Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Быковской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-2147/2018 по административному исковому заявлению ЗАО "ИК "Северная звезда" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость объектов недвижимости, а именно:
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 149 729 000 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 136 118 000 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 287 989 000 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 78 103 500 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 97 018 000 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 63 399 500 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником указанных выше объектов недвижимости. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему зданий, налоговая база по которому исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость нежилых зданий, принадлежащих административному истцу, утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в следующем размере:
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 278 416 461,31 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 264 750 409,08 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 518 727 073,98 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 147 854 054,19 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 184 637 118,12 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 119 445 758,78 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику ООО "Алгебраил" за составлением отчетов об оценке рыночной стоимости указанных выше объектов. В отчетах об оценке определена рыночная стоимость объектов недвижимости в том размере, который заявлен истцом при обращении в суд.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 28.03.2017г, 04.04.2018г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, уточненные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: здание по адресу: *** с кадастровым номером ***; здание по адресу: *** с кадастровым номером ***; здание по адресу: *** с кадастровым номером ***; здание по адресу: *** с кадастровым номером ***; здание по адресу: *** с кадастровым номером ***; здание по адресу: *** с кадастровым номером ***.
По итогам государственной кадастровой оценки постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП утверждена кадастровая стоимость в отношении указанных объектов недвижимости.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке, составленные ООО "Алгебраил", в которых оценщиком определена рыночная стоимость зданий.
Данные отчеты об оценке представлялись административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решениями Комиссии от 28.03.2017г, от 04.04.2017г. заявления истца о пересмотре кадастровой стоимости были отклонены.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленных отчетов об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 19 апреля 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза.
Судебным экспертом определено, что отчеты об оценке, составленные ООО "Алгебраил" и представленные истцом в обоснование исковых требований, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности. Судебным экспертом определена рыночная стоимость объектов недвижимости в следующем размере:
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 114 773 029 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 87 996 441 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 190 706 162 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 81 292 290 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 103 809 862 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 16 839 336 руб.
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016 г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов согласно выписке о кадастровой стоимости.
Административный истец с заключением экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил.
В судебное заседание вызван эксперт, проводивший экспертизу, который выводы экспертного заключения подтвердил.
От представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы вопросов к эксперту не поступило.
От представителя Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы замечаний к экспертному заключению не поступило каких-либо ходатайств, в том числе, ходатайств о проведении повторной, дополнительной экспертизы заявлено не было.
При таких обстоятельствах, учитывая, что эксперт предупреждался судом об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, о чем в материалах дела имеется подписка, оснований не доверять выводам эксперта, указанным в заключении у суда не имеется.
При оценке объектов экспертом учтены имеющиеся в материалах дела акты технического обследования зданий для определения физического износа, составленные ООО "Триа-Гамма", из содержания которых следует, что физический износ зданий составляет 50 и более %.
Здание с кадастровым номером ***, рыночная стоимость которого определена экспертом в размере 16 839 336 руб, представляет из себя металлический тент, его физический износ составляет 70%.
Судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Административный истец с заключением судебного эксперта согласился, требования уточнил. О назначении повторной, дополнительной экспертизы стороны ходатайств не заявляли.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость зданий должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 13 марта 2017 года в отношении объектов с кадастровыми номерами ***, ***, ***; 14 марта 2017 года в отношении объектов с кадастровыми номерами ***, ***, ***.
Поскольку заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости поданы 13 и 14 марта 2017 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость по состоянию на 01 января 2016 года:
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 114 773 029 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 87 996 441 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 190 706 162 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 81 292 290 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 103 809 862 руб.
- объекта капитального строительства (здания) по адресу: *** с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости в размере 16 839 336 руб.
Кадастровая стоимость установлена на период с 1 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 марта 2017 года в отношении объектов с кадастровыми номерами ***, ***, ***; 14 марта 2017 года в отношении объектов с кадастровыми номерами ***, ***, ***.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.