Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-2043/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИБ-МАРКЕТ"к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилогозданияи земельного участка, равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СИБ-МАРКЕТ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания общей площадью 2122,5 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:1011 по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 августа 2017 г. в размере 194520304 руб.;
- земельного участка площадью 1600 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:11 по адресу: "... ", равной его равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в размере 41737645 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания и арендатором земельного участка, не согласен с кадастровой стоимостью этих объектов недвижимости, считает её завышенной и несоответствующей, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлены отчеты об оценке от 31 октября 2017 г. N17-20886/1, от 22 сентября 2017 г. N17-20886/2, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Свисс Аппрэйзал Раша энд СиАйЭс". Досудебный порядок урегулирования спора соблюден, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 5 декабря 2017 г. N51-29803/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости. С учетом изложенного административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания, равной его рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец общество с ограниченной ответственностью "СИБ-МАРКЕТ" подало дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость:
- нежилого здания общей площадью 2122,5 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:1011 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 185947554 руб. и определенной по состоянию на 25 августа 2017 г.;
- земельного участка площадью 1600 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:11 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 40786703 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "СИБ-МАРКЕТ" - Сердюков В.А, действующий по доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А, де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителя указанного лица, участвующего в деле, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 2122,5 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:1011 по адресу: "... ", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Также административный истец является арендатором земельного участка площадью 1600 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:11 по адресу: "... ", на основании договора аренды земельного участка от 30 мая 2006 г. NМ-08-026750.
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ, статей 65, 66 Земельного кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорного нежилого здания и плательщиком арендной платы за пользование земельным участком. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьёй 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ налоговая база в отношении нежилого здания и арендная плата за спорный земельный участок определяются исходя из их кадастровой стоимости.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 25 августа 2017 г. в размере 257180480 руб. 85 коп.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 66051088 руб.
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 21 ноября 2017 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 5 декабря 2017 г. N51-29803/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что утвержденные постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП, N791-ППрезультаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости напрямую затрагивают его права и обязанности, поскольку административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорного нежилого здания и плательщиком арендной платы за земельный участок, которые исчисляются исходя кадастровой стоимости данных объектов недвижимости. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном её рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Д оводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости нежилого здания по состоянию на 25 августа 2017 года, земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества, административный истец представил суду отчеты об оценке от 31 октября 2017 г. N17-20886/1, от 22 сентября 2017 г. N17-20886/2, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Свисс Аппрэйзал Раша энд СиАйЭс". В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного ответчика и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводстваРФ определением суда от 18 апреля 2018 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 15 мая 2018 г. N117/05/2018, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое Бюро" Белоноговым С.Б.:
- отчеты об оценке от 31 октября 2017 г. N17-20886/1, от 22 сентября 2017 г. N17-20886/2, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Свисс Аппрэйзал Раша энд СиАйЭс", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого зданияобщей площадью 2122,5 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:1011 по адресу: "... ", по состоянию на 25 августа 2017 г. составляет 185947554 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 1600 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:11 по адресу: "... ", по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 40786703 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилого здания и земельного участка, в размере их рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Агатов А.А. не оспаривал выводы оценочной судебной экспертизы, но считает правильной и достоверной кадастровую стоимость. При этом административные ответчики не привели суду конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии заключения оценочной судебной экспертизы требованиям действующего законодательства. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 15 мая 2018 г. N117/05/2018, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое Бюро" Белоноговым С.Б, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимого имущества основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного, затратного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждается приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее техническое образование, дополнительное профессиональное образование в области оценочной деятельности, прошел профессиональную переподготовку по специализации "Оценка стоимости предприятий (бизнеса)"; является действующим членом некоммерческого партнерства СРО "Деловой союз судебных экспертов", регистрационный номер 083; гражданская ответственность застрахована по полису страхования ответственности в САО "ВСК"; имеет стаж работы в области оценочной деятельности с 2007 г.; работает в обществе с ограниченной ответственностью "Экспертно-правовое Бюро"" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы15 мая 2018 г. N117/05/2018 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчетов об оценке от 31 октября 2017 года N17-20886/1, от 22 сентября 2017 г. N17-20886/2, подготовленных оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Свисс Аппрэйзал Раша энд СиАйЭс", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорного нежилого здания по состоянию на 25 августа 2017 г. в размере 185947554 руб. и земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 40786703 руб, положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания общей площадью 2122,5 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:1011 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 185947554 руб. и определенной по состоянию на 25 августа 2017 г.;
- земельного участка площадью 1600 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:11 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 40786703 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 21 ноября 2017 г. Датой внесения изменений в государственный кадастровый учет в отношении нежилого здания является 25 августа 2017 года. Следовательно, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилого здания применяется с 25 августа 2017 года, земельного участка применяется с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "СИБ-МАРКЕТ" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка, равной их рыночной стоимости, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью 2122,5 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:1011 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 185947554 (сто восемьдесят пять миллионов девятьсот сорок семь тысяч пятьсот пятьдесят четыре) руб. и определенной по состоянию на 25 августа 2017 г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1600 кв.м. с кадастровым номером 77:08:0006006:11 по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости, равной 40786703 (сорок миллионов семьсот восемьдесят шесть тысяч семьсот три)руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "СИБ-МАРКЕТ" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 21 ноября 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимостьнежилого здания с кадастровым номером 77:08:0006006:1011 для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 25 августа 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимого имущества, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0006006:11 для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимого имущества, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0006006:1011, земельного участка с кадастровым номером 77:08:0006006:11 в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.