЕНКА", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 2485,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:4794 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 411482000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 2727,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:4795 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 437886000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 1465,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:1040 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 231333000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилых зданий, равной их рыночной стоимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А. в судебном заседании не оспаривал выводы оценочной судебной экспертизы, считает правильной кадастровую стоимость. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 18 апреля 2018 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "АРХОНТ КОНСАЛТИНГ" Осыка В.С, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее экономическое образование, прошел профессиональную переподготовку по специализации "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом о профессиональной переподготовке ППN682128 от 31 марта 2005 г, рег. номер 383-5Д; неоднократно проходил повышение квалификации по программе "Оценочная деятельность", "Финансовая-экономическая судебная экспертиза", подтверждается сертификатами и свидетельством; эксперт является членом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация Ассоциации Российских магистров оценки", регистрационный номер 552 от 20 октября 2007 г.; гражданская ответственность эксперта застрахована; стаж работы в оценочной деятельности составляет 11 лет, работает оценщиком в обществе с ограниченной ответственностью "АРХОНТ КОНСАЛТИНГ" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 18 апреля 2018 г. в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 27 декабря 2017 г. NАГ-35/14.12, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "КОНСУЛ ГРУПП-ОЦЕНКА", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002014:4794 в размере 411482000 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002014:4795 в размере 437886000 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002014:1040 в размере 231333000 руб, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002014:4794 в размере 411482000 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002014:4795 в размере 437886000 руб, нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0002014:1040 в размере 231333000 руб, являются законными и подлежат удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 28 декабря 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых зданий для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества Банк "Северный морской путь" об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 2485,8 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:4794 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 411482000 (четыреста одиннадцать миллионов четыреста восемьдесят две тысячи) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 2727,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:4795 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 437886000 (четыреста тридцать семь миллионов восемьсот восемьдесят шесть тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 1465,1 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0002014:1040 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 231333000 (двести тридцать один миллион триста тридцать три тысячи) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Датой обращения акционерного общества Банк "Северный морской путь" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 28 декабря 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0002014:4794, 77:01:0002014:4795, 77:01:0002014:1040 для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:01:0002014:4794, 77:01:0002014:4795, 77:01:0002014:1040 в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.