Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2039/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "НПО "Промтехсоюз" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НПО "Промтехсоюз" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью 858,9 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4949 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 72300000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 376,5 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4946 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 28900000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 906,3 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4948 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 75800000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 953,7 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4947 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 83000000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 1687,8 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4952 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 106700000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 1577,4 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4945 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 138800000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 895,6 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4950 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 74600000 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений и не согласен с их кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2016 г, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество организаций. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 10 июля 2017 г. N1286/17, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Реал-А.К.". Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 21 сентября 2017 г. N51-21653/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец общество с ограниченной ответственностью "НПО "Промтехсоюз" подало дополнительное (уточненное) административное искового заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения общей площадью 858,9 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4949 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 71851000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 376,5 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4946 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 28715000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 906,3 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4948 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 75816000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 953,7 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4947 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 79782000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 1687,8 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4952 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 108419000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 1577,4 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4945 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 141444000 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 895,6 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4950 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 75411000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "НПО "Промтехсоюз" - Богомолов А.А, действующий по доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А, де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности спорные нежилые помещения, расположенные по адресу: "... ", в частности: нежилое помещение общей площадью 858,9 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4949; нежилое помещение общей площадью 376,5 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4946; нежилое помещение общей площадью 906,3 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4948; нежилое помещение общей площадью 953,7 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4947; нежилое помещение общей площадью 1687,8 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4952; нежилое помещение общей площадью 1577,4 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4945; нежилое помещение общей площадью 895,6 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4950, что подтверждается свидетельствами о регистрации права.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" в отношении спорных нежилых помещений утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости нежилых помещений и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 7 сентября 2017 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 21 сентября 2017 г. N51-21653/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений напрямую затрагивают его права и обязанности, поскольку административный истец, будучи собственником, является плательщиками налога на имущество организаций в отношении спорных объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном её рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Д оводы административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП, административный истец представили суду отчет об оценке от 10 июля 2017 года N1286/17, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Реал-А.К.". В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителей сторон определением суда от 18 апреля 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 16 мая 2018 г. N120/05/2018, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое бюро" Скворцовым Д.Г.:
- отчет об оценке от 10 июля 2017 г. N1286/17, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Реал-А.К.", не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 858,9 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4949 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 71851000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 376,5 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4946 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 28715000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 906,3 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4948 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 75816000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 953,7 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4947 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 79782000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 1687,8 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4952 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 108419000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 1577,4 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4945 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 141444000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 895,6 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4950 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 75411000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилых помещений, равной их рыночной стоимости в размере, как это определено в заключении судебной экспертизы.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А. в судебном заседании не оспаривал выводы оценочной судебной экспертизы, однако считает правильной кадастровую стоимость объектов недвижимости. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 16 мая 2018 г. N120/05/2018, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое бюро" Скворцовым Д.Г, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждаются приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, прошел профессиональную переподготовку по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", что подтверждается дипломом ПП N070254 от 23 мая 2003 г, а также повышение квалификации по программе "Оценочная деятельность", что подтверждается свидетельством N0732/2007 от 26 декабря 2007 г.; сдал квалификационный экзамен в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", что подтверждается квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности N003352-1 от 13 февраля 2018 г.; эксперт является членом некоммерческого партнерства СРО "Деловой союз судебных экспертов", регистрационный номер в реестре N0800 от 24 октября 2014 г.; гражданская ответственность эксперта застрахована; стаж работы в области оценки с 2001 г, работает экспертом-оценщиком в обществе с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое Бюро".
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 16 мая 2018 г. N120/05/2018 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 10 июля 2017 г. N1286/17, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Реал-А.К.", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 г, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. и в размере, определенном в заключении судебной оценочной экспертизы, являются законными и подлежат удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 7 сентября 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "НПО "Промтехсоюз" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 858,9 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4949 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 71851000 руб.;
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 376,5 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4946 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 28715000 руб.;
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 906,3 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4948 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 75816000 руб.;
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 953,7 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4947 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 79782000 руб.;
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 1687,8 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4952 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 108419000 руб.;
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 1577,4 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4945 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 141444000 руб.;
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 895,6 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0002008:4950 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 75411000 руб.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "НПО "Промтехсоюз" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 7 сентября 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.